Выбор судьи Букреева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Чуть больше года спустя после того скандального процесса Букреев и сам стал вдруг фигурантом уголовного дела, а еще через год, 18 ноября 2005-го, он и вовсе оказался под следствием по весьма странному обвинению в мошенничестве, - его даже заключили под стражу, что само по себе беспрецедентное для России событие. Разрешение на арест Букреева давала Высшая квалификационная коллегия судей России (ВККС) – основной орган управления судейской корпорации страны. Главной военной прокуратуре России (ГВП), расследующей дело Букреева, понадобилось всего полгода, чтобы пройти все судейские инстанции, добиться согласия ВККС – и в итоге арестовать Букреева.
Судьи капитулировали перед прокуратурой
В России декларируется независимость судей, которая базируется на принципах демократичности и коллегиальности управления судейского сообщества. То есть судьям предоставлена определенная автономия в рамках своей корпорации. Чтоб защитить судью от любого давления, существует несколько ступеней, на каждой из которых обвинитель – в данном случае ГВП – должен доказать судейскому сообществу необходимость заключения их коллеги под стражу. Сама по себе процедура длинная, долгая. На практике сложно выполнимая, требующая в условиях нашей страны гигантские административные и материальные ресурсы. Тем не менее, необходимая и признанная во всем мире, как основная мера для обеспечения независимости суда. И ГВП процедуру эту прошла, добившись в ноябре 2006 года ареста Букреева.
Уже одно только это говорит об уникальности дела судьи Букреева. Но 9 марта 2007 года в судейской корпорации страны произошла и вовсе революция – Владимир Букреев, не лишенный, заметьте, официального статуса судьи - был оставлен под стражей решением Московского гарнизонного военного суда. Хотя по закону такое решение должна принимать ВККС.
Продлевая сроки содержания под стражей до сих пор остающемуся судьей Владимиру Букрееву решением гарнизонного суда, отказавшись от принятой процедуры, судьи, таким образом, создали прецедент, когда прокуратура может начать уголовное преследование в отношении любого служителя Фемиды, не спрашивая согласия судейской корпорации.
Впрочем, надеяться на защиту ВККС после того, как 21 ноября 2006 года она безропотно сдала ГВП Владимира Букреева, судьям не стоит. Автор присутствовал на том историческом заседании и был поражен цинизмом представителей верхушки судейской корпорации. Выступая тогда перед судьями, Владимир Букреев особо подчеркивал, что следствие по его делу почти закончено, никаких оперативных действий в течение довольно длительного времени не проводится и, соответственно, нет необходимости держать его под стражей.
Кроме того, Букреев сообщил, что он тяжело болен, не так давно перенес сложнейшую операцию на позвоночнике. Несколько раз он акцентировал внимание судей на том, что его недуг не позволяет отбывать наказание за решеткой даже в том случае, если его вина будет доказана. "Заключение под стражу инвалида второй группы, - говорил Букреев, - попадает под определение бесчеловечно жестокого обращения". Тем не менее, члены ВККС, со многими из которых Букреев знаком лично, остались глухи к его зову.
Зато они хорошо услышали аргументы обвинения - в большинстве своем похожие на бред душевнобольного. Так, основной причиной, почему ГВП потребовала изменить судье меру пресечения, стало то, что Букреев пользуется большим авторитетом в Ростове, и это мешает расследованию. То есть хорошая репутация – это повод для заключения под стражу.
Букреева задержали прямо в холле "Президент-отеля", где проходило заседание ВККС. После оглашения вердикта расстроенный судья направлялся к выходу. Но путь ему преградили молодчики в штатском. И, аккуратно подхватив его за рукава, потащили в неизвестном направлении.
Таким образом, в России произошло знаковое событие - еще никогда в новейшей истории страны столь высокопоставленный представитель судейской корпорации не оказывался в заключении. Этот прецедент – не только опасный, несущий угрозу независимости российских судов, но и весьма показательный. На деле это означает, что судьи капитулировали перед прокуратурой.
Охота на ведьм
Сегодня в России прокуратура действует с большим напором. После череды международных скандалов, связанных с уголовным преследованием Гусинского, Березовского, Ходорковского и прочих, находящиеся в производстве прокуратуры громкие дела так или иначе приобретают политический оттенок. Понятно, что такая задача поставлена властями, испытывающими необходимость в разгребании старых завалов. Однако, как отмечают многие независимые эксперты и правозащитники, поток громких дел в последние годы приобретает характер охоты на ведьм. Чем больше известных обществу, значимых фигур оказывается под следствием, тем большее значение и влияние приобретает прокуратура.
Конечно, большинство известных дел, расследуемых прокуратурой, возникли не на пустом месте. И дело судьи Букреева, если не вдаваться в подробности, а исходить лишь из официальной информации, хорошо укладывается в русло борьбы с коррупцией. Настолько хорошо, что председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, кажется, готов устроить из этого дела показательный процесс. Действительно, высокопоставленный судья, известный всей России и частично цивилизованному миру благодаря делу полковника Буданова, попадается на взятках, и судьи беспощадно, на глазах всего общества отправляют его за решетку. Красиво, ничего не скажешь.
Судя по всему, для председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева дело Владимира Букреева – принципиально важное. Лебедев - выдающийся судья, занимающий свой нынешний пост с 1989 года и побивающий все рекорды нахождения в кресле одного из высших чиновников страны, при разных президентах и разных политических ветрах. Не умаляя его действительных достоинств (все-таки судебная реформа в стране прошла под его руководством), нужно сказать, что Лебедев всегда был лоялен и полезен властям.
Учитывая политические реалии, дело судьи Букреева – сегодня почти удача для Лебедева. Великолепная возможность продемонстрировать Кремлю, что возглавляемая им судейская корпорация по-прежнему прекрасно понимает все запросы и необходимости текущего политического момента.
Но дело судьи Букреева выглядит так только, если не знать его подробностей, а также подоплеку процесса над Будановым, когда Букреев был поставлен перед нелегким выбором. И он сделал этот выбор, после чего российской юстиции рукоплескал весь мир. Несмотря на то, что из-за потока гробов, к Чечне и чеченцам в российском обществе было очень неоднозначное отношение, несмотря на то, что армия и власти сделали все, чтобы Буданов избежал тюрьмы, суд все же вынес жесткий приговор. Приговор, после которого все крупнейшие газеты мира признали, что Россия, где юстиция имеет в себе силу принимать такие решения вопреки всему, является все-таки правовым государством. Можно сказать, это была историческая веха, и судья Букреев выступил тогда символом возрождавшейся правовой системы России.
О том, что это был за выбор для Букреева, сегодня мало кто знает. Но так сложилось, что автору довелось довольно близко общаться с участниками того исторического процесса. И пришло время рассказать то, о чем многие предпочитают молчать.
Роковой приговор
В среде высокопоставленных военных и депутатов Госдумы некогда бытовало мнение, что подоплека дела Буданова – это интриги против одного из руководителей операции в Чечне генерала Владимира Шаманова - покровителя, однополчанина и старшего друга Юрия Буданова.
Когда 31 декабря 2002 года суд признал полковника невменяемым, для участников подковерной интриги дело Буданова было логически завершено – признанный сумасшедшим полковник выводился из игры, не являлся больше разменной монетой и фактически был никому не нужен, поскольку Шаманов к тому моменту был уже давно удален из армии.
Тем не менее, 28 февраля 2003 года Верховный суд вместо проштамповывания, как часто бывает, приговора нижестоящей судебной инстанции неожиданно вынес решение, что никакой Буданов не сиюминутно-помешанный, а был вполне вменяем, когда похищал и душил несчастную жертву, и, значит, не лечение ему следует прописывать, а дальнейшее судебное разбирательство. И причем в другом составе.
Летом 2003 года, когда второй судебный процесс над полковником был в самом разгаре, благодаря журналистским расследованиям стало очевидно, что основные свидетели защиты Буданова врали. Судью Букреева, который пересматривал дело, не раз вызывали в Москву для консультаций, в том числе и с председателем Верховного суда. Обстоятельства дела разбирались на Старой площади. В итоге Букрееву сказали в Москве – мол, решай сам.
И хотя обвинения в изнасиловании были сняты, Буданов получил десять лет реального срока. Невиданный и беспрецедентный приговор. Однако нужно понимать, чего это стоило самому Букрееву. Ведь на него оказывалось не только элементарное давление со стороны военных и властей. Букреев вырос в этой системе военного судопроизводства, где судья носит погоны и подчиняется воинскому уставу. Все эти годы он был идеально встроен в систему, успешно поднимался по служебной лестнице, пройдя путь от военного судьи в Забайкалье до первого зампреда Северо-Кавказского окружного военного суда. У Букреева - 8 медалей, за 20 лет работы судьей у него не было ни одного (!) отмененного приговора или судебного решения. Потому ему и доверили вести этот процесс.
Вынести именно такой приговор Буданову - это был еще и личный поступок для Букреева. Переломный момент всей его карьеры и жизни. И тогда этому приговору рукоплескал весь мир – казалось, поступок Букреева был предвестником того, что в России все же что-то меняется к лучшему. Появились ростки истинной справедливости, и не все меряется только наличием влияния, связей и величиной взяток. Дело Буданова показало всему миру, что у России есть надежда встать на путь цивилизованного развития.
Записки с угрозами
С тех пор прошло почти четыре года – и сегодня судья Букреев сидит в одном из московских СИЗО. Он тяжело болен, его хотят посадить в карцер, отказывают в квалифицированной медицинской помощи. Его преследуют по странному обвинению в мошенничестве, расследование ведет ГВП, и в деле нет ни одного вещдока. Со времен брежневского зятя Чурбанова это первый случай в российской уголовной практике, когда человека судят за взятки только на основании свидетельских показаний, причем полученных спустя несколько лет после предполагаемого преступления.
Эти подробности тщательно скрываются от общественности. Прокуратура и спецслужбы очень болезненно реагируют на любую публикацию о Букрееве. И это неудивительно. Ведь если знать все детали дела судьи Букреева, то оно с любых сторон выглядит, мягко говоря, сомнительно. Как в части отсутствия доказательств, так и с точки зрения декларируемой судьями борьбы с коррупцией в собственных рядах.
Такое отношение к высокопоставленному судье фактически показывает, что рано или поздно любому служителю Фемиды в стране могут отомстить за принятое вразрез с чьими-то интересами решение. Ведь нет сомнений, что в исходе дела Букреева так или иначе заинтересована бывшая военная элита. Мало того, в этом направлении, судя по всему, принимаются определенные лоббистские усилия. "Об этом свидетельствует, в частности, записка, полученная Букреевым еще во время процесса над Будановым, - рассказывает адвокат судьи Андрей Лещиков. – В ней говорится, что если Букреев осудит полковника, то рискует сам оказаться на его месте. Записка подписана некой г-жой Шалмановой. Однако мы предполагаем, что в действительности речь идет о супруге генерала Владимира Шаманова, а опечатка допущена намеренно".
Как бы то ни было, мартовское продление срока содержания Букреева под стражей, без соответствующего решения ВККС, показывает слабость судейского сообщества перед прокуратурой. Отношение ВККС к делу Букреева в целом - очевидный сигнал властям о лояльности судейской верхушки. Что само по себе довольно грустно, поскольку заставляет усомниться в декларируемой независимости судов.
Будущее Владимира Букреева сейчас неизвестно – он продолжает сидеть в столичном СИЗО №5. Его адвокаты даже не знают, когда будет суд. Они рассказывают, что в ноябре прошлого, 2006 года уголовное дело против Букреева было выделено из общего дела о взяточничестве. Судья был арестован, и они начали знакомиться с материалами, но вскоре Московский гарнизонный военный суд признал такое разделение дела незаконным. "Таким образом, незаконным является и дальнейшее содержание Букреева под стражей, - объясняет адвокат Андрей Лещиков, - но никто не спешит выпускать его на свободу. Что сейчас происходит с делом – нам неизвестно. Мы будем обжаловать все незаконные действия следствия, в частности, незаконное содержание судьи под стражей".
10 апреля 2007 года
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08