Эксперт МХГ требует вмешательства президента России в ситуацию в Ингушетии и Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На сегодняшний день обстановка на территории республик Ингушетии и Чечни продолжает ухудшаться, и события, как в этих республиках, так и в соседних регионах, могут полностью выйти из-под контроля федерального центра, так считает эксперт Московской Хельсинкской группы по Северному Кавказу Асламбек Апаев.
В своем открытом письме Президенту России Владимиру Путину он пишет, что "подобному развитию ситуации в первую очередь способствуют не только действия террористов, а произвол, творимый в отношении гражданского населения представителями различных силовых структур, в том числе и командированных в данные регионы "для наведения порядка".
Правозащитник утверждает, что имеет множество фактов того, что при исполнении своих служебных обязанностей работники правоохранительных органов "не соблюдают практически ни одной статьи Конституции страны". "Представители силовых структур в целях извлечения собственной выгоды (повышения в звании, получения государственных наград и иных привилегий), искусственно завышают раскрытие фактов террористических проявлений. В большинстве случаев, в совершении преступных деяний и террористических актов обвиняются совершенно безвинные люди, что в свою очередь ведет к росту недоверия к органам государственной власти", - заявляет Апаев в своем письме.
При этом правозащитник отмечает, что увеличение числа прикомандированных в регион сотрудников силовых ведомств и штатных единиц "силовиков" на местах не приведет к улучшению ситуации, до тех пор, пока не будет наведен необходимый порядок непосредственно в рядах работников правоохранительных структур.
Среди нарушений силовиков Апаев упоминает подбрасывание оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и т.п., с применение недопустимого физического насилия, которые заставляют совершенно невинных граждан "сознаваться" в якобы совершенных преступлениях.
Кроме того, при проведении "спецопераций" в населенных пунктах, "силовики" открыто нарушают право на неприкосновенность жилища, проводят акции без санкции соответствующих органов и уведомления местных правоохранительных структур, применяя физическое насилие и психологическое истязание граждан, мародерство и грабеж частного имущества, отмечает эксперт.
Еще одним серьезным нарушением правозащитник считает то, что участники подобных "мероприятий" обычно бывают в масках. "При этом к проведению таких "операций" зачастую необоснованно привлекается огромное количество личного состава и бронетехники, что также влечет за собой целый ряд негативных последствий для мирных жителей", - пишет Апаев в своем открытом письме.
"До сих пор, - говорится в письме далее, - продолжают иметь место факты похищений и несанкционированных задержаний граждан представителями различных силовых структур. Волна похищений граждан, в свое время захлестнувшая Чечню, теперь перекинулась на Ингушетию, Дагестан и другие республики Северного Кавказа. При этом, практически за всеми этими похищениями стоят "неизвестные лица в камуфляжной форме и масках". Только за последнее время на территории Республики Дагестан было похищено 75 человек, местонахождение и дальнейшую судьбу которых так и не удалось установить".
Правозащитник отмечает, что сам столкнулся с этим явлением, поскольку едва не стал одной из очередных жертв "неустановленных лиц", передвигавшихся на автомашинах без номерных знаков и с тонированными стеклами, длительное время осуществлявших за ним слежку в центре города Назрань.
"Говоря о ситуации в регионах ЮФО, необходимо отметить, что фактически большая часть гражданского населения в нынешней ситуации находится вне поля конституционной защиты", - заявляет Асламбек Апаев. В первую очередь он имеет в виду вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и Пригородного района Северной Осетии, десятки тысяч которых до сих пор лишены элементарных условий для проживания и продления жизни, которые не имеют возможности получить потерянное не по их вине имущество и жилье, и лишены государственного содержания.
Между тем, как отмечает правозащитник, на протяжении последних нескольких лет федеральный центр неоднократно заявлял о своей готовности решить проблему возвращения вынужденных переселенцев из Пригородного района РСО-Алания и Чеченской Республики к местам постоянного проживания. В этой связи принимались различные постановления и указы, однако реальных шагов по решению этой проблемы, преодолению последствий осетино-ингушского конфликта, так и не принято. "Более того, под различными надуманными предлогами процесс возвращения людей к местам своего проживания вновь постоянно откладывается", - напоминает эксперт. Он отмечает, что этим открыто нарушаются Всеобщая Декларация прав человека, Рамочная Конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств, принятая в феврале 1995-го года, и целый ряд других международных документов, касающихся прав национальных меньшинств.
По мнению автора письма, ситуация на Северном Кавказе гораздо серьезнее и опаснее, чем это представляют высокопоставленные государственные чиновники и военные "деятели". Он считает, что эта ситуация требует немедленного вмешательства Президента, поскольку действия "силовиков" и представителей органов власти на местах, подталкивают население на протестные акции. "Подобное не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно накопившиеся проблемы грозят перейти в иную плоскость, что будет иметь непредсказуемый характер", - предупреждает эксперт.
Он отмечает, что на протяжении последних нескольких месяцев к нему обращались десятки граждан, с просьбой оказать содействие в установлении дальнейшей судьбы своих похищенных родственников и близких. "Поверьте мне, бывает очень тяжело видеть плачущих матерей, жен и сестер людей, увезенных в неизвестном направлении непонятно кем и неясно за что, - пишет Апаев. - Мне неоднократно приходилось отговаривать доведенных до отчаяния родственников похищенных, пытавшихся устроить массовые акции протеста, с блокированием автомобильных магистралей, административных и иных зданий, с требованиями вернуть своих близких".
Для решения всех этих вопросов, на взгляд правозащитника, было бы целесообразно создать специальную государственную комиссию, в состав которой вошли бы представители правозащитных и общественных организаций, как федерального, так и местного уровней. Целью деятельности такой комиссии он считает необходимым определить установление законности действий работников силовых ведомств, поиск похищенных людей и наказание виновных в совершении противоправных действий в отношении законопослушных граждан Российской Федерации.
Отдельно в своем письме эксперт МХГ поднимает вопрос, касающийся лиц, отбывающих сроки наказания в исправительных учреждениях. Он отмечает, что имеет достаточно фактов, свидетельствующих о том, что зачастую уголовные дела бывают просто сфабрикованы, и к ответственности привлекаются лица, абсолютно непричастные к инкриминируемым им деяниям. "Пересмотр уголовных дел такого рода, безусловно, сыграл бы важную роль в деле стабилизации обстановки на местах и повысил авторитет власти и доверие к ней народа", - считает правозащитник.
В заключение Асламбек Апаев отмечает, что Конституция государства, гарантом которой является Президент России, должна быть Законом для всех без исключения. "И в случае если нарушения конституционных прав граждан будут продолжаться, я оставляю за собой право обратиться в международные институты (ООН, ПАСЕ, ОБСЕ, профсоюзам США и стран Европы), с просьбой обратить внимание на происходящее и принять меры по пресечению дальнейших нарушений прав и свобод граждан в регионах ЮФО", - заявляет правозащитник.
Одним из фактов рассмотрения предлагаемой к созданию Апаевым комиссией могло бы стать задержание 30 августа в Назрани Ислама Белокиева, о котором писал "Кавказский узел".
По свидетельствам очевидцев, которых на месте происшествия опросили сотрудники Правозащитного Центра "Мемориал", убитый на рынке в Назрани житель Ингушетии Ислам Белокиев никакого сопротивления сотрудникам милиции не оказывал, а был просто застрелен. При желании его можно было бы достаточно легко задержать, отмечается в информации, опубликованной на сайте правозащитной организации.
Ряд информационных агентств со ссылкой на официальные источники передали, что убитый являлся боевиком и был убит во время спецоперации, отмечается в информации ПЦ "Мемориал". Так, старший помощник прокурора Республики Ингушетия Зинаида Томова сообщила РИА "Новости", что Ислам Белокиев был убит при проведении оперативно-розыскных мероприятий по его задержанию сотрудниками силовых структур.
Как сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в прокуратуре Ингушетии, в ходе проведения сотрудниками Центра "Т" МВД России и УФСБ по Республике Ингушетия оперативно-розыскных мероприятий по задержанию Белокиева Ислама 30 августа, последний оказал вооруженное сопротивление и ответным огнем был убит. На месте происшествия обнаружены пистолет ПМ и самодельная граната "хаттабка".
Между тем, сотрудники ПЦ "Мемориал" отмечают, что многочисленные свидетели происшествия видели, как сотрудники российских силовых структур подкладывали раненому Белокиеву пистолет и запал от гранаты. Свидетели также утверждают, что, вложив пистолет в руку Исламу Белокиеву, они произвели из него несколько выстрелов вверх.
-
22 ноября 2024, 10:34
Водоснабжение Гуково прекращено после аварии на насосной станции
-
22 ноября 2024, 07:23
-
22 ноября 2024, 05:26
-
22 ноября 2024, 00:31
-
21 ноября 2024, 17:03
-
21 ноября 2024, 16:22
Житель Тбилиси задержан за нападение на полицейских на акции протеста