Правозащитники рассказали президенту Франции о ситуации на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Представители Правозащитного центра (ПЦ) "Мемориал" рассказали Николя Саркози о грубых нарушениях прав человека на Северном Кавказе и их негативных последствиях.
О прошедшей вчера, 10 октября, встрече с президентом Франции корреспонденту "Кавказского узла" рассказала её участница, член Совета ПЦ "Мемориал", член Совета по правам человека при президенте России Светлана Ганнушкина.
Мероприятие состоялось в небольшом зале французского посольства в Москве. Началась встреча в 16 часов и длилась около получаса. Помимо Светланы Ганнушкиной, в ней приняли участие председатель Совета ПЦ "Мемориал" Олег Орлов и сотрудница северокавказского представительства этой общественной организации в Назрани (Ингушетия) Екатерина Сокирянская.
Пригласили правозащитников для того, чтобы они рассказали французскому лидеру о ситуации с правами человека в России. "Нам предложили кресла, а г-н Саркози сел напротив нас на кушетку. Рядом расположились посол Франции в России и другие сотрудники посольства. Видимо, было и несколько журналистов", - описывает Ганнушкина обстановку в зале. Президент, по её словам, слушал "мемориальцев" внимательно.
Затронуто было несколько ключевых проблем в области прав человека в России. Уже много лет непосредственно живущая и работающая на Северном Кавказе кандидат политических наук Екатерина Сокирянская поведала Николя Саркози о массовых убийствах, насилии в отношении гражданских лиц со стороны государственных вооруженных сил в Чечне начиная с 1999 года.
Далее, она описала, в какие формы это вылилось в Чечне в настоящее время: масштабных боевых действий уже нет, но обстановка оптимизма не внушает - фабрикуются уголовные дела, применяются пытки, продолжаются столкновения с вооружённым подпольем. Всё это, по словам Сокирянской, распространяется из Чечни на близлежащие республики: Ингушетию, Дагестан, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию.
Продолжая тему Северного Кавказа, Светлана Ганнушкина и Олег Орлов рассказали Саркози, как в 2005 году встречались с президентом Владимиром Путиным в Кремле и вручили ему доклад "Мемориала" "Конвейер насилия: нарушения прав человека в ходе проведения контртеррористических операций в Республике Ингушетия".
"Тогда, мы говорили Путину о том, что начинается в Ингушетии и к чему приводит та государственная политика насилия в отношении граждан (внесудебные расправы, "исчезновения" людей, пытки), которая там проводится. Путин получил это в руки. Результат: в республике продолжился прежний курс, и произошло то, от чего мы предостерегали. Началась ответная реакция. Если раньше это была абсолютно лояльная федеральной власти республика, то сейчас это уже далеко не так и некоторые местные жители даже вступили на путь вооружённой борьбы с властью. Удивляться этому не приходится", - сказала Ганнушкина.
Олег Орлов сообщил президенту Франции о сужении возможностей работы в российских архивах для историков, занимающихся исследованиями нарушений прав человека в советское время. Он сказал, что в стране идёт пересмотр истории в сторону героизации её советского периода, в том числе, сталинского времени.
Так, по словам Орлова, власть "забыла" о 70-летии "Большого террора" 1937 года. Бурно отмечаются совершено другие события этого года, например, экспедиция группы Папанина на Северный полюс. Глава правозащитного центра выразил беспокойство тем, что такой подход устанавливается и в сфере образования, воспитания детей. "Это нас очень беспокоит", - заявил Орлов.
"Я говорила Саркози о свободе слова в России. О запрете на некоторые темы, в частности, о нарушениях прав человека на Северном Кавказе, и на некоторые имена на телевидении. О том, что телевидение для правозащитников и оппозиционных политиков, во всяком случае, для активистов "Мемориала" - фактически, не доступно. О том, что на общефедеральном государственном радиоканале у ПЦ "Мемориал" была своя передача, но в 1999 году - году прихода к власти Путина - она была закрыта", - говорит Светлана Ганнушкина.
Правозащитница рассказала, что в 90-е годы очень много выступала по проблемам беженцев и другим темам на телевидении и в 1999 году была награждена медалью Парламентской ассамблеи стран СНГ "За вклад в развитие информационного пространства СНГ".
"Но эту медаль мне не вручили. Уже началась война в Чечне, и меня просто не пригласили на церемонию награждения, которая проходила в Санкт-Петербурге в декабре 1999 года, - сетовала Ганнушкина. - Так как сама номинация прошла ещё в начале осени, до начала войны, то, видимо, ликвидировать эту награду уже не могли. Диплом и всё, что полагается к медали, было выписано, но я даже не знала, что мне эту медаль должны дать. Я узнала это от журналистов программы "Вместе" телекомпании "Мир", которая меня номинировала. Им выслали эту медаль, и они мне её вручили через год. Потом убрали из эфира на ОРТ и саму эту телекомпанию".
Также правозащитники обсудили с президентом Франции заинтересовавшую его тему - усложнения условий работы в России общественных организаций. Саркози задал вопрос: "Вам угрожают?". Получив утвердительный ответ, попросил рассказать, как угрожают.
Светлана Ганнушкина привела в пример историю со списком "врагов русского народа", опубликованном в прошлом году на нацистском сайте "Русская воля" с призывом убивать указанных в нём людей или их родственников. В списке было около трёх десятков человек, в том числе правозащитники и журналисты, включая саму Ганнушкину и обозревателя "Новой газеты" Анну Политковскую.
"Мы обратились в прокуратуру. Она передала материалы в ФСБ. Оттуда ответили, что заниматься этим не будут, потому, что считают, будто мы неправильно воспринимаем данную публикацию на "Русской воле" - в ней нет угрозы. Потом, всё-таки, прокуратура возбудила дело. Закончилась история тем, чем обычно кончается, когда мы обращаемся в правоохранительные органы по фактам нарушений прав человека по отношению к личности на Северном Кавказе. Мне прислали содержательно ровно такой же ответ из прокуратуры о том, что дело приостановлено, в связи с невозможностью определить лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности", - проинформировала Николя Саркози о реакции властей на угрозы гражданским активистам одна из руководителей "Мемориала".
Выслушав собравшихся, президент Франции выразил поддержку российским неправительственным организациям и поблагодарил членов "Мемориала" за встречу с ним.
"Я считаю, что это очень важная встреча. В сотрудничестве между руководствами государств и гражданским обществом мы ещё отстаём, по сравнению с сотрудничеством между самими гражданскими обществами. И вовлечение в этот диалог представителей власти очень важно. Кроме того, Саркози находится в начале своего президентского пути и в связи с этим очень важно, чтобы он получал информацию из первых рук и чтобы эта его функция меняла его позиции и взгляды, поскольку Саркози-президент должен быть другим, по сравнению с Саркози-министром внутренних дел", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Ганнушкина.
"Я считаю, что это символическая встреча, своего рода символический посыл, ориентированный двум сторонам - и российским властям, и французскому обществу", - сказал "Интерфаксу" глава Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.
Заключается он, по словам Орлова, в том, что "ответственные политики новой формации, каким является Саркози, в ходе визита в Россию обсуждают не только вопросы, связанные с развитием экономических связей, но и положение с правами человека на европейском пространстве".
На вопрос, почему Саркози встретился именно с активистами центра "Мемориал", Орлов ответил: "Во-первых, потому, что по всей видимости, организаторам визита надо было выбрать небольшой круг представителей гражданского общества".
"Кроме того, выбрали нас, потому что в прошлом году мы получили премию Французской Республики за работу по расследованию похищений людей на Северном Кавказе", - сказал Орлов.
Напомним, в декабре 2006 года общество "Мемориал" было награждено премией Французской Республики "Свобода Равенство Братство", присуждаемой ежегодно Консультативной Комиссией по правам человека. Премия была присуждена за работу по поиску без вести пропавших, за борьбу с насильственными исчезновениями людей на Северном Кавказе и за ведение "Хроники насилия".
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08
-
22 ноября 2024, 13:33