Олег Орлов: похитители в Ингушетии действовали целенаправленно
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Председатель Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов считает, что его и съемочную группу Рен-ТВ в Ингушетии похитили представители силовых структур, которые действовали целенаправленно.
Корреспондент "Кавказского узла" взяла интервью у Олега Орлова, председателя Правозащитного центра "Мемориал", по поводу его похищения, связанных с ним обстоятельств и обстановки в Ингушетии.
- Олег Петрович, хотя вам неоднократно приходилось уже рассказывать о вашем с корреспондентами Рен-ТВ похищении, не сообщите ли вы нам детали вашего похищения?
- Конечно. В ночь перед митингом, с 23 на 24 ноября около 24 часов в гостинице "Асса" в дверь моего номера постучались, я открыл дверь, после чего ко мне ворвались трое вооруженных людей в масках, с направленными на меня дулами автоматов, толкнули меня на пол. Один спросил: "Ты чего приехал?". На что я предложил посмотреть мое командировочное удостоверение и попытался объяснить, что они меня не за того принимают. В поисках документов они выбросили мой пиджак и пальто из шкафа. И все мои вещи бросили в мешок. Они забрали даже мой пустой чемодан. То есть у меня и корреспондентов Рен-ТВ были похищены все имеющееся при нас имущество.
Затем мне надели на голову черный полиэтиленовый мешок и с заведенными назад руками поволокли к выходу. Я был одет в джинсы, легкую рубашку и тапочки. Мне не дали надеть хотя бы носки и верхнюю одежду. Меня вывели из гостиницы и посадили в машину. Нас везли более часа и с командами: "Выводить по одному из машины. Ликвидировать с глушителем" высадили в поле, положили на землю и начали избивать. Хотя мне досталось намного меньше, чем корреспондентам Рен-ТВ. Оказывается, нас высадили недалеко от станицы Нестеровская Сунженского района Ингушетии. Затем с угрозами: "Лежать, не шевелиться, кто поднимется, пока мы уйдем - расстреляем. Сваливайте отсюда, чтобы мы вас больше не встречали", похитители скрылись на машине "Газель". И мы вместе с корреспондентами Рен-ТВ легко одетыми, двое из их съемочной группы - без обуви, по морозной земле добрались до поселкового отделения милиции.
- Вы, наверняка, как правозащитник не могли не подметить какие-то очень важные детали вашего похищения?
- Да, я обратил внимание на следующие факты:
Первое: за два часа до нашего похищения была отозвана охрана "Ассы" - сотрудники ППС МВД РИ, приказ на это мог поступить только из МВД РИ.
Второе: по словам директора гостиницы "Асса", о факте похищения он сразу же сообщил в в милицию, и на место похищения сразу выехали сотрудники милиции, нов ГОВД сообщают, что им стало об этом известно только в 05.00 утра.
Третье: когда похитители рылись в вещах корреспондентов Рен-ТВ, то видно было, что они искали что-то конкретное. Кто-то спрашивал других: "Нашли?". На что один из них в конце ответил: "Вот, нашел!".
Четвертое: похитители действовали не случайно. К примеру, они вначале внимательно просматривали регистрационный журнал, то ли кого-то искали, то ли выбирали.
Пятое: они не хотели нас убивать, причинять чрезмерный телесный вред, хотя и пытались нас запугать, уверить, что собираются убить. Это был просто демонстративный акт запугивания.
Шестое: нас похитили из гостиницы "Асса", которая в Ингушетии считается самой охраняемой и безопасной. Тем самым, я думаю, организаторы похищения хотели сказать, что безопасных мест, куда не смог бы проникнуть силовик даже с преступными целями, в Ингушетии нет.
Седьмое: очень четко выбрано время нашего похищения, то есть в преддверии митинга, тогда, когда это привлечет наибольший шум.
- Олег Петрович, вы предполагаете, что это вас похищали сотрудники силовых структур?
- Нет, я уверен, что это были силовики.
- В каких целях, по-вашему, было совершено похищение?
- У меня существует несколько версий относительно этих целей. Во-первых, это могло быть сделано в целях вывести "Мемориал" из ложно представляемых организаторов митинга, проведенного в г. Назрань. Дело в том, что о "Мемориале" было создано неверное представление, что якобы мы являемся одними из инициаторов митинга. Возможно, это ложное предположение спецслужбы подтвердили для себя случаем, когда я 23 ноября побывал на дому одного очень известного в республике человека, у которого силовыми структурами похищены родственники. Мы собирались встретиться с этим человеком по поводу его обращения о фактах похищения его родственников в нашу организацию. И он же предполагался одним из организаторов митинга. Тогда я с ним так и не встретился. Но за домом этого человека следили. И, возможно, из-за этого спецслужбы и предположили, что "Мемориал" действительно является одним из организаторов митинга.
Во-вторых, корреспонденты Рен-ТВ ездили в село Чемульгу, где недавно силовиками был убит 6-летний Рахим Амриев, и сделали об этом репортаж. И также брали интервью у оппозиционной силы, организаторов митинга. То есть они "засветились" и, возможно, вместе с ними я просто попал под "горячую руку" в гостинице "Асса", они ведь и избивали меня меньше.
В-третьих, предполагаю, что наше похищение могло быть только шагом к тому, чтобы полностью закрыть республику для посещения журналистами, правозащитниками и вообще специалистами, занимающимися правовой ситуацией. То есть это как бы показательное применение насилия, чтобы запугать тех, кто впредь соберется посетить Ингушетию.
- А к какой из этих версий вы больше склоняетесь?
К первой и второй, или может быть, действовали обе версии.
- То есть вы склонны видеть ваше похищение в непосредственной привязке к нынешней неспокойной ситуацией в Ингушетии?
- Да, что вытекает из названных мною версий.
- А как вы сами оцениваете обстановку в Ингушетии?
Крайне дестабилизированной и сложной. Разве преступление силовиков в Чемульге не дестабилизировало обстановку? А убийство Апти Далакова, которого силовики просто расстреляли среди многочисленной толпы, а затем добили контрольным выстрелом в голову? Ингушская милиция задержала тогда преступников, но их государство только наказало за это. И это не единичные случаи, когда ингушские милиционеры с честью выполняли свой долг, но им не дают этого делать. Ведь полномочный представитель Президента РФ на Северном Кавказе Дмитрий Козак назвал преступниками не силовиков, которые расстреляли Апти Далакова, а милиционеров, задержавших настоящих преступников. Значит, и Козак дестабилизировал ситуацию. А уж после этого, конечно, будут уводить кого угодно и где угодно.
- Вы согласны с мерой урегулирования обстановки, все чаще озвучиваемой, которая состоит в том, что вывести излишне многочисленные войска из Ингушетии?
- Согласен. Введение дополнительных войск не привело к хорошим результатам. Войска бывают необходимы для борьбы с крупными преступными силами, а в Ингушетии действует только подполье, загнанное самими силовыми структурами РФ в лесные массивы, горы. И это подполье, к моему сожалению, только увеличивается за счет обиженных и недовольных людей, у которых убивают родственников, или которым самим угрожает опасность от силовиков.
- Что вы можете сказать о митинге, проведенном 24 ноября в г. Назрань?
- Этот митинг отражает недоверие народа к власти и является следствием нестабильной обстановки в республике. Ну, вообще-то организаторам митинга стоило действовать только в рамках закона. В любом случае необходимо было добиться ответа от власти.
Организаторам митинга отказали в выдаче санкции. Как сообщает Мухмед Газдиев, один из организаторов митинга, его просто с кулаками выпроводили из администрации Назрановского района, куда он обращался в заявлением.
В таком случае, нужно было отправить заявление по почте и дождаться хотя бы почтового отказа.
- Вы собираетесь настаивать на расследовании дела о вашем похищении?
- Да, Прокуратура РИ возбудила уголовное дело, хотя не включила в него все статьи совершенных преступлений. Так, следователи прокуратуры даже "похищение человека" не посчитали уместным в данном деле.
Мы будем требовать расследования этого дела по обычной для "Мемориала" схеме защиты прав, при необходимости обратимся к международному правосудию. То есть будем действовать как всегда, новое в этом деле только то, что речь идет уже о сотруднике самого "Мемориала". И действовать будем до конца.
- Это правда, что вы собираетесь окончательно уехать из Ингушетии?
Совершенная неправда. Мое похищение не внесло никаких изменений в мою жизнь или профессиональную деятельность. Я буду заниматься тем, чем занимался до сих пор. Я следую командировочным направлениям. Завтра уезжаю в Чечню. Через какое-то время вернусь в Ингушетию.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что международная правозащитная организация Amnesty International настаивает на беспристрастном расследовании нападения в Ингушетии на главу правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова и трёх журналистов "Рен-ТВ". "Российское правительство должно незамедлительно предпринять меры по расследованию факта похищения и жестокого обращения с правозащитником Олегом Орловым и тремя журналистами, и предать правосудию тех, кто подозревается в данном нарушении закона", - говорится в сообщении Amnesty International.
Председатель Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов был похищен вместе с корреспондентами Ren TV Кареном Сахиновым, Артемом Высоцким и Станиславом Горячих из гостиницы "Асса" в. Назрани и затем избит в ночь с 23 на 24 ноября.
Как сообщал "Кавказский узел", проходивший 24 ноября в Назрани заранее запланированный массовый митинг протеста ингушей против обострения ситуации в республике и произвола силовиков не обошелся без силового конфликта. Милиционеры избивали митингующих, применяли стрельбу и другие методы устрашения собравшихся. Силовики задержали и увезли с места проведения акции около 100 человек, их судьба неизвестна.
-
24 ноября 2024, 23:31
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25
-
24 ноября 2024, 15:26
Жительница Железноводска задержана после пацифистских высказываний
-
24 ноября 2024, 12:29