Ученый из Кабардино-Балкарии: к радикализму относится многое из политической практики России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Опасные (идеологические, политико-идеологические) формы радикализма подпитываются и провоцируются безобидными, на первый взгляд, формами проявления радикализма, каковых множество в нашей жизни. Эту мысль высказал доктор философских наук, профессор КБГУ Хажисмель Тхагапсоев в своем выступлении на общественных слушаниях Общественной палаты РФ "Молодежь и радикализм", состоявшихся в столице Кабардино-Балкарии Нальчике 27 мая 2008 года.
Выступающий выразил несогласие с тем, что проблема радикализма сводится к двум-трем причинам. Это - радикализм под прикрытием ислама, в миграции и мигрантах, в межэтнических трениях.
Отметив, что исламский радикализм существует, и он опасен и многолик - от разных вариантов ваххабизма до тактики и стратегии джихада, террористической войны, - выступающий сказал, что в действительности спектр реально существующих форм радикализма куда обширнее:
"Речь идет, прежде всего, о масштабах проявления этнофобий (конкретно - кавказофобии), расизма и шовинизма в нашем обществе. По разным данным с начала этого года в конфликтах и стычках на почве этнической и расовой неприязни в стране пострадало 147 человек. В их числе и молодые люди из Кабардино-Балкарии в количестве 5 человек".
По мнению Хаджисмеля Тхагапсоева, к радикализму относится практически все, на чем сегодня стоит политическая практика России, а именно: неолиберализм, авторитаризм, консерватизм, социализм.
"Главными источниками и детерминантами всякого радикализма в современной России являются следующие идеологические ("базовые") формы радикализма: радикализм нашего капитализма (идеология быстрого обогащения любой ценой), радикализм этнофобии и шовинизма (идеология "все зло от инородцев, Россия - для русских"), радикализм авторитарной власти (идеология - "бескомпромиссная вертикализация власти и управления, как мессия, как спасение России")", - сказал ученый.
Радикализм социально-экономических отношений таков, что разрыв в доходах бедных и богатых россиян пока только растет, хотя много говорится о социальном государстве, подчеркнул выступающий, добавив, что, по разным оценкам, этот разрыв составляет один к 20- 40, а 100 богатейших людей страны контролирует почти 70% ВВП России.
"Радикализм трудовых отношений таков, что дискриминация наемного работника, несправедливая оплата труда - явление массовое (по паритетности экономики мы 7-е в мире, а по уровню оплаты труда - на 53-м месте в мире), - отмечает ученый. - Управленческий радикализм таков, что результатом стала тотальная коррупция в стране. Радикализм в сфере правоотношений таков, что сама власть его квалифицирует как правовой нигилизм".
По мнению профессора, жизнь настолько насыщена радикализмами разного толка, что общество теряет иммунитет против него. "Мы способны распознавать только самые грубые и воинственные формы радикализма. Поэтому мы больше всего и говорим о них (в частности, о псевдоисламском радикализме)", - подчеркнул он.
"И что самое грустное, мы не реагируем должным образом на радикализм, исходящий от власти, из ее структур" - сказал выступающий и привел два примера.
Все педагогическое сообщество - и вузовское, и школьное, все экспертное сообщество страны выступало и выступает против ЕГЭ. Но ЕГЭ введен и уже работает, как замечает Тхагапсоев, против креативного образования, против взращивания талантов.
Все экспертное сообщество выступало против административных реформ (с агентствами, раздуванием госаппарата, с созданием в регионах многочисленных структур, подчиненных напрямую федеральным министерствам). "Но эта реформа навязана. И что в итоге? Правительство КБР состоит из 18 министерств и ведомств, и, в то же время, на территории КБР действует 63 управленческих и контрольных структур, напрямую подчиненных федеральным министерствам. Вот такой странный итог. А по сути это и есть бюрократический радикализм, который кроме коррупции ничего позитивного, созидательного не несет", - сказал Тхагапсоев.
Выступающий вспомнил также закон о монетизации льгот, и то, как он продавливался. В этом же ряду, по его мнению, и настойчивая партизация нашей политической жизни, которая сопровождается отчуждением рядового гражданина от политики, от прямых и реальных выборов реальных людей: "Цивилизованные страны давно не занимаются укреплением партий и наращиванием их власти, а идут по пути усиления роли гражданского общества в управлении делами государства. Без этого общество не может быть здоровым и свободным от духа радикализма".
Чтобы уберечь молодежь от радикализма, по мнению Хажисмеля Тхагапсоева, надо действовать в следующих направлениях: радикально улучшить жизнь населения, двигаясь в сторону более справедливого распределения доходов; честно и открыто критиковать все формы радикализма без избирательного подхода. "Здесь исключением не должна быть и сама власть, характер ее действий", - подчеркнул ученый.
Кроме этого, Тхагапсоев настаивает на том, что необходимо развивать демократию участия и гражданского общества, так как пока не будет действенного гражданского общества, радикализм не потеснить.
"И, конечно же, необходимо формировать в обществе, в молодежной среде рациональную культуру консенсуса, культуру неприятия любых форм радикализма, а не всетерпящую или ханжескую толерантность, на что должно быть сориентировано, прежде всего, образование", - подчеркнул профессор.
В заключение своего выступления Тхагапсоев обратился к присутствующему на слушаниях Владыке Феофану. "Я просил бы Русскую православную церковь возвысить свой авторитетный голос против этнофобии и нетерпимости в межэтнических отношениях. Убежден, что это сработало бы на укрощение радикализма, а значит - на благо России, на благо всем нам", - сказал Тхагапсоев.
Как уже сообщал "Кавказский узел", главной причиной радикализма в молодежной среде является незанятость и невостребованность в сфере общественной жизни. К такому выводу пришли участники слушаний "Молодежь и радикализм", организованных Общественной палатой России, которые прошли в столице Кабардино-Балкарии городе Нальчике.
Напомним, что слушания предваряла короткая пресс-конференция, во время которой журналист и телеведущий Николай Сванидзе, председатель комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты РФ, сказал, что суть слушаний - формирование общественного мнения, взаимодействие экспертного сообщества региона, укрепление горизонтальных связей, определение роли институтов гражданского общества по решению проблемы молодежного радикализма.
В ходе слушаний их инициатор Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан как один из вариантов воспитания религиозной толерантности предложил идею создания летнего лагеря для исламской и православной молодежи. "У нас веры разные, но мы - и мусульмане, и христиане, - верим в Бога, и наши нравственные ценности нас нигде не разделяют. Напротив, они нас объединяют в борьбе с пороками общества", - сказал архиепископ Феофан.
Слушания прошли 26-27 мая в Кабардино-Балкарском госуниверситете. Участие в них принимали члены Общественной палаты, ректоры вузов, члены молодежных и общественных организаций, представители духовенства, студенты из Москвы, Кабардино-Балкарии, Краснодарского и Ставропольского краев, РСО-Алании, Дагестана, Ингушетии.
Справка: Общественная палата РФ была сформирована в соответствии с Федеральным законом РФ "Об Общественной палате Российской Федерации" от 4 апреля 2005 года. Она призвана обеспечивать взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также для осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.
-
23 декабря 2024, 18:48
-
23 декабря 2024, 16:47
-
23 декабря 2024, 10:32
Комментарий в мессенджере привел к штрафу жительницу Геленджика
-
23 декабря 2024, 09:46
-
23 декабря 2024, 06:57
-
23 декабря 2024, 00:14
Работы по расчистке побережья в Краснодарском крае приостановлены из-за шторма