Мировой кризис усугубит проблемы регионов Северного Кавказа, считают эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Мировой финансовый кризис усугубит проблемы дотационных регионов Северного Кавказа. Такой вывод сделали эксперты в рамках обсуждений развития современной России на конференции "Россия: вызовы, сценарии развития", которая прошла 22 октября в Московском центре Карнеги.
На форуме был рассмотрен "коридор возможностей" развития России в условиях мирового финансового кризиса и в связи с осложнениями в отношениях России и Запада, которые возникли после российско-грузинского военного конфликта.
Конференция является третьей по счету в рамках серии подобных мероприятий, которые проводились Московским центром Карнеги осенью прошлого и весной нынешнего года под общей темой "Бремя преемника". Работа конференции была организована в форме четырех сессий, на которых были представлены позиции экспертов, предварительно обсуждавшиеся на заседаниях рабочей группы в течение последних месяцев. В работе конференции приняли участие известные политологи, экономисты, специалисты по региональному развитию.
Обсуждение в основном было построено вокруг вероятности реализации в ближайшем будущем трех теоретически возможных сценариев: инерционного, предполагающего отказ правительства РФ от активных мер по преодолению финансового кризиса в стране; мобилизационного, при котором выход из кризиса связывается с "закручиванием гаек"; и модернизационного, связанного с либерализацией в экономической и политической сферах.
В отношении регионов Северного Кавказа эти сценарные прогнозы были довольно жестко конкретизированы. Так, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отметила, что в связи с неизбежным "сжатием" экономики России, которое последует в результате кризиса, уже в следующем году региональные бюджеты федеральным центром "будут урезаться", что особенно заденет интересы дотационных северокавказских республик. Правда, "последний регион, которому урежут бюджет, будет Чечня", так как "любовь к Чечне - это отдельная долгоиграющая политически мотивированная история", считает эксперт.
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров в связи с этим высказал предположение, что вследствие уменьшения поступлений средств из центра в республиках Северного Кавказа может вновь заработать сепаратистский сценарий.
Касательно возможности участия республик Северного Кавказа в модернизационном сценарии в выступлениях первого заместителя генерального директора Центра политических технологий Бориса Макаренко и заместителя директора Научно-исследовательского института социальных систем при МГУ им. М.В.Ломоносова, члена Общественной палаты РФ Дмитрия Бадовского была высказана точка зрения, что в этих регионах реализация такого сценария является серьезной проблемой.
Северокавказской теме было полностью посвящено выступление члена научного совета МЦК профессора Алексея Малашенко, только что вернувшегося из Чечни, где он участвовал в работе международного форума "Ислам - религия мира и созидания". В своем выступлении, которое он начал с демонстрации майки с изображением президента Чечни Рамзана Кадырова и надписью "Я за молодежь", докладчик поделился впечатлениями от визита в республику. Он полагает, что хотя после войны с Грузией на Северном Кавказе "ничего не произошло и не происходит" в открытой форме, тем не менее, там наблюдается рост напряженности. Это выражается в развитии "внутреннего сепаратизма".
"Чеченское руководство добивается максимальной автономии в составе России, пугая Москву сепаратизмом реальным, который якобы был бы неминуем, если бы у руля республики не стоял Рамзан Кадыров. Чиновники в Москве почему-то в это верят", - добавил докладчик. - Вместе с тем, Рамзан почувствовал в конце августа - начале сентября, что он перестает быть "любимым сыном" Путина", поскольку проблемы Южной Осетии теперь стали на Кавказе приоритетными для федерального центра, оттеснив проблемы прежнего фаворита - Чечни - на второй план. Еще большую обиду на внимание центра к Южной Осетии чувствуют в Ингушетии".
"Создают напряжение и другие вопросы. Если Россия может менять границы Грузии, то почему не поставить вопрос об имеющихся разногласиях в определении границ между Чечней и Дагестаном и даже внутри республик между районами? Задаются и вопросом о том, как повлияет на ситуацию на Северном Кавказе возможное вхождение Южной Осетии в состав России", - рассказал эксперт.
А.Малашенко также отметил, что, на его взгляд, отношение к Р.Кадырову в республике за последний год изменилось - "раньше его любили больше". Молодежь его по-прежнему боготворит, но 40-60-летние жители, с которыми беседовал докладчик, настроены по отношению к Кадырову критично. Недоумение у докладчика вызывает то, что при пятидесятипроцентной безработице на стройках в Чечне работают приезжие - турки, азербайджанцы и даже китайцы.
В заключение А.Малашенко остановился на проблеме политизации традиционно доминирующего в Чечне направления ислама - суфизма, который, с его точки зрения, все более напоминает организованную политическую силу, а в школах планируется каждый квартал проводить суфийские занятия.
Материалы, предложенные экспертами вниманию участников конференции, лягут в основу издания, которое будет подготовлено Московским центром Карнеги.
Автор: Сергей Рыженков, специально для "Кавказского узла"
-
03 января 2025, 04:03
-
02 января 2025, 19:35
-
02 января 2025, 15:53
-
02 января 2025, 14:02
-
02 января 2025, 09:34
-
02 января 2025, 08:39