Жители Чечни опасаются эскалации конфликта на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Чечне считают, что последние резонансные теракты - покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и убийство главы дагестанского МВД Адильгирея Магомедтагирова - могут оказаться далеко не последними. Кроме того, жители республики опасаются обещанной федеральной властью жесткой реакции на эти преступления.
При этом местные жители проводят аналогию со взрывами жилых домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске в 1999 году, которые послужили поводом для начала второй военной кампании на территории Чеченской Республики.
«Я слышал комментарии президента Медведева по поводу покушения на Евкурова, и мне стало страшно за наших соседей - ингушей. Власть не придумала ничего нового, кроме как вводить в республику дополнительные силы и обещать жесткие меры. Боюсь, что сейчас в Ингушетии начнется «охота на ведьм». И страдать от этого, как всегда, будут в первую очередь мирные люди. Их и «зачистят» под шумок, и бандитами и их пособниками объявят, не говоря уже о всевозможных проверках паспортных и иных режимов. Мы все это уже походили в 1994 и 1999 годах», - говорит житель Чечни, бывший преподаватель одной из школ города Грозного Султан.
Между тем, эксперт Московской Хельсинской группы по Северному Кавказу Асламбек Апаев, не исключает, что к покушению на Евкурова и убийству Магомедтагирова могли быть причастны бывшие либо действующие представители силовых структур.
«В обоих этих случаях, необходимо было в первую очередь иметь доступ к информации. В случае с Евкуровым, например, знать, когда именно будет проезжать кортеж, и в какой машине находится президент. В случае с Магомедтагировым – знать, что он будет в определенное время в определенном месте. К тому же, не стоит забывать, что министр МВД Дагестана был убит из бесшумной снайперской винтовки, то есть оружии спецподразделений, а его так просто, как пистолет или автомат, на Кавказе не достанешь», - считает Апаев.
По его мнению, тот факт, что при покушении на президента Ингушетии использовалась дорогая иномарка, говорит о том, что организаторы теракта располагают серьезными финансами.
«Выгодна ли гибель Евкурова боевикам? В определенной мере да, но они не могли не знать, что за этим последуют жесткие действия властей. Гораздо выгоднее это коррумпированным чиновникам, которым Евкуров «перекрыл кислород», и различным криминальным элементам, которые в последнее время чувствовали себя в Ингушетии неуютно. А для спецслужб это покушение стало «манной небесной»: теперь можно смело вводить КТО в Назрановском районе, начинать зачистки и спецоперации, за которые полагаются награды и боевые выплаты», - рассуждает эксперт Московской Хельсинской группы по Северному Кавказу Асламбек Апаев.
Отметим, что в самой Ингушетии покушение на Евкурово вызвало консолидацию общества. Вчера, 22 июня, к зданию Республиканской клинической больницы, куда пострадавшие были доставлены сразу после взрыва, пришли сотни местных жителей. Люди хотели узнать о состоянии здоровья президента и выразить ему свою поддержку.
"Такого в нашей больнице никогда не было. Люди шли сюда толпами. Пытаясь остановить этот поток, милиция перекрыла прилегающая к учреждению территорию, но люди отказывались уходить и продолжали стоять за оцеплением. Народ начал расходиться только к вечеру, после того, как раненых увезли в Москву", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" сотрудница больницы Зарема.
Напомним, теракт против Евкурова был совершен 22 июня в 8.30 утра на федеральной трассе "Кавказ", когда кортеж главы республики двигался по трассе в Магас. Когда бронированный президентский Mercedes поравнялся с идущей рядом Toyota Camry, раздался мощный взрыв. Глава республики и трое сопровождавших его лиц получили ранения, один из них позже скончался в больнице.
У главы республики повреждены череп, грудная клетка и печень, его состояние остается тяжелым. По последним данным, Евкуров вновь в бессознательном состоянии и находится на искусственной вентиляции легких. Раненный президент Ингушетии и другие пострадавшие в теракте были вечером 22 июня самолетом доставлены в Москву на лечение в московский институт хирургии им. А.В. Вишневского.
Следствие рассматривает две основные версии покушения на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. По словам генпрокурора России Юрия Чайки, первая - это покушение участников незаконных вооруженных формирований, а вторая связана с тем, что президент проводил борьбу с криминалитетом и коррупцией.
Министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров был убит 5 июня. При покушении на министра погиб также начальник тылового подразделения МВД республики Абдуразак Абакаров. Ответственность за убийство Адильгерея Магомедтагирова взяли на себя боевики группировки Ибрагима Гаджидадаева. Однак, по некоторым данным, Магомедтагиров мог рассматриваться кандидатом в президенты Дагестана на выборах в феврале 2010 года в том случае, если Кремль решил бы делать ставку в республике на "сильную руку".
источник: корреспондент «Кавказского узла»