Руководство Дагестана не готово к диалогу с гражданским обществом
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Заявление правозащитных организаций
Несколько дней назад Общероссийское движение "За права человека" и Правозащитный центр "Мемориал" обратились к ряду должностных лиц, в том числе к Президенту Республики Дагестан М.Г.Алиеву в связи с угрозами в отношении общественных деятелей в Дагестане со стороны некой группировки "родственников погибших милиционеров", открыто заявившей о намерении заниматься террористической деятельностью.
Перед этим правозащитные организации неоднократно заявляли о многочисленных случаях похищений, пыток и убийств, о том, что на телах людей, якобы погибших в ходе боестолкновений, родственники нередко обнаруживают следы зверских истязаний. К сожалению, после отправки этого обращения адресатам похищения продолжились. Почти каждый день приходят новые сообщения о "неких людях в камуфляже", хватающих свои жертвы прямо на улице. От жителей Дагестана, похищенных таким образом ранее, известно, что они оказывались в руках правоохранительных органов.
Подобный образ действий представителей государственной власти не может не вызывать протеста. В Дербенте, узнав об очередном демонстративном похищении, сотни людей вышли на улицу. Этот стихийный митинг был жестоко разогнан милицией - так же, как ранее аналогичные акции протеста в Махачкале.
Серьезным разочарованием для нас стало то, что Президент Муху Алиев в ответ на обращение к нему обвинил правозащитников в клевете и провокации. Он заявил, что в Дагестане не существует пыток, нелегальных тюрем, внесудебных казней. Более того, прозвучали оскорбительные для похищенных и их родственников намеки, что похищения могли быть инсценировкой.
Однако факты похищений людей и применения пыток со стороны сотрудников дагестанских правоохранительных органов зафиксированы документально. В Европейский суд по правам человека уже направлены или находятся в стадии подготовки жалобы от потерпевших. Отметим, что поскольку похищенных должны где-то содержать, то если, как уверяет М.Г.Алиев, в Дагестане нет "нелегальных тюрем", то, значит, похищенные находились именно в "легальных" местах, контролируемых правоохранительными органами. Со слов потерпевших нам известно, что их подвергали жестоким избиениям и пыткам как в официальных, так и в неофициальных местах содержания – подвальных помещениях, полуразрушенных зданиях на побережье Каспийского моря.
Государство обязано жестко бороться с терроризмом, бандитизмом, незаконными вооруженными формированиями. Но эта борьба должна проводиться строго в рамках закона. В противном случае действия правоохранительных органов лишь способствуют росту недоверия значительных слоев общества к государству, расширяют базу поддержки вооруженного подполья.
Мы призываем руководство Дагестана наладить диалог с гражданским обществом, положить конец грубейшим нарушениям прав человека, зафиксированным правозащитниками, а не отвергать их критику и не обвинять в провокациях, прекратить репрессивные действия в отношении граждан, законно возмущающихся в связи с творящимся в республике насилием, расследовать факты угроз в отношении общественных деятелей Дагестана.
Мы, со своей стороны, по-прежнему стремимся к диалогу с властями Дагестана. Мы надеемся на возможность встречи и конструктивного обсуждения проблем соблюдения прав человека и путей достижения гражданского мира в республике.
Л.Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы
О.Орлов, председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал"
Л.Пономарев, исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека"
16 сентября 2009 года
источник: Правозащитный центр "Мемориал"