Год президентства Евкурова: Ингушетия остается горячей точкой
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ровно год назад, 31 октября 2008 года, Юнус-Бек Евкуров был наделен полномочиями президента Ингушетии. Руководство этим уже несколько лет нестабильным регионом новый президент начал с попытки снять напряженность в обществе, восстановить авторитет власти и вернуть утраченное за последнее время доверие населения. Однако по прошествии года некоторые в республике говорят о том, что обстановка в Ингушетии практически не изменилась.
Так, на пресс-конференции, посвященной ситуации в Ингушетии, помощник президента Ингушетии Муса Плиев заявил, что намерен оставить пост в Ингушетии.
"За год работы Евкурова в республике ничего не изменилось. Когда только он пришел, поток насилия немного снизился, но потом все началось снова. А лезгинку мы танцевали в начале его правления не потому, что он пришел, а потому что ушел Зязиков, который в обуви заходил в главную мечеть и говорил: "Пока Путин у власти я здесь буду все время", - пояснил свое намерение Плиев - адвокат и правозащитник, представляющий интересы семьи убитого год назад в Ингушетии редактора сайта "Ингушетия.Ru" Магомеда Евлоева в суде, назначенный советником Евкурова 7 декабря прошлого года.
Став президентом республики, Евкуров сменил на этом посту Мурата Зязикова, который управлял республикой с марта 2002 года и был досрочно освобожден с этой должности после захлестнувших республику массовых протестов и волнений. Кандидатуру Евкурова, предложенную президентом РФ Дмитрием Медведевым, поддержали 16 из 18 депутатов парламента Ингушетии, присутствовавших на заседании в день голосования.
Оппозиция республики, уже давно выступавшая с требованиями о смене президента, горячо приветствовала решение Медведева о досрочном прекращении полномочий Зязикова и о назначении Евкурова. Надежду на то, что новое руководство "ситуацию в корне изменит и люди вздохнут", выразил и экс-глава Ингушетии Руслан Аушев, хотя изменения, по его мнению, пришли уже с некоторым опозданием в республику, где очевидны элементы умеренной гражданской войны.
Первым делом Юнус-Бек Евкуров начал диалог с оппозицией, которая активно добивалась смены прежнего руководства республики. Некоторые из них (Магомед-Сали Аушев, Муса Плиев, Калой Ахильгов) заняли руководящие посты в новом правительстве и других органах власти.
Определенные сдвиги наметились и в отношениях с правозащитным сообществом. Президент стал чаще встречаться с представителями местных общественных организаций, а также родственниками похищенных, убитых и осужденных жителей Ингушетии.
Как один из положительных моментов его деятельности, наблюдатели отмечают и заметную активизацию работы по примирению "кровников", которая по инициативе Евкурова проводится местными старейшинами. Эта акция уже позволила привести к миру более 20 из сотни враждующих между собой ингушских семей.
Более того, президент провел основательную чистку в органах власти на предмет коррупции. С начала года по подозрению в нецелевом расходовании бюджетных средств задержан ряд высокопоставленных чиновников. В конце прошлого года президент страны Дмитрий Медведев выделил 29 миллиардов рублей для реализации программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2009-2015 годов". На эти деньги планируется построить несколько небольших заводов, цехов, фабрик, объектов образования, здравоохранения и т.д.
Определенные шаги предпринимаются и в плане усиления контроля власти над правоохранительными органами. В республике открыта "горячая линия", куда местные жители могут обратиться с жалобами на нарушение своих прав. Кроме того, в конце прошлого года в республике создана Общественная комиссия по правам человека при президенте, в состав которой вошли депутаты парламента, представители силовых структур, неправительственных организаций и рядовые граждане республики.
Вместе с тем, несмотря на все эти меры, установить полный контроль над ситуацией в регионе Евкурову пока не удается. После некоторого затишья, наблюдавшегося первые два месяца после смены власти в республике, обстановка в Ингушетии вновь обострилась.
Так, согласно подсчетам «Кавказского узла», за шесть месяцев 2009 года в республике в результате 58 вооруженных нападений на военных и сотрудников правоохранительных органов 37 человек убиты, 79 ранены, совершено не менее 39 убийств мирных жителей, были похищены 10 человек, из них 4 найдены мертвыми.
22 июня президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров сам получил тяжелые ранения в результате подрыва его кортежа террористом-смертником.
Вскоре после отмены в Чечне режима контртеррористической операции (КТО), произошедшей 16 апреля, и теракта с использованием смертника у здания МВД в Грозном 15 мая властями Чечни было принято решение о начале в республике и на сопредельной с ней территории Ингушетии масштабных спецмероприятий против боевиков с целью полной ликвидации вооруженного подполья, которые продолжаются до настоящего времени.
Среди громких преступлений террористической направленности, совершенных на территории Ингушетии в это время - убийство зампредседателя Верховного суда республики Азы Газгиреевой, произошедшее 10 июня.
Самым масштабным по количеству жертв терактом с использованием смертника на Северном Кавказе стал теракт в Ингушетии у здания ГУВД в Назрани утром 17 августа, когда террорист протаранил ворота ГОВД заминированной "Газелью", въехал во двор, где шло построение сотрудников милиции, и привел в действие мощное взрывное устройство. В результате этого теракта погибли 25 и пострадали более 260 человек. Следствие допускает причастность к этому теракту Саида Бурятского (Александра Тихомирова), идеолога боевиков Северного Кавказа.
Обстрелы представителей правоохранительных органов, взрывы и убийства мирных жителей продолжаются и по сей день.
Как отмечал погибший 25 октября в Кабардино-Балкарии ингушский оппозиционер Макшарип Аушев, "новый президент выбрал силовой метод для решения проблем".
"Мы были свидетелями как благодаря этим методам в Чечне были убиты сотни тысяч людей, в том числе около сорока тысяч детей. Я надеялся, что наш новый президент прекратит творящейся беспредел в республике, в первую очередь творимый силовыми структурами и спецслужбами, но президент Евкуров попал под влияния силовиков, которые продолжали все эти шесть месяцев похищать, пытать и убивать людей, компрометируя и подставляя президента Юнус-Бека Евкурова", - сказано неопубликованном открытом обращении Аушева к полугодовому сроку после вступления Евкурова в должность президента.
По словам ныне покойного Аушева, "президент не раз заявлял о недопустимости произвола силовиков, но они своими действиями только подчеркивали, кто в доме хозяин".
Бывший главный редактор сайта "Ингушетия.Орг" Роза Мальсагова считает, что Евкуров не контролирует силовиков в республике, именно потому основную вину за нестабильность возлагает на коррупционеров. "Про коррупцию надо говорить, чтобы не замечать ежедневные расстрелы. Есть четкая задача - ликвидировать всех, кто склонен к сопротивлению или является пособником боевиков. По заранее продуманному сценарию - включая бессудные казни",- утверждает Мальсагова, добавляя, что Евкуров не может препятствовать подобной политике, поскольку "это исходит от силовиков".
"Кавказский узел" продолжает отслеживать развитие ситуации в Ингушетии и ведет хронику происходящих там терактов, обстрелов и похищений.
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08