Черкесский конгресс считает провокацией установку поклонных крестов в Адыгее
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Установка поклонных православных крестов в Адыгее вызывает недовольство у представителей адыгской общественности республики. Глава Черкесского конгресса Мурат Берзегов называет возведение крестов провокацией, "Адыге Хасэ" просит президента республики вмешаться в ситуацию. В свою очередь представители православной церкви возмущены фактами порчи крестов и считают это надругательством над святынями.
"Вопрос об этих крестах поднимался еще в 2005 году, и мы спрашивали: кто же это так методично эти железные кресты везде в населенных пунктах ставит? Тогда ответственность на себя взял казачий атаман майкопского отдела. Но также было сказано, что это не санкционировано", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" глава Черкесского конгресса Мурат Берзегов.
"В горах на каждой вершине задача такая - поставить везде эти многометровые железные кресты. Не знаю, каким способом они туда поднимаются, как ставятся, но даже на священной горе, где молились своему богу адыги, даже там стоит крест", - подчеркнул Берзегов.
По его словам, о крестах адыги говорили и тогда, когда в Майкопе хотели установить многометровый памятник Николаю-чудотворцу почти в центре города.
"Тогда мы заявили, что это чистейшая провокация, что все, что связано с религиозной атрибутикой, необходимо ставить на территории, отведенной данной конфессии. Если церковь - у нее есть своя площадь, отгороженная, охраняемая, если это мечеть - есть место, которое относится к этой мечети. Если что-то нужно ставить, пускай ставят на этой территории, которая к тому же еще и охраняется", - пояснил Берзегов позицию возглавляемой им организации.
Глава Черкесского конгресса затруднился ответить, с чьей санкции сейчас устанавливаются кресты в Адыгее и сколько их уже есть в республике. "Точное количество не известно, но я знаю, что в Майкопе стоят при въезде и при выезде, по трассе, вне зависимости от того, есть там населенный пункт или нет, эти кресты ставятся", - говорит Берзегов.
Вопрос требует тщательного исследования, так как находится на стыке религиозных и правовых норм
Представители "Адыгэ Хасэ" также неоднократно выступали против появления христианских религиозных символов вдоль автомобильных дорог и при въезде в населенные пункты Адыгеи. По их словам, размещение крестов в неустановленных местах воспринимается представителями некоторых других религий как пропаганда религиозного превосходства.
29 декабря 2009 года члены общественного движения "Адыгэ Хасэ" обсудили вопрос об установке в республике православных поклонных крестов с президентом Адыгеи Асланом Тхакушиновым.
Президент республики отметил, что этот вопрос "требует тщательного исследования, так как находится на стыке религиозных и правовых норм". Вместе с тем, глава республики заверил, что вопрос переноса крестов, как предметов религиозного назначения, можно решить без ущемления чувств верующих, сообщает официальный сайт органов исполнительной власти Адыгеи.
Намаз пять раз в день не доставляет дискомфорта. Почему тогда крест должен что-то ущемлять?
В Майкопской и адыгейской епархии Русской православной церкви "Кавказскому узлу" сообщили, что установка поклонных крестов происходит с разрешения местных органов власти.
"Те кресты, что устанавливались, устанавливались с разрешения местных властей, например главы муниципального образования. Кто ставил кресты - известно, есть видеоинформация, когда, например, в Майкопе крест ставили, или казачье братство ставило крест на горе Фишт", - сообщили в епархии, отметив при этом, что сама епархия установкой крестов не занимается, а занимаются этим или настоятели приходов, или казачество.
Там же отметили, что не совсем понятно, какие документы для установки крестов нужно готовить. "Дело в том, что если брать правоустанавливающую документацию, то она есть, но не у всех. Не на все поклонные кресты. Но то, что без устного разрешения глав местных администраций невозможно было бы поставить этот крест, это точно", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель епархии.
В епархии убеждены, что ущемлением прав верующих других конфессий установка поклонных крестов не является. "Когда совершается намаз 5 раз в день и на весь город разносится молитва, православным верующим, вообще христианам и вообще не верующим никоим образом это не доставляет дискомфорта. Почему тогда крест должен что-то ущемлять?" - отметил представитель епархии.
Эту же мысль подтвердил в комментарии "Кавказскому узлу" секретарь епархиального управления Майкопской и адыгейской епархии священник Александр.
"Мне кажется, установка этих крестов ни в коем случае не ущемляет прав верующих других конфессий. Этого не может быть по одной простой причине: здесь, на территории Республики Адыгея, очень мирно сосуществуют основные традиционные религии - ислам и православие. И существуют очень тесные дружеские отношения. Архиерей ходит в мечеть, муфтий приходит в церковь", - говорит священник Александр.
По его словам, на некоторые поклонные кресты правоустанавливающая документация есть, "а если ее нет, то присутствует устное распоряжение глав местных администраций".
Комментируя позицию "Адыгэ Хасэ" в отношении поклонных крестов в Адыгее, священник Александр выразил мнение, что эта организация "очень обобщенно комментирует установку крестов" и "известна своим неприятием любой христианской символики".
Священник Александр также сообщил, что в 2009 году в республике было совершено два повреждения поклонных крестов.
"В августе и сентябре прошлого года было два случая поломки крестов. Один на горе Фишт - крест был подпилен, потом сломлен и сброшен в пропасть. Второй случай - это надругательство над крестом при въезде в город Майкоп со стороны города Белореченск. Тот крест просто согнули к земле. Следствие по этим фактам ведется. Но найти виновных достаточно тяжело", - рассказал священник.
В июне 2007 года была совершена попытка срубить кресты в поселке Каменномостский Майкопского района Адыгеи. Тогда кресты устояли. После покушения верующие "одели" их в металлические уголки.
Это не мусульманское, не христианское, это светское государство
"Я живу в светском государстве, я имею право заявить, что: верующие, на отведенных территориях ради Бога ставьте все, что хотите, но не в общественных местах. Это не мусульманское, не христианское государство. Это светское государство", - такими словами, в свою очередь, заключил интервью корреспонденту "Кавказского узла" председатель Черкесского конгресса Адыгеи Мурат Берзегов.
По мнению Берзегова, здесь нужно говорить именно об этом, а не об ущемлении прав мусульман или христиан.
источник: корреспондент "Кавказского узла"