Участники телемоста Москва-Тбилиси-Ереван разошлись в оценке значения открытия КПП «Верхний Ларс»
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В ходе телемоста между армянскими, грузинскими и российскими экспертами, обсудившими открытие сухопутной границы между Россией и Грузией на КПП Дарьял и Верхний Ларс выяснилось, что они имеют различные мнения о целях и значении этого события. Представитель Института Карнеги Алексей Малашенко в ходе телемости 9 марта в РИА Новости заявил, что считает открытие КПП позитивным явлением, однако один из лидеров непарламентской оппозиции Георгий Хаиндрава назвал несовместимыми такие факторы, как "оккупация грузинских регионов" и одновременное восстановление сообщения между двумя странами.
Напомним, КПП на Военно-Грузинской дороге (североосетинском участке грузино-российской границы) с грузинской стороны открылся в 7 часов утра 1 марта. Соглашение о возобновлении перемещения через пропускные пункты "Казбеги" (Грузия) и "Верхний Ларс" (Россия) было достигнуто на встречах грузинских и российских экспертов в Ереване 28 октября 2009 года при посредничестве армянской стороны и на пропускном пункте "Казбеги" 23 декабря 2009 года с участием представителей Швейцарии. Стороны также обменялись нотами, подтвердив свое решение открыть погранпереход.
Взгляд на открытый КПП из России
По мнению члена научного совета Московского института Карнеги Алексея Малашенко, участок Казбеги-Ларс можно назвать форточкой, "через которую может войти кислород". Впрочем Малашенко довольно скептично оценил возможность дальнейшего движения вперед, заметив, что российско-грузинские отношения отягощены неприязненными отношениями лиц, стоящих у власти в обоих государствах.
"Я бы не сказал что мы находимся на каком-то перекрестке, но, я думаю, что сейчас мы находимся на такой стадии, что если процесс пойдет, то его можно рассматривать как взаимное открытие дверей", - заявил Малашенко.
Другой участник телемоста, политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов оказался более оптимистичным. Он считает, что, открытие КПП - это попытка установить некие гуманитарные отношения «поверх неразрешимых политических вопросов». В качестве примеров подобных контактов Маркедонов привел отношения между турецким и греческим Кипром, и между Турцией и Арменией. Да и сами Россия и Грузия несмотря на последовавшую после пятидневной войны риторику так и не смогли, по словам политолога, отгородиться друг от друга.
"Статусные вопросы, вопросы политические могут годами и даже десятилетиями не решаться - и 20, и 30 лет могут пройти, а человеческие и социально-экономические контакты нужны", - считает политолог. Маркедонов напомнил, что между Арменией и Турцией нормализация политических взаимоотношений началась только в 2009 году, но рейс Ереван-Стамбул действовал еще с 1996 года.
По мнению Маркедонова, помимо взаимоотношений между Грузией и Россией существует еще три контекста, в которых следует рассматривать открытие КПП: российско-армянские, армяно-турецкие и грузино-армянские взаимоотношения.
По поводу Армении и России Маркедонов отметил, что закрытие в 2006 году на ремонт КПП Ларс вызвало тревогу в Армении. "Наш стратегический союзник с нами общей границы не имеет, имеет пересечение через Грузию, и многие логистические связи прервались. Да и пятидневная война не способствовала тому, чтобы связи между Россией и Арменией улучшались, скорее, наоборот, это усилило нормализацию отношений между Арменией и Турцией", - подчеркнул Маркедонов.
По поводу же армяно-турецких отношений он заявил, что "сегодня в армяно-турецкой нормализации мы видим определенный застой". "Стороны считают издержки и т.д. – и открытие КПП Казбеги-Верхний Ларс несколько поможет армянской экономике и позволит взять более обоснованную паузу в процессе нормализации отношений с Турцией", - отметил Маркедонов.
В отношениях между Грузией и Арменией, по его мнению, важным остается фактор армянского населения в грузинском регионе Самцхе-Джавахетия. "Ситуация непростая, я бы не стал ее излишне драматизировать, но некоторые тревожные тенденции есть. Я думаю, что совместная позитивная работа властей Армении и Грузии – это некоторый совместный посыл от Тбилиси и Еревана "горячим" головам в регионе, а с другой стороны, может быть, Грузия пересмотрит свою политику в этом регионе", - заметил российский политолог.
Взгляд на КПП из Грузии
Грузинские эксперты, в отличие от российских, категорически отрицательно оценили открытие границы. Один из лидеров непарламентской оппозиции, бывший госминистр по урегулированию конфликтов, Георгий Хаиндрава отметил моменты, которые беспокоят Грузию.
Среди них - невозможность для простых людей, жителей Грузии, получить визу для пересечения границы из-за сложности процедуры; закрытие российского рынка для грузинского товара, а, следовательно, отсутствие смысла для Грузии в открытии транспортного сообщения; отсутствие гласности и прозрачности в переговорном процессе по открытию границы, что повысило недоверие к власти у грузинской общественности.
Хаиндрава также считает несовместимым такие факторы, как "оккупация грузинских регионов" и одновременное восстановление сообщения между двумя странами. Единственный смысл открытия дороги, по мнению Хаиндравы, это снабжение российской военной базы в Гюмри. "Никаких других экономических, предпосылок этот пропускной пункт не может иметь, потому что четыре-пять месяцев в году он закрыт для тяжелого грузового транспорта. Поэтому никакой экономической составляющей для Еревана там быть не может", - считает грузинский эксперт.
Новооткрытая дорога это - "акция российских спецслужб и один из тех поступков, за которые грузинский народ будет судить президента Саакашвили", уверен оппозиционер. Его особую озабоченность вызвало то, что грузинская таможня не будет досматривать провозимые транзитом грузы.
По мнению Хаиндравы, причина решения Грузии об открытии КПП – это политическая игра Михаила Саакашвили, которого бывший госминистр обвинил в том, что он проводит пророссийскую политику. "Саакашвили готов заключить договор даже с дьяволом, чтобы удержать власть", - заявил Хаиндрава в ответ на недоумение российских экспертов по поводу обвинений в адрес президента Саакашвили.
"Это очень серьезный удар по отношениям с Грузии с Азербайджаном, этот удар преднамеренно сделан Михаилом Саакашвили и его окружением... Ничего хорошего от этого нам ждать не нужно", - заявил Хаиндрава.
В ответ на это Маркедонов напомнил, что российская военная база снабжалась и в период, когда КПП «Верхний Ларс» был закрыт, и новая дорога, по его словам, не несет такой уж стратегической ценности. Что же касается вытеснения грузинских товаров, то Алексей Малашенко напомнил, что они были вытеснены в результате «импортозамещения», в том числе за счет товаров с российского Северного Кавказа.
Член фракции "Христиан-Демократического движения" грузинского парламента Ника Лалиашвили заявил, что открытием КПП Грузия создала себе постоянную головную боль и повод для провокаций, и что эта дорога угрожает национальной безопасности Грузии. "В первые же дни после открытия пропускного пункта к границе подошли несколько групп людей, которые хотели пересечь границу. При этом у них были грузинские паспорта. Их не пустили на территорию Грузии, и они тогда начали угрожать, что сами устроят барьеры и перекроют границу на территории Российской Федерации", - рассказал Лалиашвили.
В то же время, по его мнению, для реального потепления отношений и пользы следует восстановить прямое авиасообщение между Грузией и Россией, так как на территории РФ проживает около 800 тыс. граждан Грузии.
Председатель Конфедерации народов Кавказа Заал Касрелишвили заявил, что из-за трудностей с получением грузинами российских виз они фактически не смогут воспользоваться «Верхним Ларсом». Что же до удобства сообщения то, по мнению Касрелишвили, лучше было бы восстановить авиаперелеты между Тбилиси и Москвой.
Пытаясь подвести итоги встречи, Алексей Малашенко выразил мнение, что все считают открытие КПП позитивным явлением. Однако, Георгий Хаиндрава отметил, что на самом деле все не так.
"Никакого единства нет. Хорошо – это сказали в Москве, неплохо – сказали в Ереване. Никто здесь, в Грузии, не согласился с вами и не сказал, что это хорошо. Это не хорошо, потому что серьезные вопросы решаются вот так, когда происходят интенсивные контакты при помощи армянских посредников, хотя по официальным сообщениям из СМИ, у руководства Грузии никаких контактов между нами нет. Поэтому мы считаем, что очень плохо то, что произошло с Верхним Ларсом", - заявил Хаиндрава.
"Мы заинтересованы в дружественных взаимоотношениях с Арменией, с Азербайджаном и всеми другими соседями и предоставить все возможности для того, чтобы их интересы были учтены. Но не в пику интересам Грузии и ее безопасности", - подчеркнул участник дискуссии.
Армянский эксперт: открытие КПП выгодно и для России, и для Грузии
Армянский политолог, директор Института Кавказа Александр Искандерян заявил, что открытие границы вряд ли является окном в улучшении взаимоотношений между Россией и Грузией.
"Российско-грузинские отношения, к сожалению, находятся в таком состоянии, что в нынешнем политическом формате резкого улучшения я не могу себе представить. Грузинская официальная позиция состоит в том, что отношения с Россией улучшатся только тогда, когда произойдет деоккупация Грузии, но с российской стороны такое представить сложно... Я бы это назвал переформатированием конфликта. То есть, политический конфликт между Россией и Грузией остается в таком же состоянии, в котором он был, а другие составляющие конфликта – гуманитарные и экономические – убираются или смягчаются", - заметил эксперт.
По поводу собственно открытия КПП Верхний Ларс Искандерян высказал сомнение в том, что через КПП будет перевозиться оружие, а равно и сомнение в том, что грузинская сторона не сможет воспользоваться открытой границей.
"Я не думаю, что там будут возиться атомные бомбы. И я не думаю, что на каждом яблоке, каждой картошине, которые будут перевозиться через Ларс, будет стоять печать "Сделано в Армении". Но даже если такие надписи и будут, а за рулем будет армянский водитель, то эта печать не будет означать, что это яблоко или картошина выращены именно в Армении, а не в Грузии", - отметил Искандерян.
Что же касается угрозы национальной безопасности Грузии, то Искандарян заметил, что это вопрос политической воли. «Если есть воля устраивать провокации, они будут устраиваться вне зависимости от того, открыт Верхний Ларс или же нет», - добавил армянский эксперт.
Ереванский политолог Алексей Маркаров подчеркнул, что в Россию идет до трети армянского экспорта и открытие новой дороги, по его мнению, естественно, улучшит логистику.
Участники дискуссии упомянули и тему геноцида армян
Еще одним вопросом, неожиданно всплывшим на телемосте, стала тема геноцида армян. О ней упомянул Маркедонов, говоря о застое в нормализации отношений между Арменией и Турцией, вызванном принятием Комитетом Конгресса США резолюции о признании геноцида армян.
На последовавший из Тбилиси вопрос, собирается ли Россия признать «геноцид черкесского народа», политолог ответил, что у самих черкесских народов нет систематизированного мнения на этот счет, и Россия вряд ли пойдет на такое.
Алексей Малашенко, в свою очередь, заметил, что в последнее время термин «геноцид» часто используется как политическое оружие (вспомнив в связи с этим попытку российских властей добиться признания геноцида южных осетин со стороны грузин во время пятидневной войны 2008 года). Черкесы же, по словам Малашенко, предпочитают называть события 1860-х «трагедией».
Как уже отмечал "Кавказский узел", партия власти Грузии "Единое национальное движение" разделяет мнение оппозиции о том, что на самом деле для Грузии нет никаких выгод от открытия сухопутной границы с Россией, поскольку российский рынок закрыт для грузинских товаров, а для граждан Грузии нет никаких послаблений для пересечения границы по КПП Дарьял-Верхний Ларс. Тем не менее, как считает представитель партии Георгий Канделаки, это не должно восприниматься как ослабление грузинской позиции по болезненным вопросам, среди которых он назвал "оккупацию, этнические чистки, которые провели российские войска, и территориальную целостность".
В то же время Канделаки заявил корреспонденту "Кавказского узла", что неправомерно упрекать Грузию в том, что она открыла границу, так как официальный Тбилиси никогда не менял правил пересечения границы ни для граждан СНГ, ни других стран. "Грузия не закрывала границу никогда. Граница была закрыта Россией в 2006 году по техническим причинам. В том же году, за 2 года до начала августовского конфликта 2008 года, Россия объявила экономическое эмбарго. Об этом мало кто помнит... Но то, что мы не закрывали, мы не можем открывать", - отметил Канделаки.
источник: корреспонденты "Кавказског узла"