Свидетель по делу о нападении на Нальчик заявил, что оговорил одного из подсудимых
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Верховном суде Кабардино-Балкарии на процессе по событиям 13 октября 2005 года в Нальчике сегодня был допрошен амнистированный Зелимхан Караев, который заявил, что под давлением следствия оговорил одного из подсудимых.
Караев сообщил суду, что 13 октября 2005 года около десяти часов утра его разбудила мать и сообщила, что в районе 5-й школы идет перестрелка. Племянники Караева учатся в данной школе, и ему необходимо было вывезти их.
"Я быстро собрался, сел в маршрутку №7 и поехал в пятую школу", - рассказал Караев. Маршрутка, по словам Караева, поехала по улице Шогенцукова и остановилась на углу улиц Ногмова и Шогенцукова. Оттуда Караев, пошел пешком в сторону 5-й школы. В районе Дома радио стояли два сотрудника милиции, Караев им сказал, что идет в школу за племянниками, но они его не пропускали.
"Из Дома радио выбежали сотрудники милиции и стали меня бить — за то, что у меня была борода. Меня затащили внутрь Дома радио и там продолжали бить. Меня спрашивали, куда я нападал, где мой автомат. Били до тех пор, пока я не стал терять сознание", - рассказал Караев.
По его словам, подозрение вызвала также книжка "Крепость мусульманина", которая оказалась в кармане Караева. Чтобы его перестали бить, Караев, по его словам, сказал, что должен был нападать, но проспал. Потом, по словам свидетеля, сотрудники вызвали милицию и отправили его в больницу. Находящемуся в больнице Караеву были предъявлены фотографии трупов боевиков для опознания. В одном из них он опознал Казбека Будтуева, ныне подсудимого. Как потом оказалось, "опознанный" им оказался боевиком по фамилии Мамаев.
Караев рассказал, что ему была сделана операция, так как у него было поломано ребро, которое повредило легкое. На второй день после операции его вывезли в "шестой" отдел, где, по его словам, его заставили подписать бумагу, что он нападал на "шестой" отдел. "А потом сделали так, будто я нападал на 2-й отдел", - рассказал свидетель. При этом свои показания Караев, по его словам, переписывал пять раз, так как следствию они "не нравились".
Свидетель рассказал, что по его показаниям был задержан Казбек Будтуев, и он уже четыре года сидит "ни за что". При этих словах Караев не сдержал своих чувств. Ему принесли воды. Успокоившись, он продолжал, что лучше бы он сам сидел, так как с этим грузом он жить больше не может. Будтуев, по его словам, находился во время нападения дома, тому есть свидетели, в их числе и мать Караева.
Отвечая на вопросы обвинения, Караев сообщил, что его допрашивали в присутствии адвоката, однако одного адвоката "жестко вывели", а второй, женщина, была "лояльна" и подписала все. Сам же он подписывал протокол допроса, не читая, стараясь избежать физического давления.
Из оглашенных показаний Караева, данных им на предварительном следствии, следовало, что он с 2001 года начал делать намаз, входил в волноаульский джамаат. Через какое-то время он перестал ходить в мечеть, так как стал употреблять наркотики. Члены джамаата перестали с ним здороваться. Он прошел курс лечения и хотел вернуться в джамаат, но его продолжали игнорировать.
Тогда Караев обратился к амиру джамаата с просьбой помочь ему восстановить утраченный авторитет, после чего часть ребят стали опять с ним здороваться. Далее в показаниях говорилось, что из членов джамаата он наиболее тесно общался с Казбеком Будтуевым. Однажды Казбек Будтуев дал ему листовки на трех страницах, в которых содержались призывы к джихаду, говорилось о том, что надо убивать неверных и забирать их имущество.
Прервав оглашение, прокурор спросил, правдивы ли его показания. Караев ответил, что про джихад в листовках не было сказано.
Из оглашенных далее показаний Караева следовало, что 12 октября 2005 года к нему пришел Казбек Будтуев, который ему сказал, что 13 октября после утреннего намаза ему необходимо явиться на территорию детского садика на улице Горького, и что у него есть "шанс искупить свои грехи, став шахидом".
"После утреннего намаза я встретился с Будтуевым на территории детского сада. Там находились также другие наши братья — члены преступного сообщества", - говорилось в показаниях Караева, данных следствию.
Его якобы вооружили автоматом, пистолетом, гранатами. Нападавшие заняли позиции возле Национальной библиотеки. Услышав взрыв со стороны здания УФСБ, они открыли беспорядочную стрельбу в сторону 2-го ОВД. При этом сам Караев бросил оружие, убежал и прятался в районе Детского мира, а позже был задержан возле Дома радио. Не стрелял, по его словам, и Казбек Будтуев.
От всех этих показаний Караев отказался, заявив, что все это было выдумано им и следователем. На вопрос обвинения, что конкретно придумал он сам, а что - следователь, Караев ответил, что оружие было описано с его слов, то, что с Будтуевым он должен был встретиться во дворе садика, тоже он придумал, остальное сочинил следователь.
Было зачитано также чистосердечное признание, явка с повинной Караева, которую он назвал "явкой с давлением".
Свои показания на следствии Караев объяснил тем, что следователь ему пообещал, что если он признает себя виновным, его амнистируют, что впоследствии и было сделано. Следователь пообещал, что амнистируют и Будтуева, однако этого не произошло, и Будтуев, по словам Караева, стал жертвой оговора.
На процессе о нападении боевиков на Нальчик в настоящее время завершается рассмотрение четвертого из десяти эпизодов уголовного дела — нападение на 2-й ОВД. На заседаниях 4 марта, 9 марта, 18 марта, 22-23 марта, 25 марта, 2 апреля и 5 апреля были допрошены несколько свидетелей по этому эпизоду и пострадавшие - сотрудники 2-го ОВД, получившие в ходе нападения различные ранения и травмы. 28 марта подсудимые сорвали судебный процесс, не согласившись на замену адвоката.
В ходе судебных заседаний по первым трем эпизодам 25 февраля, 16 февраля, 15 февраля, 11 февраля, 9 февраля, 8 февраля, 4 февраля, 28 января, 25 января, 21 января и 12 января было допрошено большинство свидетелей. Стороной обвинения были оглашены показания свидетелей, чья неявка в суд после обсуждения участниками процесса была признана уважительной.
На скамье подсудимых по данному делу находятся 58 человек, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений во время нападения на Нальчик, в ходе которого погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших. Подсудимым инкриминируется совершение преступлений, предусмотренных статьями УК "терроризм", "убийство двух и более лиц", "покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов", "незаконное ношение и хранение оружия". По версии обвинения, участники нападения на силовые структуры КБР преследовали цель захватить оружие, однако это им не удалось "по независящим от них причинам". Большинство обвиняемых вину не признают.
источник: собственный корреспондент "Кавказского узла"
-
28 декабря 2024, 22:20
-
28 декабря 2024, 13:57
-
28 декабря 2024, 12:58
-
28 декабря 2024, 12:01
-
28 декабря 2024, 08:31
-
28 декабря 2024, 06:43