Шевченко: социальная база террора на Северном Кавказе неуклонно растет
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Несмотря на практически ежедневные спецоперации по уничтожению боевиков, социальная база террора на Северном Кавказе неуклонно растет, и в первую очередь потому, что в регионе отсутствует какая-либо политическая и религиозная сила, отрицающая террор, заявил член Общественной палаты, руководитель рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Максим Шевченко в ходе рабочей встречи.
Как сообщал "Кавказский узел", рабочая группа Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе совместно с Фондом социального развития и охраны здоровья "Фокус-Медиа" провела 27 сентября встречу, на которой была озвучена идея подписания меморандума о борьбе с террором представителями различных религиозных течений республик Северного Кавказа.
Меморандум о борьбе с террором: все "за"
Автор этой идеи, руководитель рабочей группы Максим Шевченко, выступая перед присутствующими, тезисно изложил основные направления меморандума, отметив, что после окончательной доработки этот документ будет опубликован на одном из сайтов Общественной палаты.
Согласно основным положениям меморандума, его авторы выступают против определения виновных по национальному признаку и подвергают резкой критике действия лиц, которые провоцируют межнациональные конфликты. Они выступают против насильственных актов, призывая все конфликты решать только путем переговоров, используя при этом "все средства народной дипломатии". Отдельно в меморандуме прописана поддержка миротворческих инициатив. Большое внимание отводится работе с молодежью, студенчеством, воспитанию толерантности.
"Хотелось бы особо сказать и о деятельности многих СМИ, напомнить коллегам, что есть такое понятие, как журналистская этика, что особенно важно в таком сложном регионе как Северный Кавказ", - подчеркнул Максим Шевченко.
Несмотря на возникавшие в ходе мероприятия споры по отдельным вопросам, идея о подписании меморандума представителями религиозных движений субъектов СКФО нашла поддержку не только у всех присутствующих на встрече, но и у представителей северокавказских республик, которые принимали участие в этом мероприятия виртуально, в режиме on-line.
Как отметил член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, "текст меморандума должен быть понятным и жестким". "При подборе подписантов нужно сделать правильный выбор, чтобы не было обиженных среди религиозных деятелей, - полагает он. - На Кавказе идет борьба против религиозного инакомыслия, нужно это учитывать, поэтому нельзя допустить отторжения каких-то религиозных групп, а нужно добиться консолидации вокруг меморандума. Это процесс долгий и сложный. Поэтому нужно начать быстро, но не торопиться".
"Мир Кавказу" обнажает проблемы региона
Выступая с кратким докладом по итогам проделанной работы, Максим Шевченко пришел к выводу, что ситуация в северокавказском регионе сегодня такова, "что давно уже пора от декларативных заявлений перейти к политике конкретных дел".
По словам Шевченко, "в России есть тема, на которую уже на протяжении почти 20 лет никто не может дать ясный ответ - это Северный Кавказ". "На Северном Кавказе нечего противопоставить тем идеям, которые предлагают молодежи идеологи террора", - сказал он.
Решение проблем этого региона, по мнению представителя Общественной палаты, нужно вести по следующим направлениям: гуманитарному, политическому, экономическому, социальному и силовому (борьба с терроризмом и оргпреступностью).
"В середине прошлого года мы запустили проект "Мир Кавказу". Его задачи - выстроить общественный диалог на Северном Кавказе, развить институты гражданского общества, включить граждан северокавказских республик в общероссийское информационно-коммуникативное и социальное пространства, - напомнил Максим Шевченко. - Мы ездили по всем республикам юга России, проводили открытые общественные дискуссии "Мир Кавказу" в Дагестане, в Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии-Алании".
Главным итогом проекта Шевченко считает то, что его участники "услышали и были услышанными". "Не сразу появлялась открытость в диалоге. Но постепенно холодок недоверия таял, и люди делились актуальными проблемами. В каждом регионе есть своя боль, свои проблемы, требующие немедленного разрешения", - добавил он, отметив, что "иногда эти встречи были нелицеприятны для некоторых присутствующих, ведь говорили о насущном в глаза друг другу".
"У каждой республики СКФО есть своя болевая точка, - продолжил инициатор проекта "Мир Кавказу". - В Северной Осетии - с начала 90-х годов существует проблема беженцев из Грузии, закрываются школы, люди не могут поехать в Казбекский район, где живут их родственники и где похоронены их предки, не решены проблемы Пригородного района. Та же проблема Пригородного района имеется и в Ингушетии. Ситуация здесь усугубляется еще и похищениями людей. Кроме этого, в республике закрываются школы, учителя получают мизерные зарплаты, Ингушетия лидирует в списке регионов, где самый высокий процент безработицы".
У каждой республики СКФО есть своя болевая точка. И во всех один из главных вопросов - безработица. Отсюда – нищета, безысходность, неверие в перемены к лучшему
"Дагестан лихорадит от не утихающей борьбы между различными течениями ислама. Настораживает проблема деградации социальной инфраструктуры в горных районах, - рассказал Шевченко. - Совершенно неожиданно всплыл негатив в казалось бы спокойной Карачаево-Черкесии. Здесь резко обозначились проблемы межнациональных отношений, приобретающие острые формы, особенно в молодежной среде. Остро стоят земельные вопросы, увеличился многократно отток русского населения. И во всех без исключения республиках один из главных вопросов - безработица. Отсюда – нищета, безысходность, неверие людей в то, что могут быть перемены к лучшему".
"Рабочая группа общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе представляется некоторым как федеральный инструмент. Это не так, - заметил Максим Шевченко. – Мы принимаем все инициативы, которые к нам приходят. Но общественная инициатива должна поддерживаться федеральными центром. Уменьшение силы зла, терроризм можно победить только совместными силами. Однако наведение конституционного порядка нужно проводить только мирными средствами".
В поисках диалога
О том, что Кавказу не хватает единой диалоговой площадки, на которой люди могли бы говорить о своих проблемах, говорили многие участники встречи.
Председатель миротворческой миссии им. генерала Лебедя Александр Мукомолов, обратил внимание на то, что "обстановка в республиках разная". "Много нареканий на действия силовиков как федеральных, так и местных. А кто с ними встречался, разговаривал? Может, стоит провести конференцию между силовиками и НКО", - предложил он.
С такой постановкой вопроса согласился и член-корреспондент РАН, заведующий отделом Кавказа института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов. "Нужно, чтобы население Дагестана, да и не только, перестало видеть в силовиках своих врагов", - убежден он.
Кроме этого, Мукомолов уверен, что "нужно лечить последствия конфликтов, как бы трудно это не было". В базе их миротворческой миссии есть сведения о захоронении 7-8 тысяч неопознанных тел, до сих пор и в Чечне, и в Ингушетии есть списки без вести пропавших. "Как бы уговорить президента Чеченской Республики, провести ДНК с родственниками тех, кто в годы боевых действий на территории Чечни пропал без вести", - поинтересовался он.
На это отреагировал руководитель пресс-службы президента Чечни Альви Каримов, который вместе с помощником президента ЧР Русланом Алиевым наблюдал за всем происходящим в ОП в режиме on-line. "Вся загвоздка в том, что у нас в республике нет специальной лаборатории для проведения ДНК, такая лаборатория есть только в Ростове-на-Дону. И стоит этот анализ недешево. Не каждый себе может позволить сделать ДНК за такие деньги", - ответил он Мукомолову.
Практически во всех выступлениях говорилось о том, что необходимо налаживать межкультурный диалог между субъектами СКФО, подключать молодежь к проектам по развитию толерантности, развивать органы самоуправления. Также необходима государственная поддержка НКО, работающих над развитием гражданского общества.
Пока что НКО – единственное противодействие тем, кто бегает с автоматом по горам
Адвокат, профессор кафедры конституционного и муниципального права юрфака МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Лукьянова сравнила работу комиссии с действиями врача-реаниматолога. "Никто не виноват в том, что политики натворили на Кавказе, кроме самих политиков, - констатировала она. - Сейчас на Кавказе приоритетные направления – это работа и образование. Задачи НКО вовлечь в свою работу молодежь. Рабочей комиссии важно продумать образовательную программу с учетом местных особенностей – в каждой республике они разные. Пока что НКО – единственное противодействие тем, кто бегает с автоматом по горам".
Северный Кавказ на пути к гражданскому обществу
В ходе встрече в Общественной палате о свое работе в регионе рассказали и сотрудницы Фонда социального развития и охраны здоровья "Фокус-Медиа" Оксана Баркалова, Элеонора Иванова и Татьяна Базлова.
За 14 лет существования Фонда в северокавказском регионе было выполнено 80 проектов. В ходе образовательных тренингов по лидерству, мобилизации ресурсов, фандрайзингу участники разработали уже более 20 программ, направленных на развитие местных сообществ. На момент окончания проекта будут частично или полностью реализованы 10 разработанных проектов. "Мы даем людям методы, чтобы изменить мир к лучшему", - заключила Татьяна Базлова.
"Можно с уверенностью сказать, что проект получился удачным, проблема актуальна, и благодаря Фонду "Фокус-Медиа" проект был реализован и цель достигнута: помощь дошла до населения", - заверил корреспондента "Кавказского узла" Ибрагим Манкиев, директор автономной некоммерческой организации "Социальный проект" из Ингушетии.
Ибрагим, юрист по образованию, занимается юридическим ликбезом жителей республики. "Скажем, в получении документов для покупки земельного участка или оформления недвижимости, людям приходилось платить чиновникам определенную мзду, отстояв при этом очереди, - привел он пример. - Юристы "Социального проекта" консультируют бесплатно, помогают жителям, без проволочек получить нужный документ, оформить наследство, приобрести недвижимость. Неоценимую помощь оказывают беженцам из Пригородного района, от чьих домов за эти годы не осталось даже фундамента".
В квалифицированной юридической помощи нуждаются жители многих регионов, особенно там, где население малограмотно. Расият Ясиева - руководитель дагестанского фонда "SOS - спасение", юрист с большим стажем - помогает не только своим землякам, но и многочисленным беженцам, "которые увеличили численность населения дагестанского города Хасавюрта после первой чеченской войны почти вдвое".
"А теперь еще приезжие из Узбекистана, Таджикистана. В последнее время много приехало китайцев, вьетнамцев. Есть такие, что по-русски не говорят. Законов наших не знают", - делится Расият.
Ясиева также рассказала о восстановлении детского сада в селе Бамматюрт. "Этот детский сад помогали восстанавливать практически всем миром благодаря Фонду "Фокус-Медиа", - говорит Расият. - Теперь у нас 82 ребенка посещают детсад. Правда, еще не подключили воду, не работает канализация, воду наши женщины носят в ведрах на второй этаж. Ну, ничего, подключат. Сейчас заканчиваем ремонт второй половины здания. И тогда сможем принять почти всех детишек нашего села".
Вроде бы и война уже давно кончилась, а все равно еще очень много горя у наших женщин...
"Наша организация "Синтем" (в переводе на русский - "Успокоение души") названа так не случайно. Мы работаем с женщинами, - пояснила Инна Айрапетян корреспонденту "Кавказского узла". - Вроде бы и война уже давно кончилась, а все равно еще очень много горя у наших женщин: трудно забыть гибель родных, многие во время бомбежек потеряли детей. Вот и приходят к нам, душу свою лечить".
Женщинам Чечни в этой организации оказывается не только психологическая помощь, их также привлекают к общественной работе, учат шитью, основам садового дизайна. А с недавних пор совместно с Сацитой Хайдукаевой, руководителем женского центра "Лара", "Синтем" оказывает психологические услуги женщинам, вышедшим из заключения.
Также во время рабочей встречи состоялась мини-презентация нового периодического журнала "Кавказская политика".
Как сообщал "Кавказский узел", рабочая группа по делам Северного Кавказа в составе Общественной палаты РФ, руководителем которой назначен ее член, ведущий Первого канала Максим Шевченко, была создана в январе этого года.
Общественная палата России и ранее обращала внимание на проблемы Северного Кавказа. В Москве и северокавказских городах неоднократно проводились мероприятия, на которых обсуждались острые для региона вопросы, а в самой палате действовала рабочая группа по миротворчеству на Северном Кавказе. Максим Шевченко стал одним из организаторов форума "Кавказ. Традиции и модернизация", прошедшего в Нальчике 30 ноября 2009 года. Его целью являлось создание единой дискуссионной публичной площадки, способной не только объединить все регионы Северного Кавказа, но и обобщить его проблематику.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
27 ноября 2024, 10:17
-
27 ноября 2024, 09:31
-
27 ноября 2024, 08:51
-
27 ноября 2024, 07:16
-
26 ноября 2024, 18:10
Два жителя Дагестана осуждены за организацию канала миграции в ЕС
-
26 ноября 2024, 15:07
4