"Свидетели Иеговы" сообщают о 197 случаях нарушения их прав в ЮФО и СКФО после запрета общины в Ростовской области
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
С 8 декабря 2009 года, когда Верховный суд РФ ликвидировал общину «Свидетелей Иеговы» в Таганроге и запретил деятельность верующих этой конфессии еще в двух районах Ростовской области, до конца 2011 года на Юге России произошло 197 случаев нарушения прав членов этой религиозной организации. Об этом «Кавказскому узлу» сообщили в управленческом центре «Свидетелей Иеговы» в России.
Напомним, что решению Верховного суда предшествовало вынесенное 11 сентября 2009 года постановление Ростовского облсуда о признании ряда изданий организации, а также местной общины «Свидетелей Иеговы» "Таганрог" экстремистскими и ликвидации последней. Судебным решением также была запрещена религиозная деятельность «Свидетелей» в Неклиновском и Матвеево-Курганском районах Ростовской области.
Суды были инициированы Ростовской областной прокуратурой, которая сочла, что верующие "навязывают свои религиозные убеждения в общественных местах, пропагандируют исключительность и превосходство вероучения над всеми другими". Решение Ростовского суда было подтверждено в декабре того же года Верховным судом РФ. Постановление ВС РФ 1 июня обжаловано в Европейском суде по правам человека.
"Решение суда привело к всплеску религиозной нетерпимости и массовым нарушениям прав человека как со стороны должностных лиц, так и со стороны отдельных граждан", - утверждают на своем официальном сайте "Свидетели Иеговы".
Среди основных нарушений, произошедших с тех пор, верующие называют случаи нападения на членов организации и угроз в их адрес, акты вандализма в отношении богослужебных зданий, срывы богослужений, обыски, необоснованные досмотры и задержания сотрудниками правоохранительных органов.
Решение суда привело к всплеску религиозной нетерпимости и массовым нарушениям прав человека
В Южном федеральном округе зафиксировано 153 подобных случая, а в Северо-Кавказском округе почти в четыре раза меньше – 44. При этом лидером по числу инцидентов стала именно Ростовская область – здесь "Свидетели Иеговы" насчитали 82 факта нарушения своих прав. На втором месте по числу инцидентов находится Краснодарский край с 25 фактами, следом идет Волгоградская область, где количество правонарушений, по словам верующих, достигло 20. В Астраханской области зафиксировано 14 такого рода инцидентов. Наименьшее число конфликтных ситуаций в ЮФО отмечено в Адыгее и Калмыкии – пять и семь соответственно.
В СКФО по количеству нарушающих права верующих инцидентов первое место занимает Ставропольский край, где произошло 16 таких случаев, утверждают в управленческом центре "Свидетелей Иеговы" в РФ. Следом идут Северная Осетия с 11 и Дагестан с 10 фактами притеснений верующих. В Кабардино-Балкарии члены религиозной организации насчитали пять, а в Карачаево-Черкесии - два инцидента. В Чечне и Ингушетии подобных происшествий не зафиксировано, отмечают верующие.
Мартынов: самое вопиющее нарушение наших прав - обвинения против религиозной литературы
«Самым вопиющим нарушением наших прав мы считаем обвинения против нашей религиозной литературы. Так как первое решение о признании некоторых публикаций экстремистскими вынес Ростовский областной суд в конце 2009 года, остальные нарушения прав «Свидетелей Иеговы» можно назвать последствием этого решения», - заявил «Кавказскому узлу» представитель управленческого центра «Свидетелей Иеговы» Григорий Мартынов.
Следствием этого же решения Мартынов назвал ряд уголовных дел, возбужденные в отношении «Свидетелей» в связи с их религиозной деятельностью. В частности, в начале февраля в Астраханской области было завершено расследование дела в отношении 44-летней сотрудницы органов социального обеспечения Ахтубинска Елены Григорьевой. Верующая отрицает свою вину и в свою очередь обвиняет спецслужбы в "угрозах и шантаже".
Кроме того, 5 августа 2011 года в Таганроге было возбуждено уголовное дело по части 1 ст. 282.2 Уголовного кодекса РФ (организация деятельности экстремистской организации). Уголовное дело было возбуждено против неустановленных лиц, но 13 февраля стало известно, что с экс-председателя ликвидированной общины Николая Троцюка взята подписка о невыезде. «Взятие с Троцюка подписки о невыезде фактически означает, что он является первым подозреваемым по этому делу», - отмечает Мартынов.
Примечательно, что на основании этого уголовного дела 25 августа 2011 года в 19 домах "Свидетелей Иеговы", проживающих в Таганроге и его окрестностях, проходили массовые обыски.
Среди громких случаев Мартынов также назвал два нападения на богослужебное здание в Нарткале (Кабардино-Балкария), произошедшие с разницей почти в год. Первое произошло в 4 часа утра 8 июня 2010 года. Тогда неизвестные в масках жестоко избили дежурных и подожгли здание. Пожар был потушен одним из дежурных. Ответственность за это нападение взяли на себя боевики Кабардино-Балкарии, назвав поджог «диверсионной операцией».
В ночь с 27 на 28 апреля 2011 года во двор того же здания была брошена боевая граната Ф-1 с выдернутой чекой, которая не взорвалась. Запись камер видеонаблюдения показала, что граната была брошена из проезжавшего автомобиля "БМВ". На место прибыла полиция и саперы. Гранату обезвреживали на месте, предварительно эвакуировав жильцов ближайших домов. Взрыв был настолько мощным, что, по словам очевидцев, 70-килограммовый саркофаг, которым накрыли гранату, подлетел на высоту 15 метров. Никто не пострадал.
«Действия властей по запугиванию и притеснению верующих направлены на то, чтобы ограничить или полностью подавить их деятельность, сделать их изгоями в обществе», - заявил сотрудник управленческого центра "Свидетелей Иеговы" в России Василий Калин.
Информацию касательно нарушений закона в отношении отдельных представителей организации «Свидетелей Иеговы» в РФ в 2011 году, а также статистику нарушений конституционных прав «Свидетелей» в правоохранительных органах пока не комментировали.
Однако ранее представители судебной власти и силовых структур, говоря об отдельных показательных случаях обысков в домах "Свидетелей Иеговы", в частности, прошедших в Северной Осетии в 2010 году, утверждали, что меры предпринимаются согласно законодательству.
Оперуполномоченный центра по борьбе с экстремизмом пояснил тогда же: "существует федеральный список экстремистских материалов, запрещенных на территории России», и обыски проводятся на основании информации о наличии такой литературы.
Правовых оснований для запрета деятельности «Свидетелей» в ряде регионов России не нашел Европейский суд по правам человека. 10 июня 2010 года ЕСПЧ признал ликвидацию общины «Свидетелей Иеговы» в Москве и запрет ее деятельности незаконными и нарушающими основные права человека на свободу мысли, совести и религии. После вступления в силу постановления ЕСПЧ московские «Свидетели Иеговы» обратились с заявлениями о пересмотре судебных решений в Головинский, Бутырский и Пресненский районные суды Москвы, однако они в пересмотре предыдущих решений национальных судов отказали. 1 февраля 2011 года ГУ Министерства юстиции РФ отказало верующим в восстановлении юридического статуса общины.
Сергей Бурьянов: "антиэкстремистское" законодательство - способ борьбы с инакомыслием
8 февраля в московском "Независимом пресс-центре" состоялась презентация ежегодного доклада "Свобода совести в Российской Федерации - 2011", подготовленного Институтом свободы совести. Доклад представили сопредседатели совета института Сергей Мозговой и Сергей Бурьянов в рамках пресс-конференции "Путину нужна сакральная власть? Гражданское общество против клерикализации государства и массовых нарушений свободы совести в России".
В мероприятии также приняли участие председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, член МХГ, председатель "Комитета защиты прав верующих" священник Глеб Якунин и главный редактор "Портала-Credo.ru" Александр Солдатов, сообщает Credo.ru.
Сергей Бурьянов обратил внимание на то, что неконституционные, уничижительные характеристики тех или иных религиозных организаций как "нетрадиционных" или "сект", не позволяют многим исследователям придерживаться строгих научных взглядов на религиозную жизнь. Бурьянов призвал отменить "антиэкстремистское" законодательство 2002 года, которое используется в России, по его словам, в основном для борьбы с религиозным инакомыслием.
Глава МХГ Людмила Алексеева в свою очередь удивилась отсутствию лозунгов, направленных на борьбу с нарушениями свободы совести, религиозной толерантности, на последних митингах и шествиях протеста против политики властей.
Неправомерный антиэкстремизм все чаще приводит к неоправданному ограничению, а иногда к прямому нарушению прав граждан
Александр Солдатов отметил, что даже четыре традиционных конфессии, выделяемых властью, подвергаются гонениям в России: отобраны и закрыты храмы православных церквей вне юрисдикции Московского Патриархата Русской православной церкви, повсеместно судят мусульман за религиозную активность, поддерживается традиционный для России "бытовой антисемитизм", а буддисты 15 лет не могут добиться разрешения для въезда своего духовного лидера - Далай-ламы - в Россию.
Российские правозащитники заявляли ранее о подготовке ими иска в Конституционный суд по поводу пересмотра закона об экстремизме, поскольку считают, что его зачастую вольная трактовка властями приводит к преследованиям верующих, в том числе и "Свидетелей Иеговы".
5 июля 2011 года на встрече в Нальчике членов "Совета по развитию гражданского общества и правам человека" с президентом РФ Дмитрием Медведевым директор Института прав человека Валентин Гефтер отметил в своем докладе, что правозащитников больше всего волнует так называемый "неправомерный антиэкстремизм, который все чаще приводит к неоправданному ограничению, а иногда к прямому нарушению прав граждан и их ассоциаций".
-
23 декабря 2024, 18:48
1 -
23 декабря 2024, 16:47
-
23 декабря 2024, 10:32
Комментарий в мессенджере привел к штрафу жительницу Геленджика
-
23 декабря 2024, 09:46
-
23 декабря 2024, 06:57
-
23 декабря 2024, 00:14
Работы по расчистке побережья в Краснодарском крае приостановлены из-за шторма