Заявление Правозащитного центра "Мемориал". Ингушетия: сотрудник правозащитной организации исчез на 15 часов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Руководителю организации «Машр» угрожает начальник отдела полиции.
Правозащитному центру «Мемориал» стало известно, что 29 февраля 2012 года при невыясненных обстоятельствах исчез сотрудник правозащитной организации «Машр» Мурад Мухамедович Яндиев, 1978 г.р., житель г. Карабулак. Он работает бухгалтером в организации.
По словам родных, около 18:20 Мурада дома не было. Последний раз отец позвонил ему на мобильный телефон в 18:40. После этого Мурад перестал отвечать на звонки. Родственники проверили все больницы ближайших районов, морг в г. Назрань, но Мурада не нашли. В тот же вечер по факту исчезновения они обратились с письменными заявлениями в прокуратуру Карабулака, ОМВД РФ по г. Карабулак, а также в ПЦ «Мемориал».
«Мурад является очень порядочным и ответственным человеком. Если он куда-то должен отлучиться из дома, то всегда меня ставил в известность, куда и на сколько едет. Не было ни одного случая, чтобы он мог уехать и не сказать об этом близким», - пишут родственники в заявлении.
Вплоть до утра следующего дня родные не имели от Мурада никаких известий.
1 марта, приблизительно в 10:10, через сотрудников администрации президента РИ руководителю правозащитной организации «Машр» Магомеду Муцольгову стало известно, что Мурад Яндиев и еще трое жителей республики были задержаны в г. Карабулак накануне вечером в ходе спецоперации. По официальной информации, при задержаний у мужчин была изъята «ваххабитская литература» и они были были доставлены в ОВД Назрановского района. Руководитель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) за местами принудительного содержания граждан по Республике Ингушетия Магомед Муцольгов вместе с членом ОНК по РИ, сотрудником ПЦ «Мемориал» Абабукаром Цечоевым отправились в РОВД, но задержанных там не оказалось. После повторного звонка в администрацию президента удалось уточнить, что задержанные находятся в ОВД г. Назрань. Муцольгов с Цечоевым отправились в ГОВД. Вместе с ними поехал адвокат Микаил Муцольгов.
Сначала с сотрудниками ОНК разговаривал сотрудник УФСБ по РИ, он переписал данные их удостоверений. После этого Муцольгова и Цечоева пригласили в кабинет замначальника отдела, интересовались целью их визита. Через какое-то время сотрудник Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) при МВД по РИ Шадыжев пригласил сотрудника ПЦ «Мемориал» в отдельный кабинет, взял у него объяснение, на каком основании и с какой целью они явились в ОВД.
После обсуждения вопроса о полномочиях и правах членов ОНК их принял в своем кабинете начальник ОВД Мовсар Тамбиев. Там же присутствовали сотрудники УФСБ по РИ, сотрудники ЦПЭ, руководитель Совета Безопасности РИ Ахмед Котиев. Представители власти изложили официальную версию задержания Мурада Яндиева и еще троих жителей республики – Алисхана Пугоева, Бекова и Торшхоева. По их словам, при задержании у мужчин были изъяты «запрещённая религиозная литература» в большом количестве и оружие. Для наглядности изъятые брошюры религиозного содержания, пистолет, диски и ноутбук были выложены на стол. В кабинете находился представитель ФСБ, снимавший все происходящее на видео. Затем в кабинет привели задержанных. Двое из них сильно хромали, на лице Яндиева были заметны царапины. Магомед Муцольгов задал вопрос Мураду Яндиеву: «Тебя били?». Тот кивнул. Это вызвало гнев у начальник ОВД: по его мнению, Муцольгов задавал провокационные вопросы. После этого задержанных увели из кабинета, а членов ОНК попросили уйти.
В коридоре отдела начальник ОВД Тамбиев обрушился с грубыми нападками на Муцольгова, обвиняя его в том, что в правозащитной организации «Машр» якобы занимаются вербовкой в члены НВФ. Муцольгов ответил, что не исключает, что подобного рода дела, как с Яндиевым, специально фабрикуются сотрудниками правоохранительных органов для дискредитации правозащитников. Затем Тамбиев стал в присутствии многих свидетелей угрожать Муцольгову расправой в случае, если тот посмеет куда-либо жаловаться. Поговорить с задержанными членам ОНК так и не удалось. Также не удалось выяснить обстоятельства и точное место задержания Мурада Яндиева и других мужчин. Кому из задержанных принадлежали вещи, предъявленные сотрудникам ОНК в кабинете начальника ОВД, пока неизвестно. Неизвестно и какие обвинения предъявляются четверым.
Адвокату Яндиева не разрешили переговорить с подзащитным; он вышел из здания ОВД вместе с сотрудниками ОНК.
Вопрос об избрании меры пресечения в отношении задержанных будет принят в судебном порядке в течение ближайших суток.
Вечером адвоката допустили к задержанным.
Правозащитный центр «Мемориал» выражает возмущение в связи с нарушением прав задержанных и их родственников.
В течение 15 часов родственникам четверых задержанных не была известна судьба пропавших. Задержанным отказали в праве на телефонный звонок родным. Даже после того, как место их нахождения было установлено, адвоката по-прежнему не допускали.
В течение почти суток задержанные были лишены возможности воспользоваться помощью адвоката.
Есть серьезные основания подозревать, что по отношению к задержанным применялось насилие.
Правозащитный центр «Мемориал» выражает возмущение тем, что работе Общественной наблюдательной комиссии за местами принудительного содержания граждан по Республике Ингушетия чинятся препятствия.
Мы заявляем о недопустимости угроз со стороны начальника ОВД г. Назрань в адрес руководителя правозащитной организации «Машр».
«Мемориал» будет следить за развитием ситуации и судьбой четверых задержанных.
1 марта 2012 года
источник: Правозащитный центр «Мемориал»
-
23 декабря 2024, 18:48
-
23 декабря 2024, 16:47
-
23 декабря 2024, 10:32
Комментарий в мессенджере привел к штрафу жительницу Геленджика
-
23 декабря 2024, 09:46
-
23 декабря 2024, 06:57
-
23 декабря 2024, 00:14
Работы по расчистке побережья в Краснодарском крае приостановлены из-за шторма