В Азербайджане стартовала общественная кампания с требованием принятия закона о диффамации
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Институт прав медиа (ИПМ), занимающийся вопросами защиты свободы прессы и выражений в Азербайджане, объявил о начале общественной кампании с целью принятия закона о диффамации, отменяющего уголовное наказание за клевету и оскорбление.
О начале кампании было заявлено 14 июня на организованном ИПМ «круглом столе» на тему "Законодательные инициативы в области диффамации".
Участники встречи – представители структур гражданского общества, эксперты, журналисты - обсудили проект обращения к президенту страны Ильхаму Алиеву с призывом обеспечить принятие закона о диффамации.
В обращении указывается на подготовку в последние годы активистами гражданского общества ряда предложений по диффамации и разработку ряда законопроектов.
Последний вариант законопроекта о диффамации был подготовлен в 2011 году экспертами офиса спецпредставителя ОБСЕ по свободу СМИ и Совета прессы Азербайджана и получил поддержку местных и международных специалистов.
Законопроект, предусматривающий отмену уголовного наказания за диффамацию, разработан в соответствии с установленными Европейским судом по правам человека стандартами для справедливого рассмотрения гражданских дел по свободе выражений, сказано в обращении.
"Институт прав медиа начинает долгосрочную кампанию с целью достижения принятия указанного законопроекта", - сказал директор ИПМ Рашид Гаджилы.
По его словам, целью кампании является сообщение властям, что "гражданского общество внимательно следит за процессом принятия данного закона и ожидает это".
"Мы позитивно оцениваем тот факт, что в утвержденный в конце прошлого года национальный план действий по защите прав человека включен пункт о принятии закона о диффамации. Мы хотим ускорения этого процесса, и завершения его в скором времени. На сегодняшний день существуют по меньшей мере три законопроекта о диффамации. Они подготовлены журналистским объединением "Новое поколение", ИПМ и, наконец, самый совершенный - Советом прессы Азербайджана совместно с офисом спецпредставителя ОБСЕ по свободе СМИ. В своем обращении к президенту мы просим его, воспользовавшись своим правом законодательной инициативы, представить документ на рассмотрение парламента", - сказал Гаджилы.
По его мнению, "принятие и правильное применение данного закона стало бы важным шагом на пути гарантирования свободы выражений, являющейся залогом долгосрочного устойчивого развития страны, обеспечения верховенства закона и прав человека".
Согласно заявлению координатора проектов ИПМ Халида Агалиева, принятие закона о диффамации необходимо для ликвидации хотя бы одной из причин, сдерживающих журналистов от расследований, и способствовало бы устранению атмосферы самоцензуры. Он отметил, что окончательный проект обращения к президенту будет согласован в конце месяца на собрании с участием представителей СМИ, журналистских организаций и активистов гражданского общества. После этого начнется сбор подписей под петицией.
Кроме того, в рамках кампании предполагается проведение форума с участием руководителей СМИ, представителей парламента и общественности с целью поддержки инициативы по принятию закона о диффамации.
"Под петицией к президенту может подписаться каждый, кто захочет, и на протяжении кампании в СМИ периодически будут называться имена тех, кто поддержал инициативу", - добавил Гаджилы.
Предполагается, что с принятием закона о диффамации клевета и оскорбление будут рассматриваться как гражданские дела и караться штрафами, имеющими определенные границы.
Инициаторы кампании рассчитывают, что им удастся добиться принятия закона о диффамации на осенней сессии парламента этого года.
Директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов также считает важным принятие закона о диффамации. "Правда, в последние годы в связи с критикой международными организациями наличия в уголовном законодательстве статей "клевета" и "оскорбление", журналистов не осуждают по обвинению в диффамации, а привлекают к ответственности по другим статья на основе сфабрикованных уголовных дел. Однако присутствие в законодательстве наказания за диффамацию само по себе является устрашающей мерой, побуждающей журналистов к самоцензуре", - полагает Гусейнов.
При этом он отметил, что закон о диффамации значительно минимизировал бы случаи преследования журналистов за публикации. "По диффамации каждый может подать в суд на журналиста или орган СМИ. По другим же статьям не каждый имеет возможности "заказать" журналиста и обычно по таким делам поступает политический заказ из самых верхов", - пояснил Гусейнов.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от официальных структур Азербайджана по поводу общественной инициативы о принятии закона о диффамации.
Ранее заведующий общественно-политическим отделом администрации президента страны Али Гасанов заявил, что официальный Баку не против принятия закона, однако у властей есть определенная обеспокоенность по поводу последствий такого шага.
"Декриминализация не означает, что журналист может сказать слово, не думая о его последствиях и ответственности. Когда в 1998 году цензуру отменяли, тоже говорили, что "теперь все проблемы решены". Но, напротив, после этого возросло число судебных процессов против журналистов и медиа", - отметил Гасанов.
Заведующий общественно-политическим отделом администрации президента считает, что журналист должен подписать "Кодекс профессиональной этики" Совета прессы.
Отметим, что по статьям "Клевета" и "Оскорбление" в УК Азербайджана максимальные сроки составляют до трех лет и шести месяцев лишения свободы.
"Однако в связи с призывами международных организаций отменить уголовное наказание за диффамацию в последние годы власти не применяют против журналистов статьи "клевета" и "наказание", а используют обвинения в "хулиганстве", "нанесение менее тяжкого ущерба здоровью", "незаконное хранение наркотиков". При этом власти не спешат с принятием закона о диффамации, отменяющего уголовное наказание за клевету", - отметил эксперт ИПМ Халид Агалиев.
"Кавказский узел" также сообщал, что спецпредставитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович 14 июня выразила беспокойство в связи с последними фактами преследования журналистов и ограничения свободы информации в Азербайджане.
Миятович направила письмо на имя главы МИД Эльмара Мамедьярова, в котором поднят вопрос о фотокорреспонденте Института свободы и безопасности репортеров Мехмане Гусейнове. В частности, Миятович выразила тревогу по поводу обвинения журналиста в хулиганстве, по которому ему грозит наказание до пяти лет лишения свободы. Поздно вечером 13 июня он был освобожден из-под стражи.
В письме Миятович также говорится о приговоре корреспонденту Иранского телевидения в Азербайджане Анару Байрамлы, осужденного на два года лишения свободы по обвинению в хранении наркотиков.
Отметим, что ситуация со свободой прессы в Азербайджане не раз вызывала критику международных организаций. В распространенном 1 мая докладе неправительственной организации Freedom House о ситуации в мире со свободой слова за 2011 год Азербайджан оказался на 172 месте среди 197 стран. Согласно докладу, Азербайджан, Армения и РФ относятся к странам с "несвободной прессой", а Грузия получила статус страны с "частично свободной прессой".
По данным международной организации в защиту прессы "Репортеры без границ" (РБГ) Азербайджан оказался на 162 месте в "Индексе свободы прессы 2011-2012". Традиционный доклад РБГ был обнародован 25 января. Всего в рейтинге представлены 179 стран, которые отсортированы по мере ухудшения ситуации со свободой прессы. По сравнению с отчетом за 2010 год Азербайджан опустился на десять позиций.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
23 декабря 2024, 06:57
-
23 декабря 2024, 00:14
Работы по расчистке побережья в Краснодарском крае приостановлены из-за шторма
-
22 декабря 2024, 21:22
Более 2000 машин ожидают открытия проезда через КПП "Верхний Ларс"
-
22 декабря 2024, 19:32
-
22 декабря 2024, 18:34
Дипломаты призвали наказать убийц уроженца Дагестана в Иране
-
22 декабря 2024, 13:41