Гасанов: разработанный в Азербайджане законопроект "О защите от диффамации" направлен на экспертизу в Совет Европы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Власти Азербайджана подготовили первичный вариант законопроекта "О защите от диффамации", сообщил представитель администрации президента Али Гасанов в ходе "круглого стола" на тему: "Реформы в области прав человека: перспективы законодательства о диффамации", в котором участвовали члены правительства, депутаты, представители СМИ и гражданского общества. Законопроект подверг критике независимый эксперт в области медиа Алескер Мамедли, считая, что он содержит полумеры.
"Круглый стол" на тему: "Реформы в области прав человека: перспективы законодательства о диффамации" состоялся в Бакинском отеле "Park Inn" 22 мая. Встреча была организована Советом господдержки НПО при президенте Азербайджана, Американским агентством международного развития (USAID), Конфедерацией юристов Азербайджана и Американской ассоциацией юристов.
Напомним, Национальный план действий по правам человека, подписанный президентом Ильхамом Алиевым 27 декабря 2011 года, предполагал шаги по декриминализации диффамации.
Представители власти, соглашаясь с необходимостью принятия закона о диффамации, выступают против отмены уголовного наказания за клевету и оскорбление
Власти Азербайджана подготовили первичный вариант законопроекта "О защите от диффамации", документ направлен на экспертизу Венецианской комиссии Совета Европы, сообщил на встрече 22 мая заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов.
Однако, по его словам, принятие этого документа не означает исключения из Уголовного кодекса статей "клевета" и "оскорбление", и не следует рассматривать их наличие как угрозу свободе выражений и прессы.
"Обеспечение в Азербайджане свободы слова и прессы гарантируется другими законами – о СМИ, телерадиовещании. Каждый журналист, соблюдающий нормы указанных законов и Кодекс профессиональной этики, может свободно собирать, распространять, анализировать информацию. Закон "О защите от диффамации" также направлен на то, чтобы журналисты сознательно или непреднамеренно не допускали ошибок и избегали бы наказания", - сказал Гасанов.
По его словам, в законопроекте четко очерчены случаи, когда против журналистов и СМИ могут быть поданы иски в связи с клеветой и оскорблением.
"Власть стремится сбалансированно обеспечивать права людей. Законы и судебные решения должны обеспечить этот баланс", - сказал Гасанов.
Он также выступил в защиту принятых 14 мая парламентом Азербайджана поправок в законодательство, распространяющих уголовное наказание за клевету и оскорбления за выражения в Интернете.
Гасанов заявил о недопустимости оскорбления и клеветы в Интернете и повторил ранее высказанную им фразу: "Интернет - как беспризорная кошка, которая без ведома хозяина пробирается в квартиру". "Но незваного гостя вы знаете, как встречают? От оскорблений в Интернете недовольны все", - сказал Гасанов.
Глава парламентского комитета по правовой политике и вопросам госстроительства Али Гусейнли также заявил, что не поддерживает декриминализацию диффамации.
На его взгляд, сохранение в уголовном кодексе статей "клевета" и "оскорбление" будет иметь "сдерживающий характер". С другой стороны законопроект о диффамации будет ограждать журналистов от необоснованного преследования, отметил он.
Представители медиа и активисты гражданского общества выступают за полную декриминализацию диффамации как средства усиления гарантий свободы выражений
Представитель Американской ассоциации юристов Роберт Стир в свою очередь считает, что законодательство должно быть четким и конкретно определять границы общественных интересов, во имя которых свобода выражений может быть ограничена.
"Гражданин должен ясно знать, что его может ожидать за те или иные действия", - сказал Стир.
В то же время он усмотрел в поправках в законодательство, распространяющих диффамацию на Интернет, "угрозу свободе выражений".
Депутат парламента Азербайджана, глава партии Народного фронта единого Азербайджана (ПНФЕА) Гудрат Гасангулиев считает необоснованным сохранение уголовного наказания за клевету и оскорбления.
"Если Национальное собрание устранило уголовную ответственность за рукоприкладство без нанесения телесных повреждений, то за высказывания тем более не должно быть наказания, в том числе тюремного. В свое время, когда устраняли цензуру, тоже говорили, что будут тяжелые последствия, люди начнут сводить счеты друг с другом. Однако этого не случилось", - сказал Гасангулиев.
Вопрос о принятии закона о диффамации уже много лет обсуждается, а подвижек нет, отметил в свою очередь глава Бакинского офиса ОБСЕ Корай Таргай. Более того, расширяется сфера действия диффамации, добавил он.
"ОБСЕ выступает за полную декриминализацию диффамации. Во многих странах Европы приняты такие законы", - сказал Таргай. При этом он указал "на суровость штрафов и наличие даже тюремного наказания за диффамацию" в Азербайджане.
Директор Института права медиа (ИПМ) Рашид Гаджилы считает, что штрафы должны быть адекватны законодательству. "В уголовном законодательстве за тяжкие преступления установлен штраф в размере не более 825 манатов (около 1055 долларов США), за особые тяжкие преступления – не более 1600 манатов (около 2050 долларов США). Однако суды за диффамацию, которая отнюдь не является тяжким преступлением, штрафуют СМИ на 30-50 тысяч манатов (38-64 тыс. долларов США)", - сказал Гаджилы.
Глава коалиции НПО "Азербайджанский Интернет-форум" Осман Гюндуз обратил внимание на то, что Интернет – это не только площадка для выражения мнений, но еще и средство коммуникации.
"С одной стороны правительство поднимает в космос телекоммуникационный спутник, с другой – устанавливает уголовное наказание за диффамацию в Интернете. Это противоречивые тенденции. Иногда кажется, что во власти новаторы продвигают передовые технологии в области ИКТ, а консерваторы стремятся оставить Азербайджан в прошлом", - сказал Гюндуз, подвергнув критике установление уголовной ответственности за клевету и оскорбление в Интернете.
Эксперт американской неправительственной организации IREX Pro media Алескер Мамедли указал на практические трудности применения закона об уголовном наказании за диффамацию в Интернете с учетом возможности размещения информации за пределами Азербайджана.
С другой стороны в условиях, когда в Азербайджане 5 млн пользователей Интернета, 1 млн человек являются пользователями сети Facebook, тысячи сайтов, десятки анонимных веб-ресурсов, сложно будет пресекать каждый случай диффамации, указал Мамедли.
Директор офиса демократии и управления азербайджанского представительства USAID Роланд Глас рассказал о международной практике. По его словам, президент США Барак Обама поддерживает декриминализацию Интернета. "Президент Обама подвергается жесткой критике и терпит это, что не связано с его слабостью, а, напротив, является показателем того, что он сильный лидер", - сказал Глас.
Глава Совета прессы Афлатун Амашев считает приемлемым принятие закона "О защите от диффамации" на определенных условиях, в частности, приведения штрафов в соответствие с международной практикой и установление переходного периода – введения декриминализации диффамации через два года.
Мамедли: суть законопроекта о диффамации выхолощена
Самым принципиальным недостатком законопроекта о диффамации является то, что меры уголовного наказания за нее, включая тюрьму, остаются, указывает знакомый с текстом документа эксперт Алескер Мамедли.
Отметим, что предметного обсуждения по тексту законопроекта на встрече 22 мая не состоялось, однако Мамедли ранее был вовлечен в работу над этим законопроектом, инициированную Советом прессы при поддержке Бакинского офиса ОБСЕ.
"К сожалению, суть законопроекта выхолощена. Самый первый вариант категорически отвергал уголовное наказание за клевету и оскорбление", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алескер Мамедли.
Вместе с тем он отметил, что в законопроекте устанавливаются определенные рамки, ограничивающие журналистов от преследования по диффамативным делам. "Так, иски против журналистов и медиа не могут подавать должностные лица и служащие органов государственной и муниципальной власти, других органов государственного управления. Коммерческие же структуры могут подавать иски только для возмещения реального ущерба, понесенного в результате диффамации", - отметил Мамедли.
На его взгляд, "это полумеры". Так, к примеру, по антикоррупционным расследованиям иски не смогут подавать чиновники, но это смогут сделать члены их семей в случаях их упоминания в публикациях, отметил эксперт.
Как сообщал "Кавказский узел", международные правозащитные организации ранее выражали обеспокоенность по поводу нарушения свободы прессы в Азербайджане. Так, 24 сентября 2012 года правозащитная организация Freedom House распространила доклад о свободе Интернета за 2012 год, в котором Азербайджан был включен в категорию "частично свободных" стран. В распространенном 3 мая 2013 года докладе неправительственной организации о ситуации в мире со свободой слова Азербайджан оказался на 177-м месте среди 197 стран и вошел в число "несвободных стран". По данным международной организации в защиту прессы "Репортеры без границ" Азербайджан оказался на 156-м месте в "Индексе свободы прессы 2012-2013". Всего в рейтинге представлены 179 стран, которые отсортированы по мере ухудшения ситуации со свободой прессы.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08
-
22 ноября 2024, 13:33