Угрозы Котлярову вызваны его работами о Канжальской битве, считают представители общественности
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Угрозы в адрес известного в Кабардино-Балкарии краеведа и издателя Виктора Котлярова могут быть связаны с его работами о Канжальской битве, считают блогер Тимур Куашев и председатель "Кабардинского конгресса" Аслан Бешто. Историк Наима Нефляшева уверена, что давление на краеведа не связано с академической полемикой. Сам Котляров считает, что ситуация спровоцирована накопившимся межнациональным напряжением в регионе.
Как сообщал "Кавказский узел", в начале апреля известный Виктор Котляров обратился в полицию, сообщив, что в его адрес поступили угрозы от группы лиц на траурном митинге, посвященном годовщине депортации балкарского народа. В частности, по версии Котлярова, к нему подошла группа женщин и стала его обвинять в том, что он умышленно искажает историю, "переписывает ее в угоду другим народам". По словам Котлярова, угрозы также поступали ему по телефону.
Куашев: конфликт мог быть спровоцирован интерпретацией Канжальской битвы
Почвой для конфликта могли стать высказывания Котлярова о Канжальской битве и его участие в издании одноименной книги, автором которой стал историк Барасби Бгажноков, считает кабардинский общественный деятель и блогер Тимур Куашев.
"Он что-то высказал по Канжальской битве (в ходе Канжальской битвы 1708 года черкесы под предводительством Кургоко Атажукина нанесли поражение войскам крымского хана Каплан Герая. - Прим. "Кавказского узла"), что было сочтено недостоверным в балкарском обществе, было проявлено некоторое недовольство, насколько оно обосновано – не знаю", - отметил Куашев, добавив, что угрозы краеведу заслуживают осуждения.
Виктор Котляров является известным в регионе краеведом, издателем и исследователем, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" блогер. "У него много работ по описанию культуры народов, городов, его книги получают награды, оценки на разных форумах. Это позитивный человек, и я не вижу ничего, что бы малейшим образом позволяло так относиться к его работам", - сказал он.
Котляров не занимается историей на академическом уровне, его деятельность имеет более публицистический характер, подчеркнул Куашев.
"Вряд ли его в полном смысле этого слова можно назвать ученым. Он, скорее, публицист, краевед, натуралист. Это все за скобками произошедшего, что неприятно удивило. Как можно было вести себя подобным образом, вне зависимости от того, что он сказал? Человек пришел на траурный митинг выразить соболезнования, и это не то место, где можно выяснять такие вопросы", - считает Куашев.
Бешто: исторические факты могут отзываться в народах болезненным эхом
Тема Канжальской битвы болезненно воспринимается в обществе после празднования ее 300-летия в 2008 году, поясняет председатель движения "Кабардинский конгресс" Аслан Бешто.
"В 2008 году активисты организовали конный переход, посвященный 300-летию Канжальской битвы, и все это действо с водружением памятника на плато Канжаль было воспринято Советом старейшин балкарского народа как якобы захват этнических территорий, что вылилось в противостояние, продлившееся несколько дней. Тогда с трудом удалось предотвратить эскалацию этого конфликта", – сказал Бешто корреспонденту "Кавказского узла".
С тех пор любое упоминание этого события воспринимается очень остро Советом старейшин балкарского народа и его сторонниками, отмечает Бешто. "Котляров подтвердил в своих исследованиях, что это сражение было, что он нашел захоронения крымских воинов, проводил раскопки, и это было еще одной причиной, почему некоторые личности позволили себе угрожать ему расправой за его публикации", - полагает он.
По словам Бешто, оппоненты Котлярова считают, что такого исторического события, как Канжальская битва, не было в истории.
"Говорится, что это придуманное событие, преследующее целью маркировать за собой территорию, на которой никогда кабардинцев не было. По большому счету, это и стало фабулой угроз Котлярову. Его посчитали заинтересованным лицом, подтверждающим позицию одной стороны, – считает Бешто. – К сожалению, все его заслуги были перечеркнуты одним лишь тем, что он просто подтвердил исторический факт".
Котляров: дело не в нас, а в накопившемся межнациональном напряжении
Редакция "Издательство М. и В.Котляровых" даже не предполагала, что работы "будут восприняты некоторыми ортодоксами столь негативно", утверждает сам Виктор Котляров.
"Оказалось, что даже самая взвешенная редакционная политика не спасает от постоянной массированной критики – любое мало-мальски негативное замечание в адрес этноса, воспроизведенное в работах дореволюционных авторов, вызывает реакцию откровенного непонимания, неприятия, а то и прямых угроз, так как акценты переносятся с авторов на издателей", - пишет в своем блоге Виктор Котляров.
По словам Котлярова, угрозы начались после публикации серии книг "Народы Кавказа" и его собственных работ.
"Посыпались угрозы, как издателям, так и человеку, с которым мы заключили договор на распространение серии. Было проведено собрание так называемой общественности, поставлен ультиматум: собрать книги и уничтожить. Не знаем, дошло ли до последнего, но то, что книги были изъяты – однозначно, а запущенные в производство "зависли" в издательстве, подготовленные – так и не вышли", - поясняет издатель.
Какая именно из работ издательства могла вызвать столь жесткую реакцию, Котляров не знает, однако предполагает, что это "издания иностранных и русских путешественников, побывавших на Кавказе и описавших увиденное".
Котляров отмечает, что от обвинений в "переписывании истории одного народа в угоду другому" не спасают и тщательная проверка текстов и подкрепление их ссылками на первоисточники.
"Понятно, дело не в нас, дело в накопившемся в обществе межнациональном напряжении, когда всюду и во всем видятся попытки принизить одну нацию за счет другой", - считает этнограф.
По его мнению, всплеск общественного интереса к этническим проблемам можно удовлетворить только целенаправленной воспитательной работой.
"Проблемы кавказского региона нельзя рассматривать особняком. Им есть объяснение, как и есть варианты решения. Но какой из этих вариантов ни рассматривай, необходимо, прежде всего, проявлять уважение, доброжелательность, понимание естественного своеобразия обычаев и традиций наших народов", - заключает Виктор Котляров.
В записи в блоге от 16 апреля Котляров указывает, что реакции МВД на заявление о поступивших ему угрозах пока не последовало.
Нефляшева: угрозы Котлярову не проистекают из академической полемики
Конфликт с Котляровым не может проистекать из академической полемики, убеждена старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, автор блога на "Кавказском узле" Наима Нефляшева.
"Котляров очень много сделал для публикации архивных источников, для публикации различных трудов ХХ века, их переизданий. В этом я признаю его заслугу, он серьезно занимался источниковедением", - сказала Нефляшева.
По ее словам, конфликтные ситуации по поводу того или иного прочтения какого-то исторического сюжета в КБР возникали не раз.
"Но пока что они проходили в цивилизованных формах - в рамках полемик в газетах или на интернет-форумах. Даже при жесткости формулировок и резкости спорящих, я не помню, чтобы дело доходило до прямых угроз жизни", - сказала Нефляшева корреспонденту "Кавказского узла".
Каракетов: исторические мифы в условиях Кавказа опасны
Работа с ранними текстами без купюр и комментариев в этнографии может вызывать неоднозначную оценку среди многих народов России, в том числе Северного Кавказа, говорит доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Кавказа ИЭА РАН Мурат Каракетов.
"Насколько мне известно, супруги Котляровы проводят достаточно интересную работу, переиздавая документы и материалы XIX - начала ХХ века. Правда, во многих из них история, быт, культура приведены в искаженном виде с толикой пренебрежения, которые следует купировать или давать критический комментарий с учетом современных достижений гуманитарной науки", – говорит он.
В то же время, как считает Каракетов, в предлагаемых читателю изданиях практически проигнорированы требования к подобного рода материалам и документам. "И печатать все это без купюр или серьезных комментариев - некорректно", - убежден специалист.
Ученый также отмечает, что в таких изданиях не видно самостоятельного взгляда на историческое прошлое народов.
"В этом отношении следовало бы взять за пример переиздание документов издательством "Эль-Фа", в которых виден профессионализм составителей. Здесь же мы видим некоторое пренебрежение научной этикой, а такое допускать нельзя, тем более, если издатели хотят придать предлагаемой продукции просветительский характер", - сказал Каракетов.
Издательская деятельность Котляровых началась с 1992 года. Вначале – как издательский центр "Эль-Фа", в котором был начат выпуск ставшей впоследствии популярной серии "КЛИО" (Кавказский литературно-исторический Олимп). С 1999 года – как самостоятельное издательство "Полиграфсервис и Т", впоследствии получившее название "Издательство М. и В.Котляровых".
Каракетов отметил наличие разных точек зрения относительно научной дискуссии о Канжальской битве.
"Есть мнение о том, что этой битвы не было, есть мнение, что была. Или, признавая такое сражение, относят ее к событиям местного значения. Есть даже мнение, что этой битвой кабардинцы совместно с горцами отвлекли войска крымского хана от антироссийских действий и тем самым помогли России победить под Полтавой. Про это сражение написано столько, что за год не прочитать", – говорит историк.
Тем не менее, по его словам, ни в одном из исследований Полтавской битвы не говорится не только о каком-то влиянии Канжальской битвы на ее исход, но и о самой такой битве.
"Мое мнение таково - пора прекращать смешить мир этно-эгоистическим подходом к прошлому народов, тем более находившихся на догосударственном уровне развития", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Мурат Каракетов.
Эксперт отметил, что многие стороны истории народов Северного Кавказа в постсоветский период сильно фальсифицировались, и если в советское время исследователи придерживались принятой методики, признанной мировым научным сообществом, то "теперь о них забыли".
"Теперь мы вдруг узнаем, что народы Северного Кавказа, оказывается, не присоединились, "били челом" или были присоединены, а заключали равноправный союз с Московским государством, что у них в позднем Средневековье было государство, причем мощнейшее и даже некая империя с прилагательным "малая". Такие, мягко выразиться, комплексы у некоторых исследователей стали достоянием не только их коллег, но и несведущих в этих вопросах людей", - считает Каракетов.
"Всплеск мифотворчества" ученый связывает с периодом постсоветского скачка этнического самосознания, что в условиях многонациональных регионов может вызвать межнациональную напряженность.
"Представители каждого народа самоопределение понимают через историческое прошлое, и от того, как оно будет подано, зависит многое, прежде всего мирное сосуществование народов. В условиях Кавказа исторические мифы опасны, а желание базироваться для их подтверждения на некритически прокомментированных материалах и документах – опасно вдвойне", - заключил Мурат Каракетов.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08