В Чечне предприниматель оштрафован за распространение книги "Крепость мусульманина"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Суд в Грозном признал предпринимателя Ислама Башлаева виновным в распространении включенной в федеральный список запрещенной литературы книги "Крепость мусульманина" и приговорил его к денежному штрафу. Представители ДУМ и эксперты сомневаются в обоснованности включения книги в список экстремистской литературы.
Как информировал "Кавказский узел", дело в отношении жителя Грозного Ислама Башлаева, подозреваемого в распространении экстремистских материалов, было направлено прокуратурой в суд 18 августа. Как сообщил представитель следствия, в магазине по проспекту Путина в столице Чечни, где продавались исламские товары, при проверке были обнаружены брошюры "Крепость мусульманина". Эта книга, наряду с другими религиозными материалами, в марте 2012 года была включена в федеральный список экстремистских материалов.
Заводской районный суд Грозного вынес решение 8 сентября, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник прокуратуры республики. Суд постановил, что Башлаев виновен в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ (хранение в целях массового распространения экстремистских материалов) и ему назначено наказание в виде штрафа.
Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник прокуратуры Чечни, спецслужбами республики было установлено, что индивидуальный предприниматель Ислам Башлаев хранил в целях массового распространения несколько экземпляров книги под названием "Крепость мусульманина".
По его словам, экспертами было установлено, что в книге есть "элементы экстремизма". На вопрос, кто был в составе экспертной комиссии, принявшей это решение, собеседник отвечать отказался, сославшись на то, что не обладает такими полномочиями.
"Ряд книг ошибочно включены в список экстремистской литературы"
Бывший муфтий Чечни Султан Мирзаев считает ошибочным мнение, что в книге "Крепость мусульманина" есть элементы экстремизма.
"В ней собраны молитвы и никаких намеков на экстремизм там нет. Есть еще несколько книг, которые непонятно по каким соображениям внесены в разряд экстремистской литературы, которые, наоборот, противодействуют экстремизму. Я не знаю, с какой целью это делается", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Мирзаев.
Он пояснил, что осенью прошлого года, когда он был председателем Духовного управления мусульман (ДУМ) Чечни, по этому поводу у него были встречи с прокурором республики и главой регионального Управления ФСБ РФ.
"Мы составили список книг, которые ошибочно были включены в список экстремистской литературы. Я тогда говорил о том, что включать те или иные религиозные издания в список запрещенной литературы нужно, основываясь на заключении экспертов. Наши доводы тогда были приняты с пониманием. А сейчас все повторяется вновь", - возмущается Султан Мирзаев.
В книге "Крепость мусульманина" есть недоработки, допущенные переводчиком, но это не означает, что ее нужно вносить в список запрещенной религиозной литературы"
Председатель ДУМ Чеченской Республики Салах Межиев рассказал, что книга "Крепость мусульманина" была признана экстремистской в числе других книг, запрещенных Ленинским районным судом Оренбурга в марте 2012 года.
"Мы считаем это решение суда неправомерным, а потому и данное административное дело в отношении Ислама Башлаева было возбуждено неправомерно. В книге "Крепость мусульманина" есть недоработки, допущенные переводчиком, но это не означает, что ее нужно вносить в список запрещенной религиозной литературы", - говорит Межиев.
Он отметил, что в Духовном управлении мусульман Чечни проводится большая работа по выявлению религиозной литературы с элементами экстремизма. "Мы запрещаем распространять религиозную литературу, которая отвечает всем требованиям, но нет исходных данных: кто автор, где эта книга издана", - подчеркнул Салах Межиев.
По его словам, в республике проводятся рейды по торговым точкам, где продается религиозная литература, в которых участвуют религиозные авторитеты из Муфтията и Духовного управления мусульман. "Литература явно ваххабитского толка встречается крайне редко, и, как правило, эта литература изымается у населения",- сказал он.
"Мы будем сами заниматься переводом, привлекая и филологов, и ученых-исламистов, которые хорошо знают Коран, хадисы и смогут найти более точные слова, чтобы верующие не могли истолковывать смысл фраз двояко", - отметил Салах Межиев.
Ахмед Ярлыкапов: проблема в грамотной экспертизе
Многие мусульманские книги на религиозную тематику попали в списки экстремистской литературы, хотя таковыми не являются, считает старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмед Ярлыкапов.
"Формально любой суд может вынести решение и оштрафовать человека, у которого обнаружили несколько экземпляров такой книги и которого подозревают в распространении этой литературы. Другое дело, что во многих книгах, как правило, нет ничего экстремистского, и они включены в список запрещенной литературы в результате безграмотной экспертизы. Я думаю, что это результат того, что решение по мусульманским книгам зачастую выносят люди других вероисповедований, но не мусульмане. Главная проблема в нашей стране – это отсутствие нормальной экспертизы", - уверен ученый.
Решение по мусульманским книгам зачастую выносят люди других вероисповедований, но не мусульмане
По его словам, формально сотрудники прокуратуры республики все сделали по закону, и не их вина, что "закон плохой".
"Кто этот закон будет улучшать, если сами мусульмане не поднимут этот вопрос?.. Иначе изъятие и запреты на якобы экстремистскую религиозную литературу будут продолжаться бесконечно, что, вполне естественно, будет вызывать недовольство среди мусульман", - сказал Ахмед Ярлыкапов.
Запрет книги повышает интерес к ней
По мнению доктора философских наук Вахида Акаева, в книге "Крепость мусульманина" собраны молитвы на все случаи жизни, но нет высказываний экстремистского толка.
"Судя по тому, что такие издания признаются экстремистской литературой, я могу сделать вывод, что те сотрудники спецслужб, которые сделали такой вывод, совершенно не разбираются в исламе, не могут провести экспертизу, сделать лингвистическое исследование на предмет наличия в тексте элементов экстремизма, призывающих к насилию, к джихаду против иноверцев", - высказал свою точку зрения ученый.
Он также заметил, что книга пользуется большим спросом у молодежи, и власти, вводя запреты на подобную литературу, действуют во вред обществу.
"Искать экстремистские высказывания нужно в других источниках. А запрещать эту брошюру, где собраны молитвы - это, во-первых, вызывает негативное отношение к тем, кто запрещает, и, во-вторых, повышает еще больший интерес к этой книге", - уверен Вахид Акаев.
Директор центра "Сова": всех книг не изымешь у населения
С мнением ученого согласен директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский.
"Эта книга была распространена по всей стране, ею интересуется очень широкий круг людей, и эти запреты делают это издание еще более популярным", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
На вопросы, что делать мусульманину, получившему запрещенную религиозную книгу, к примеру, в подарок, и можно ли такую книгу изъять повсеместно, Александр Верховский ответил, что нарушением, по его мнению, является только массовое распространение.
"Всех книг не изымешь у населения. Да и в Интернет ее никто не помешает выложить. Так что, на мой взгляд, это совершенно пустое занятие - с этим федеральным списком запрещенной литературы. Не зря ни в одной стране с нормальной правовой системой нет таких списков запрещенной литературы", - подытожил Александр Верховский.
Комментариями самого Ислама Башлаева по поводу вынесенного решения суда "Кавказский узел" пока не располагает.
Напомним, что 8 сентября суд также вынес приговор по делу имама мечети селения Тусхарой Итум-Калинского района Чечни, обвиненного в распространении книги "Крепость мусульманина". Решением суда имам приговорен судом к денежному штрафу. Жители села назвали приговор "нападками на ислам".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38
-
21 декабря 2024, 10:43
-
21 декабря 2024, 08:52
-
21 декабря 2024, 07:03
-
21 декабря 2024, 00:20