Эксперты: неустроенные в жизни молодые люди более других подвержены вербовке ИГ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вербовке в Интернете наиболее подвержены молодые люди, у которых отсутствует цель в жизни, считают сотрудники Центра цивилизационных и региональных исследований РАН. Запрещенное в России судом "Исламское государство" каждые 5 минут размещает посты в соцсетях, отметила участница проекта "МедиаГвардия". При этом у российских СМИ не выявлено единой стратегии противодействия этой террористической организации, отметила сотрудник РГГУ.
Разными источниками, включая ФСБ России, подтверждена информация о том, что боевики из России в Сирии воюют на стороне "Исламского государства" (признано в России экстремистской организацией, деятельность которой запрещена по решению суда), говорится в опубликованном в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" материале "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ"*. Организация демонстрирует себя как привлекательный и перспективный проект, направленный в первую очередь на молодежь, отмечали ранее опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Абрамова: молодежь привлекает обещание социальной справедливости
15 июня в Институте Африки РАН в Москве состоялся семинар на тему "Молодежь в мировом исламистском движении", в котором приняли участие научные сотрудники, преподаватели, аспиранты, магистранты образовательных учреждений, исследовательских центров столицы, передает корреспондент "Кавказского узла".
Актуальность темы этого обсуждения связана с устойчивым притоком молодежи в ряды террористической группировки ИГ* на протяжении последних нескольких лет, заявил на мероприятии заведующий Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, доктор исторических наук Игорь Следзевский.
"Это явление масштабно, охватывает не только молодежь мусульманских стран, но и в некоторой степени молодежь стран Запада. Связанные с этим тенденции мы можем наблюдать и в части регионов России. Угрозы, которые несут эти тенденции, очевидны", - отметил он.
"Кавказский узел" ранее опубликовал интервью 21-летнего Фурката, побывавшего в рядах ИГ*, "Путешествие в "Исламское государство" и обратно", который рассказал свой путь рядового члена ИГ* - от увлечения к полному разочарованию в Халифате.
По данным зарубежных ученых, в среднем на вербовку одного человека у боевиков уходит 10 часов, заявила на семинаре директор Института Африки РАН Ирина Абрамова.
"Причина привлекательности ИГИЛ* для молодежи, по моему мнению, - идеологическая. ИГИЛ* заняло нишу, которую раньше занимал СССР: позиционирование структуры, в которой царит социальное равенство, социальная справедливость. Молодежь видит ту несправедливость, которую представляет западное общество, видит отсутствие идеологии в огромном блоке, в том числе в России. И это как раз является одной из мощнейших причин, почему молодежь пополняет ряды ИГИЛ*", - считает она.
По ее словам, требуется выработать для органов профилактики рекомендации по последовательной работе с молодежью, поскольку такой работы, как считает Абрамова, в настоящее время не ведется.
Харитонова: вербовщикам проще работать с молодежью, которая еще не устроена в жизни
С молодыми людьми, как наиболее неустроенной, романтичной, нонконформистской частью населения, через Интернет вербовщикам работать проще, заявила на семинаре сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидат психологических наук Елена Харитонова.
"В социальной сети существует диффузная ответственность. С одной стороны, человек вроде бы сам принимает решение о том, в какую группу ему вступить. С другой стороны, вот это вот делегирование ответственности – это серьезный момент, который берут на себя соцсети. Такого рода работа с молодежью – манипуляция, зомбирование определенного рода. То, что эти методы действуют, говорит о том, что молодежь достаточно конформна, что у нее не сформированы механизмы самоконтроля, можно сказать, что существуют некоторые личностные факторы для вовлечения через соцсети в террористическую деятельность", - рассказала она.
По ее словам, в ходе проведенного исследования выделены несколько характеристик сетевой деятельности, привлекательных для молодежи. Среди них - направленность на простые решения сложных вопросов, упрощение, мифологизация, знаково-символическое опосредование деятельности с разделением на черно-белое, с выделением "врагов" и "наших", искусственная драматизация ситуации, снижаемый искусственными средствами порог агрессии.
"ИГИЛ* предлагает концепцию развития – исламский халифат, это общество на декларируемом уровне основано на справедливости, на работе социальных лифтов, на традиционных семейных ценностях. Это привлекательно не только для мусульман, но и для тех, кто прошел через опыт отсутствия системы ценностей, потери системы координат. Выбор ИГИЛ* выглядит как протест против системы ценностей, которые декларирует Запад", - заявила она.
Интерес представляют не просто общие принципы агитации террористической организации, а исследование того, как молодежь поддается на эту агитацию больше других, прокомментировала доклад сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований, кандидат исторических наук Ирина Катагощина.
"Применительно к ИГИЛ*, что представляет собой эта молодежь? Вы даете общие принципы агитации, а мы имеем дело с исламом. Интересно, какая молодежь поддается на агитацию больше других – не в тех районах, где развивается это движение, а европейцы, например?" - сказала она.
Она полагает, что причиной ухода россиян в ИГИЛ* может быть то, "что человек не насыщен, что у него нет идеи, что нечему здесь посвятить свою жизнь". Катагощина отметила, что "они же на смерть идут".
Елена Харитонова объяснила, что такое поведение связано с системой ценностей.
"Вот дело в том, что в исламе жизнь является второй ценностью после веры, а не первой, как в светском западном обществе. В этом вся разница", - отметила она.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы справочные статьи "Ваххабизм", "Шиизм", "Суфизм", "Ислам в России".
Рагозина: у СМИ нет единой стратегии противодействия ИГИЛ*
Сам термин "ИГИЛ*" начинает восприниматься как проблема, заявила на семинаре соискатель учебной степени кандидата наук, сотрудник РГГУ Софья Рагозина, которая проанализировала в российских печатных СМИ около 3000 статей, опубликованных в период с 1 января 2013-го по 31 декабря 2015 года, в которых хотя бы раз встречается термин "ИГ*", "ИГИЛ*" или "ДАИШ*".
"Происходит формирование самостоятельного субъекта международных отношений. Происходит восприятие "ИГИЛ*" как чего-то цельного. "ИГИЛ*", с одной стороны, приобретает в языке черты государства и при этом сохраняется восприятие как группировки. "ИГИЛ*" - как некая совокупность того, что противостоит западной цивилизации, западной системе ценностей", - сказала она.
По ее словам, примерно до второго полугодия 2015 года в СМИ употреблялись такие формулировки, как "группировка "Исламское государство*", "террористическая организация ИГИЛ*", "боевики ИГИЛ*", где субъектом действий выступали конкретные люди.
"После этого периода наблюдается тенденция на субъективацию "ИГИЛ*". Использование "ИГИЛ*" в языке показывает нам, что оно начинает выступать в качестве актора: "ИГИЛ* издал такой-то указ", "ИГИЛ* не начал операцию". Также "ИГИЛ*" начинает склоняться в разных падежных формах. Появляются фразы: "ИГИЛовцы*", - заявила Рагозина.
Она пояснила, что субъективация "ИГИЛ*" стала общей тенденцией после того, как люди стали знакомы с этой темой и отпала надобность усложнять формулировки.
Кроме того, по ее словам, в языке ярче прослеживается разделение радикального и традиционного ислама. "То есть что-то хорошее – традиционный, умеренный, просвещенный, российский ислам, которому противопоставляется что-то плохое – чистый, нетрадиционный и политический ислам", - сказала она.
Единую стратегию противодействия ИГИЛ* со стороны СМИ нельзя признать эффективной, считает она.
"Во-первых, не уверена, что у СМИ есть какая-то одна единая стратегия противодействия – материалы, которые могли бы формировать позитивный образ ислама. Во-вторых, единственное, в чем унифицировано понимание "ИГИЛ*" - это то, что оно запрещено в России. Далее то, что это - группировка, организация – нет. Нет единого понимания, что это. И, кроме того, не предпринимается попыток осознать это. А те, которые есть, носят экспрессивный характер и направлены на привлечение внимания, но не на понимание ситуации", - заявила Рагозина.
Рогачева: молодежь нужно научить противодействовать вербовщикам в соцсетях
В рамках проекта "МедиаГвардия", который занимается закрытием противоправного контента в Интернете, проведено исследование, в ходе которого в социальных сетях выявлено более 250 ссылок на экстремистские ресурсы, непосредственно связанные с ИГИЛ*, рассказала участница проекта, бакалавр политологии НИУ ВШЭ Анна Рогачева корреспонденту "Кавказского узла".
"Выяснилось, что представители ИГИЛ* публикуют в режиме онлайн свои посты: каждые 5 минут выходит новый пост. Если даже соцсеть начинает "банить" эти ролики, то они моментально создают новые аккаунты, новую группу и там заново постят этот контент. Мы сейчас собрали все эти материалы, которые смогли, и направили обращение в прокуратуру с возможностью "забанить" основные, которые есть", - рассказала она.
По ее словам, боевики используют различные механизмы вербовки, в том числе, например, выкладывая в Сеть фотографии мужчин с котятами, тем самым привлекая женскую аудиторию.
"По факту единственное, что мы можем делать – это "банить" аккаунты, которые непосредственно распространяют эту информацию. Избавиться совсем от этого мы не можем", - отметила она.
По ее словам, по итогам проекта было принято решение создать образовательную методичку для молодежи в виде одной картинки, где по пунктам перечислено то, что нужно делать, чтобы не попасть под влияние вербовщиков. "В онлайн-методичке мы предлагаем, например, поставить "бан" по каким-то ключевым словам", - сказала Рогачева.
Следзевский: молодежь пытается преодолеть разрыв между миром мечтаний и повседневностью
Обсуждаемые проблемы говорят о существовании кризиса цивилизационного устройства общества, считает Игорь Следзевский.
"Я думаю, что в тех событиях, которые мы сегодня обсуждали, проявляется очень четко мировой цивилизационный кризис – кризис цивилизационного устройства общества, культуры и самого мира человека, кризис мусульманской цивилизации. Цивилизационное устройство строится на ощущении гигантского разрыва между миром повседневным, фактическим и миром высшим, миром наших мечтаний. Молодежь это чувствует и строит свою жизнь, исходя из возможностей преодолеть этот колоссальный разрыв. А современная европейская цивилизация при этом, на мой взгляд, может предложить им в основном образцы потребительской культуры", - заключил он.
Материалы о влиянии ближневосточной войны на ситуацию в регионах Кавказа публикуются "Кавказским узлом" на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".
* "Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) признано в России экстремистской организацией, деятельность которой запрещена по решению суда.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08