Руководители ОНК просят поддержать их при распределении президентских грантов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Представители общественных наблюдательных комиссий регионов России обратились к властям с просьбой при распределении президентских грантов уделить внимание проектам, направленным на поддержку деятельности ОНК. Работа общественных комиссий ведется ее членами на личном энтузиазме и при практически полном отсутствии господдержки, заявили опрошенные "Кавказским узлом" председатели ОНК регионов Юга России.
Обращение, адресованное первому заместителю руководителя администрации президента РФ Вячеславу Володину, уполномоченному по правам человека в России Татьяне Москальковой, секретарю Общественной палаты России Александру Бречалову, председателю совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаилу Федотову и председателю ООД «Гражданское достоинство» Павлу Вдовиченко с просьбой "уделить внимание проектам, направленным на поддержку деятельности ОНК" при распределении федеральных грантов, опубликовано на сайте проекта «Российские ОНК — новое поколение».
"Члены ОНК убедительно просят вас при распределении грантов через ООД «Гражданское достоинство» особое внимание уделять проектам, направленным на поддержку деятельности ОНК, члены которых, в отличие от представителей других некоммерческих организаций, не имеют право получать вознаграждение за свою деятельность", - сказано в обращении.
"Гражданское достоинство" — общероссийское общественное движение, основанное в марте 2001 года. На основании распоряжения президента России на это движение возложено распределение грантовой поддержки среди правозащитных организаций на основе проведения прозрачных и справедливых конкурсов, сообщается на сайте "Гражданского достоинства".
Авторы обращения отметили, что ОНК созданы, согласно ФЗ-76, для содействия реализации государственной политики в сфере обеспечения закона и прав человека в местах принудительного содержания (МПС), и "иных источников финансирования, кроме государственной поддержки, у них нет".
Члены общественных наблюдательных комиссий не имеют право получать вознаграждение за свою деятельность, в отличие от представителей других некоммерческих организаций. Основой финансирования деятельности ОНК могут являться только федеральные гранты и региональные субсидии через НКО, делегирующие их в состав комиссии, говорится в заявлении.
Из 39 НКО, ставших победителями грантового конкурса 2016/1 ООД «Гражданское достоинство», только три организации занимаются поддержкой деятельности ОНК, заявили авторы обращения.
При этом, говорится в обращении, для финансирования целей и задач остальных НКО, победивших в конкурсе, в России определены еще 8 грантооператоров, которые ориентированы непосредственно на деятельность этих организаций.
Такими грантооператорами являются благотворительный фонд поддержки семьи, материнства и детства «Покров», фонд поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива», общественные организации «Лига здоровья нации», «Российский Союз Молодежи», «Российский союз ректоров», «Союз пенсионеров России», «Союз женщин России» и общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд», отмечается в обращении.
Петрашис: нарушать закон нельзя, работать без господдержки - невозможно
Обращение размещено на сайте проекта «Российские ОНК - новое поколение» и направлено на электронную почту реально работающим членам региональных ОНК (документ был направлен региональным ОНК, а затем, после согласований, размещен на сайте проекта «Российские ОНК - новое поколение» - уточнение "Кавказского узла" от 6.08.2016 г.), рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель ОНК Ростовской области Леонид Петрашис.
"Подписали (поддержали - уточнение "Кавказского узла" от 6.08.2016 г.), конечно, не все... Не ответили Ставрополь, Астрахань, Адыгея и Северная Осетия. Но я думаю, тут и они бы согласились", - сказал он.
Много вопросов вызывает у членов ОНК процесс распределения президентских грантов правозащитным НКО, его закрытость и отсутствие четких критериев отбора социально-ориентированных проектов у официальных грантооператоров, отметил он.
"При таком подходе к государственной поддержке ОНК деятельность комиссий будет несистемной и малоэффективной или просто прекратится (сойдёт на нет), а очень хороший и нужный власти и обществу закон об общественным контроле за правами человека в местах лишения свободы останется только на бумаге", - сказал Петрашис.
ОНК - уникальное формирование, согласно ФЗ-76, созданное содействовать государству в сфере обеспечения прав человека в местах принудительного содержания МВД, ФСИН и других закрытых учреждениях, при этом члены комиссий не имеют права получать вознаграждение за свою деятельность, отметил он.
"Ситуация такова, что нарушать закон нельзя, но и работать без государственной поддержки членам комиссии невозможно", - пояснил председатель ростовской ОНК.
Борщев: государство должно поддерживать ОНК
Член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев заявил "Кавказскому узлу", что поддерживает обращение представителей ОНК по поводу распределения президентских грантов.
"Государство должно поддерживать ОНК, ведь многие из них работают в регионах с большой территорией, в таких как Красноярский край, Иркутская область, Алтайский край - там большие расстояния между населенными пунктами. Это мировая практика, когда дорогу до тюрем оплачивает государство, так в Англии, например", - рассказал он.
Он добавил, что члены общественных комиссий не получают зарплаты.
По словам Борщева, новый набор в ОНК сопряжен с целым рядом ограничений. В частности, кандидатам запрещено выдвигаться от организаций, признанных иностранными агентами. "Многие авторитетные правозащитные организации, например, уважаемый "Мемориал", признаны иностранными агентами и не смогут направлять своих кандидатов. Это, конечно, снизит качественный уровень членов ОНК", - сказал Валерий Борщев.
Он также выразил опасение, что правозащитников в составах комиссий заменят бывшие сотрудники силовых структур. "Были, конечно, и хорошие примеры работы бывших силовиков, когда приходили профессионалы эффективно выполнявшиеся свою работу и реально занимавшиеся правозащитной деятельностью. Но есть опасность, что придут некомпетентные, неподготовленные, далекие правозащитной деятельности люди. Это скажется на эффективности работы", - отметил правозащитник.
Также по словам правозащитника, закон теперь запрещает пребывать в комиссии дольше трех сроков. Сам Борщев работает, как и многие его коллеги, с момента основания ОНК, то есть третий срок. "Общественные наблюдательные комиссии образованы на основании Федерального Закона № 76 от 10 июня 2008 г. Срок работы ОНК третьего созыва завершается в ноябре 2016 года", - пояснил Борщев.
"Нужно готовить программы по подготовке новых членов ОНК. Сейчас процесс такой, что им помогают правозащитники, предлагают им кандидатуры", - сказал Валерий Борщев.
Айгунов: угроз поступает много, а поддержки от властей не получаем
В ОНК люди обращаются с разными проблемами, но чаще всего эти вопросы связаны с деятельностью правоохранительных органов, сообщил "Кавказскому узлу" председатель ОНК Республики Дагестан Гасан Айгунов.
"Это и пытки, и физическое насилие во время задержания и содержания под стражей... В связи с сокращением наркоконтроля около 20 тысяч жалоб я получил от уволенных сотрудников", - сказал Гасан Айгунов, добавив, что никакой поддержки республиканская комиссия от властей не получает.
"Никакой поддержки мы не получаем ни из центра, ни от местных властей. А вот угроз... получаем много. Видя такое отношение к нашей деятельности, люди неохотно с нами сотрудничают. Кому хочется забесплатно ездить по колониям, СИЗО, ИВС, да еще получать в свой адрес угрозы? Если что случится, кто нас защитит?", - сказал председатель ОНК Дагестана.
"Я работаю седьмой год. За это время я один раз получил миллион рублей от организации «Гражданское достоинство». Мы сами работаем, используя собственные финансы. Все записываем, куда что израсходовали, на канцелярские принадлежности, бензин", - рассказал он.
По его словам, он на собственные средства купил автомобиль, который члены ОНК используют в поездках по республике.
"На нем члены ОНК ездят по республике, когда где-то нужно наше вмешательство, наша помощь", - отметил Айгунов.
При этом он добавил, что ему ничего неизвестно об обращении по поводу распределения президентских грантов.
"Я ничего не знаю об этом обращении. Ничего не получал, ни о чем меня не информировали",- сказал Гасан Айгунов
Эндреев: на нужды ОНК ежегодно трачу со своей пенсии свыше 100 тысяч рублей
Председатель ОНК Кабардино-Балкарской Республики Магазали Эндреев сообщил "Кавказскому узлу", что за девять лет своей работы на этом посту "ни от кого никогда не получил ни копейки".
"Все, что приобретаем – канцтовары, компьютер, бензин – все на мою пенсию. И ездим тоже на моей машине. У меня пенсия большая – 60 тысяч рублей, потому что я работал на госслужбе, был заместителем министра, депутатом ГД. Я как-то посчитал, что в год я трачу на нужды ОНК больше 100 тысяч рублей", - сказал он.
По его словам, люди не хотят идти работать в ОНК, при этом со стороны властей комиссии не оплачивается ничего.
"Мы не просим зарплату, хотя бы расходы текущие: бензин, связь, канцтовары, Интернет. У местных властей к нашей деятельности нет никакого интереса. Очень трудно сейчас работать, не хотят люди к нам идти работать. Несколько раз я обращался в местную администрацию, мне отказали в помощи, сказали, что не предусмотрено в плане выделения денег. Я больше не стал никуда ходить", - рассказал Эндреев.
Он отметил, что раньше ОНК сообща с местными властями помогала людям в трудных ситуациях.
"Последние два года никто не интересуется, чем мы занимаемся, кому помогаем. Как будто нас и нет совсем. Доработаю до апреля (2017 года) и все, больше не буду этим заниматься. Очень многим мы помогли, кто был незаконно задержан. Да, польза от нашей работы была, когда мы ощущали поддержку со стороны руководства республики. Сейчас такого нет. И я не вижу смысла продолжать работать в ОНК", - заявил он.
Муцольгов предложил вариант решения вопроса с расходами на содержание региональных ОНК
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, необходимо изыскать средства на содержание региональных ОНК, считает председатель ОНК Ингушетии, автор блога на "Кавказском узле" Магомед Муцольгов.
"Речь идет о жизни людей, находящихся в застенках. Я думаю, было бы целесообразно, чтобы из финансов, выделяемых для аппарата Общественной палаты или аппарата Уполномоченного по правам человека, выделялось бы 2-3 процента для ОНК. Не нужно лишней бухгалтерии, просто была бы графа расходов для ОНК, и этими финансами распоряжалась бы только ОНК", - отметил он.
Правозащитник рассказал, что возглавляет ОНК шесть лет, и за этот период республиканская комиссия не получила никакой помощи из федерального центра.
"Один раз года три назад нам помогла московская организация для приобретения оргтехники. Работать членам ОНК трудно, мы постоянно ощущаем противодействие со стороны правоохранительных органов. Более того, нам постоянно угрожают. И не только нам, но и членам наших семей... Посещая СИЗО, ИВС, мы видим нарушения, фотографируем, снимаем на видео избитых людей", - сообщил Муцольгов.
Он полагает, что главными проблемами работы региональных ОНК является отсутствие финансирования и отсутствие санкций по выявленным нарушениям.
"Ну увидели, ну зафиксировали, предали гласности, а наказать тех, кто пытал и избивал задержанного практически невозможно. Прокуратура, куда мы отправляем материалы, нам сообщает, что после проверки факты не подтвердились... Никаких решений адекватных по выявленным фактам нарушения прав человека нет", - считает председатель Ингушской ОНК.
При этом Муцольгов заявил, что у членов ОНК зачастую нет средств, чтобы лично отправляться в пеницитиарные заведения, расположенные за пределами республики.
"Никакой финансовой помощи не получаем. Дело в том, что подавляющее число наших граждан, которые были осуждены, наказание отбывают за пределами Ингушетии. Оттуда поступают сигналы о пытках в колониях наших земляков, о физической расправе с ними, запрещают молиться, но у нас нет средств поехать туда и на месте разобраться", - рассказал он "Кавказскому узлу".
источник: корреспонденты "Кавказского узла"