Митинг в память о жертвах депортации турок-месхетинцев, Волгодонск, 14 ноября 2016 г. Скриншот видео www.youtube.com/watch?v=y6trF2VBZyo

03 января 2017, 00:48

Месхетинцы призвали власти Грузии упростить получение гражданства репатриантами

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Несмотря на то, что формально для месхетинцев-переселенцев нет препятствий для жизни в Грузии и получения гражданства, многие из них сталкиваются с бюрократической волокитой, необходимостью каждый год выезжать из страны, а также не могут добиться прав на льготы и бесплатную медицину, рассказали опрошенные "Кавказским узлом" переселенцы.

Как сообщал "Кавказский узел", во время Великой Отечественной войны депортации наряду с другими народами подверглись месхетинцы (турки-ахыска). По данным Международного общества "Мемориал", число жертв среди депортированных из Грузии месхетинцев и других народностей Закавказья составило около 100 тысяч. Общая численность месхетинцев, по различным данным, составляет от 400 до 700 тысяч человек. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована статья "Турки-месхетинцы".

В 2010 году Грузия объявила о начале репатриации месхетинцев, химшилов (армян-мусульман) и каракалпаков (тюрков-суннитов), подвергшихся депортации в 1944 году. Соответствующий закон был принят в 2007 году. Затем вплоть до 2010 года грузинское министерство по делам внутренне перемещенных лиц, беженцев и репатриации приняло 5841 заявку на получение статуса репатрианта. В течение последующих лет были одобрены 1254 заявки на получение статуса репатрианта, что позволяет заявителям отказаться от своего нынешнего гражданства и получить гражданство Грузии. 500 человек из них получили так называемое "условное гражданство" – право в течение пяти лет прибыть в Грузию и оформить здесь гражданство окончательно. Вместе с тем в период с 2014 по 2016 годы только семь человек из числа заявителей прибыли в Грузию и получили гражданство страны, сообщается на сайте министерства.

Власти отрицают наличие препятствий для желающих приехать в Грузию месхетинцев

В 2016 году ведомство приостановило рассмотрение заявок, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель департамента по делам беженцев и репатриации Грузии Ираклий Кокая. По его словам, решение о приостановлении программы было принято для того, чтобы люди не потеряли свой статус репатрианта и условное гражданство. 

"Согласно грузинскому законодательству, получив условное гражданство, человек должен был в двухлетний срок прибыть в Грузию и получить уже полноценное гражданство. Однако за два года только семь человек из 500 воспользовались этой возможностью. Поэтому мы решили продлить срок прибытия до пяти лет и на время приостановили выдачу статуса", – пояснил он. 

Как только люди дадут знать, что готовы возвращаться, мы возобновим рассмотрение заявок

Вместе с тем, как заверил Кокая, рассмотрение продолжится, если сами месхетинцы продемонстрируют грузинским властям свою готовность переселяться.

"Мы поддерживаем контакт с заявителями через организации "Датуб" и "Ватан", поэтому как только люди дадут знать, что готовы возвращаться, мы возобновим рассмотрение", – заверил чиновник.

В годовщину депортации в ноябре 2016 года турки-месхетинцы провели митинг в Волгодонске, на котором потребовали от президентов Грузии и России принять меры для репатриации народа. С аналогичными призывами выступили представители этого народа в Чечне и на Ставрополье.

Комментируя эти акции протеста, Ираклий Кокая указал, что формально Грузия не несет материальной ответственности за депортацию и лишение права собственности вынужденных переселенцев. 14 сентября 1993 года был заключен договор между Россией и Грузией, согласно которому Грузия отказалась от своей доли активов СССР, а Россия взяла на себя долговые обязательства Грузии. 

"То есть именно Россия оказалась страной, которая несет материальную ответственность за выселение. Однако ПАСЕ и ОБСЕ, где Россия обладает голосом, не приняли никаких распоряжений, обязывающих Россию компенсировать месхетинцам-переселенцам их потери", – заявил Кокая.

Первоначально грузинский закон о репатриации принимался в связи с вступлением Грузии в Совет Европы в 1999 году – грузинская сторона тогда взяла на себя обязательства по репатриации месхетинцев, химшилов и каракалпаков. Однако в период правления Эдуарда Шеварднадзе принятие закона несколько раз откладывалось. Наконец, в 2007 году он был принят, но подвергся жесткой критике за то, что требовал от соискателей статуса репатриантов в двухгодичный срок представить 11 справок, среди которых "документы, удостоверяющие факт насильственного переселения", рассказал Ираклий Кокая.

Получить подобные документы было очень трудно, поскольку многие люди покинули те республики, в которые их переселяли изначально (Казахстан, Узбекистан, Киргизию), многие еще в советское время поселились ближе к Грузии, например, в России и Азербайджане, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель Международной ассоциации депортированных месхетинцев Сандро Хозреванидзе.

Особенно массовым процесс миграции стал в 1989 году, когда месхетинцы подверглись репрессиям в Узбекистане. Тогда тысячи людей были эвакуированы по указу ЦК КПСС и поселились на нынешние российские территории. Именно этим людям труднее всего было получить необходимые справки, объяснил Хозреванидзе, переехавший в Грузию в 1987 году.

То, что всего документы успели подать менее 6000 человек, Хозреванидзе, по его словам, считает провалом политики репатриации, поскольку в мире проживают около полумиллиона месхетинцев.

198 семей месхетинцев в Грузии обязаны ежегодно выезжать за пределы страны

Хотя прием заявок на репатриацию прекратился, законодательство не ставит препятствий для желающих переселиться в Грузию месхетинцам, утверждает Ираклий Кокая.

"Грузинское законодательство очень либеральное в плане миграции, так что если люди не успели подать заявление на репатриацию или же подали, но хотят приехать, то ничто не мешает прибыть в Грузию и проживать здесь на законных основаниях", – заверил он. 

Сандро Хозреванидзе, однако, с этим не согласился. По его словам, сейчас в Грузии есть 198 семей месхетинцев, которым не дают ни вида на жительство, ни гражданства.

"Они вынуждены каждый год выезжать за территорию Грузии, чтобы соблюсти статью 9 закона Грузии о правовом положении иностранцев", – пояснил руководитель Ассоциации депортированных месхетинцев. 

Согласно статье 9 закона Грузии "О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства", людям, прибывшим в страну по ординарной визе, выдается разрешение на пребывание в течение 360 дней с правом многократного пересечения границы. Если же сроки пребывания превышены, то в первый раз нарушитель наказывается штрафом на сумму 180 лари (около 68 долларов), а за повторное нарушение – на сумму в 360 лари (176 долларов). 

По информации Хозреванидзе, около десяти человек из числа месхетинцев-переселенцев уже были по два раза оштрафованы за просроченный срок пребывания в Грузии. 

"Люди выплатили штрафы, понесли финансовые потери. Конечно, это не прибавляет энтузиазма тем, кто хочет переселиться в Грузию", – отметил он. 

В качестве примера Хозреванидзе привел случаи Хуссейна Басатова, Зубейды Латыповой и Солтана Сулейманова – эти люди многократно подвергались штрафам и сейчас не проживают в Грузии, хотя имеют собственность на территории страны. 

При наличии в Грузии недвижимости месхетинцы могут претендовать в первую очередь на краткосрочный вид на жительство. Он выдается сроком на год, может быть впоследствии продлен еще на пять лет. Вместе с тем обязанности выезжать из страны или получать новый вид на жительство он с переселенцев не снимает,  пояснили корреспонденту "Кавказского узла" в службе консультации Минюста Грузии.

Ираклий Кокая признает, что далеко не всегда система работает должным образом, и случаются ошибки, но в таких случаях, по его словам, необходимо защищать свои права через суд.

"Если до 2012 года наше министерство выигрывало все иски, поданные против него, то после 2012 года суды стали свободнее, мы теперь проигрываем большую часть дел. Поэтому, если мы не уследили, не усмотрели, или информация оказалась у нас неполная, то человеку нужно идти в суд", – заверил глава департамента по делам беженцев и репатриации.

Суды в Грузии и сейчас могут вынести несправедливое решение, возражает Сандро Хозреванидзе. Он рассказал о своем случае – в 2012 году Хозреванидзе потребовал признать себя жертвой политических репрессий. В 2013 году суд дал ему соответствующий статус и право на льготы, но в 2015 году это решение было отменено. 

"В течение 60 дней мне должны были выдать решение Верховного суда, чтобы я успел направить жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Но суд дотянул до того, что оставалось всего два дня! И тем не менее, я успел направить жалобу в ЕСПЧ", – отметил месхетинец. 

Однако в октябре 2016 года ЕСПЧ прислал ответ о том, что считает жалобу неприемлемой для рассмотрения. 

"На жалобе стояли подписи грузинских членов ЕСПЧ, так что с нашими жалобами в Страсбург пробиться невозможно", – подчеркнул Хозреванидзе. 

Согласно закону "О признании граждан Грузии жертвами политически репрессий", лицо, получающее соответствующий статус, имеет право на пенсию, равную пенсии по возрасту, скидку в 50% на пользование электроэнергией, газом и услугами водоснабжения и канализации, а также - право на бесплатный проезд в городском транспорте и льготы на медобслуживание. 

Что касается отказов в предоставлении вида на жительство или гражданства месхетинцам, то пока таких дел в Грузии нет.

"Мы не рисковали и, честно говоря, не видим возможности выиграть. Поэтому мы будем добиваться, чтобы государство обратило внимание на нашу проблему и пошло бы на упрощенное предоставление гражданства", – пояснил Хозреванидзе.

Без гражданства месхетинцы вынуждены платить за медицинские услуги

Грузинские власти не несут никаких затрат на интеграцию месхетинцев, и помощь переселенцам осуществляется со стороны соотечественников, рассказал Сандро Хозреванидзе. Так, турецкая организация "Датуб" уже помогла приобрести 22 дома для месхетинцев в Грузии, а в 2017 году намерена помочь с покупкой еще 18 домов.

"В итоге 40 месхетинцев смогут приехать в Грузию и поселиться уже в домах, которые передадут им в собственность", – пояснил Хозреванидзе. 

При покупке недвижимости вопрос с гражданством не утрачивает своей актуальности, отметил в свою очередь месхетинец Вагиф. Он живет в поселке Цителиубани Горийского района, переселился сюда еще десять лет назад, до принятия закона о репатриации.

"У нас в селе 15 человек – переселенцы-месхетинцы, которые не обладают гражданством. Это люди от 30 до 45 лет. Они ничего не хотят от государства – они арендуют землю, выращивают овощи и зарабатывают себе на жизнь. Но при малейшем заболевании им приходится платить за медицинское обслуживание, поскольку нет никакой страховки, никаких социальных прав и гарантий", – пояснил Вагиф корреспонденту "Кавказского узла". 

Сам Вагиф тоже столкнулся с проблемой платной медицины в Грузии, поскольку его жена является гражданкой Азербайджана. 

"Во время беременности, восемь лет назад, нам приходилось оплачивать все медицинские услуги, все медикаменты. То есть рождение ребенка вылилось в значительные затраты. Еще хорошо, что сын – гражданин Грузии по праву рождения, ему медобслуживание полагается по госстраховке", – отметил он.

Однако жена и родители Вагифа остаются гражданами Азербайджана – им не предоставлено гражданство Грузии, так что их медобслуживание обходится очень дорого. 

Нам нужен правовой статус на земле предков

В 2014 году Вагиф поставил вопрос о гражданстве своей семьи и других односельчан-месхетинцев перед на тот момент вице-премьером Грузии Кахой Каладзе, приезжавшим в Цителиубани на открытие линии газификации села. 

"Он дал мне слово, что поможет. Я хотел бы ему напомнить, что слово нужно держать! Людям не нужен был газ – мы бы сами себя обогрели! Но нам нужен правовой статус на земле предков!" – подчеркнул переселенец.

Одной из главных проблем, стоящих на пути репатриации месхетинцев, эксперты и представители власти называли риск возникновения межэтнических столкновений между репатриантами и грузинами, населяющими теперь их родной регион Самцхе-Джавахетию, а также с проживающими там армянами. В качестве одной из мер для предотвращения подобных конфликтов эксперты предлагали отказаться от употребления термина "турки-месхетинцы" и акцентировать внимание на том, что речь идет о депортированном народе, представители которого пытаются вернуться на родину.

Переселенцы: конфликтов на межнациональной почве у нас в Грузии нет

В Грузии существует стереотип, что армяне, проживающие в регионе Самцхе-Джавахетия, выступают против месхетинцев, считая последних турками, и из-за этого им сложно ужиться, рассказал Хозреванидзе. Вместе с тем, по его словам, он не встречал ни одного армянина, который был бы против возвращения месхетинцев.

Однако неприятие месхетинцев все-таки существует – например, среди тех жителей Самцхе-Джавхетии, которые переселились в дома месхетинцев из Имеретинского района.

"В прошлом году в одном из сел Самцхе-Джавахетии местные жители забросали несколько раз крышу и дом одного из месхов-переселенцев, вернувшихся в Грузию. Этот человек говорит, что будет назло всем жить в этом доме, хотя, говорит, что и не представляет, как жить в такой агрессивной среде", – рассказал Хозреванидзе. 

Впрочем, этот случай, по его мнению, является исключением. То же самое корреспонденту "Кавказского узла" подтвердили и другие опрошенные месхетинцы-переселенцы.

"У нас с соседями – очень хорошие отношения. Никаких бытовых разногласий", -  заверил Вагиф из Циталеубани. 

"У него соседи – грузины и осетины. Он уже хорошо говорит на грузинском языке и немного понимает по-осетински", – пояснил в свою очередь Хозреванидзе. 

Предприниматель Мислим Гочалиев, проживающий в Ахалцихе, также говорит, что у него нет конфликтов ни с армянами, ни с грузинами из-за его месхетинского происхождения. 

"Я уже 10 лет живу в Грузии, у меня двойное гражданство – мне его предоставили в течение одного месяца после заявления. Так что Грузия хорошо меня приняла. А с соседями – все замечательно! Никаких склок, никаких разборок!" – рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Еще один житель Самцхе-Джавахети Мислим Арипов приехал в Грузию из Азербайджана в 1988 году, однако грузинское гражданство он получил только в 2010 году. 

"Отношения с соседями никогда не были напряженными. Всегда с соседями были подобру-поздорову, никаких этнических конфликтов у нас не было", – рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

В этом смысле, по словам Арипова, отношение грузинского государства и отношение людей выглядят, порой, диаметрально противоположными. 

"Отношение к месхетинцам начало меняться только с приходом Михаила Саакашвили. При Шеварднадзе я не мог получить гражданства и вида на жительство. А в 2010 году Саакашвили предоставил двойное гражданство. То есть я сохранил азербайджанский паспорт и обрел грузинский", – пояснил месхетинец. 

На вопрос, как удалось обустроить быт, Арипов ответил, что изначально ему приходилось браться за любую работу. Но сегодня он уже является начальником одной из заправочных автостанций компании СОКАР. 

Сандро Хозреванидзе рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что почти везде в Грузии есть места, пригодные для поселения, и население страны вполне благосклонно примет новых соседей. Однако проблему с паспортами месхетинцев, по его мнению, следует решать на государственном уровне. 

Автор: Беслан Кмузов источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

29 марта 2024, 14:43

  • Арест Назима Бейдемирли продлен вопреки доводам защиты

    Суд в Баку продлил на месяц срок ареста бывшего депутата Назима Бейдемирли, несмотря на доводы защиты о том, что следственные действия не проводятся, сообщил адвокат. Состояние здоровья Бейдемирли ухудшилось на фоне неэффективной медпомощи в изоляторе, рассказала его супруга.

29 марта 2024, 13:56

29 марта 2024, 13:17

29 марта 2024, 12:35

29 марта 2024, 11:57

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей