Прокуратура связала штурм "Норд-Оста" с гибелью заложников
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Если бы не было штурма центра на Дубровке, то "не было бы и жертв по неосторожности", заявил сегодня прокурор на заседании по делу Хасана Закаева. В России впервые официально заявлено о причинной связи между штурмом и гибелью заложников, заявили адвокаты потерпевших.
Как сообщал "Кавказский узел", сегодня в ходе прений сторон прокурор попросил суд признать Хасана Закаева виновным в пособничестве в захвате заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году, а также удовлетворить все гражданские иски потерпевших.
17 декабря 2014 года стало известно, что расследование уголовного дела по факту теракта во время мюзикла "Норд-Ост" возобновлено в связи с задержанием Закаева, находившегося в международном розыске. В декабре 2015 года дело Закаева было направлено в суд. Хасану Закаеву инкриминируется пособничество организаторам захвата Театрального центра на Дубровке.
"Если бы не было штурма, то не было бы и жертв по неосторожности"
9 марта в Московском окружном военном суде прошло заседание по делу обвиняемого в пособничестве в подготовке теракта в Театральном центре на Дубровке в 2002 году Хасана Закаева. В ходе заседания были заслушаны требования прокурора относительно наказания, также выступили адвокаты - представители пострадавших, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Заседание началось с опозданием почти на час. Причина осталась неизвестной, приставы на вопросы журналистов отвечать отказывались. "Ждем", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" один из представителей стороны потерпевших Игорь Зубер.
В начале заседания прокурор начал говорить о материальном ущербе, причиненном хозяевам театрального центра террористами. По его словам, размер ущерба составляет не менее 60,7 миллиона рублей.
Также прокурор попросил суд удовлетворить гражданские иски потерпевших, поданные несколько дней назад. Всего было подано около 20 исков на сумму около 100 миллионов рублей.
Далее представитель стороны обвинения попросил назначить Закаеву наказание в виде 23 лет колонии строгого режима. При этом ни одно из заявлений прокурора не осталось без внимания представителей потерпевших. В частности, прокурор заявил, что "если бы не было спецоперации, то не было бы и жертв по неосторожности (по официальным данным, в ходе штурма погибли 130 гражданских лиц, - прим. "Кавказского узла")".
В зале стало шумно — присутствующие перешептывались, обратив внимание на то, что представитель официальных властей России впервые заявил о наличии "жертв по неосторожности в ходе проведения спецоперации на Дубровке". "Россия впервые признает наличие жертв по неосторожности в ходе спецоперации. Это настоящий прорыв в деле о теракте", - прокомментировала в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" заявление прокурора адвокат Мария Куракина.
20 сентября 2003 года президент России Владимир Путин заявил, что "люди [в центре на Дубровке] погибли не в результате действия газа", который, по его словам, был безвредным, а стали жертвами "ряда обстоятельств: обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании". В свидетельствах о смерти, выданных родственникам погибших, в графе "причина смерти" был поставлен прочерк, отмечается в размещенном на "Кавказском узле" справочном материале "Террористический акт на Дубровке (23-26 октября 2002 года)". В материале содержится информация об обстоятельствах теракта, почасовая хроника событий, освещены последствия теракта, результаты расследования случившегося и ключевые этапы судебных процессов, связанных с терактом.
"До сих пор не установлено, кто отдал приказ о применении газа"
После перерыва выступили адвокаты, представители потерпевших и бывшие заложники. Адвокат Сергей Панченко заявил, что скептически относится к показаниям Закаева — защитник не верит, что подсудимый не знал о том, что оружие предназначается для совершения теракта.
Панченко добавил, что допускает то, что Закаев не знал конкретное место и время теракта. Однако то, что данное место предназначено для противозаконных действий, он "совершенно точно знал", заявил суду адвокат.
В свою очередь потерпевшие заявили, что ни в ходе судебного разбирательства, ни в ходе следствия им так никто и не сообщил о том, какой газ был использован во время штурма; неизвестен и его состав. "Мы так и не услышали, какое вещество было применено в отношении нас", - заявила одна из бывших заложниц.
Мужчина, потерявший в ходе теракта дочь, добавил, что надеялся на "надлежащее расследование, но оно не было проведено". "Меня мучают вопросы об обстоятельствах и причинах смерти моей дочери", - сказал пострадавший.
Адвокат потерпевших Игорь Зубер заявил, что для него важно, чтобы "наказание понес тот, кто действительно виновен в преступлении". "Защита прав и законных интересов потерпевших — одна из центральных задач уголовного судопроизводства в России. Вынужден констатировать, что ни одно из ключевых обстоятельств инцидента так и не установлено", - сказал Зубер.
Речь идет, обратил внимание суда адвокат, о том, что "не установлено, кто руководил спасательной операцией, какой конкретно газ был использован в ходе освобождения заложников, кто отдал приказ о применении газа, в результате чего наступила смерть каждого из погибших, а выжившим был причинен вред здоровью, каким образом оказывалась помощь пострадавшим". Зубер обратил внимание и на невыполнение Россией решения ЕСПЧ по делу "Финогенов против Российской Федерации".
20 декабря 2011 года Европейский суд по правам человека вынес постановление по делу "Финогенов и другие против России", единогласно усмотрев в неадекватном планировании спасательной операции и в отсутствии действенного расследования российскими властями спасательной операции нарушения статьи 2 (о праве на жизнь) Конвенции по правам человека. Суд присудил 64 потерпевшим компенсацию в общей сумме более миллиона евро. При этом в решении российских властей применить газ суд нарушений не усмотрел. Решение по делу "Финогенов и другие против России" опубликовано на сайте ЕСПЧ.
"Пострадавшим крайне интересны подробности расследования дела"
Другой адвокат пострадавших, Мария Куракина, заявила суду о том, что представителям потерпевших важно знать, что конкретно произошло во время штурма.
"Не установлен характер и степень вреда пострадавшим. Не установлена степень утраты трудоспособности. Важно, чтобы судебное разбирательство было справедливым. Главное не иск — а надлежащее выяснение произошедшего", - сказала Куракина.
В завершение заседания выступила адвокат Каринна Москаленко, которая также указала на "скудность расследования дела". После заседания адвокат Игорь Зубер рассказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", что "пострадавшим крайне интересны подробности расследования дела".
"Удивительно, что суд не прервал адвокатов потерпевших во время их речей о ненадлежащем планировании спецоперации, в том числе с формулировками про газ. Ранее это было постоянно. Не исключаю, что это сделано в связи с большим вниманием к суду общественности и СМИ", - сказал Зубер.
Адвокат заметил, что "каким бы ни был приговор Закаеву, права потерпевших нарушены в части двух статей Европейской конвенции — права на жизнь и права на честное расследование". Зубер не исключил, что в связи с этим будут поданы иски в ЕСПЧ.
Адвокат Мария Куракина, отвечая на вопрос корреспондента "Кавказского узла", заметила, что ей было отказано в ходатайстве о допросе экспертов, сделавших вывод, что нет непосредственной связи между газом, использованным при штурме, и смертью заложников.
"Дополнительной экспертизы не проводилось. Было заключение медиков, что оснований нет — как для выживших, так и для погибших. Альтернативных экспертиз не было, так как состав газа засекречен. Без этого мы не можем четко понять, какова степень его влияния на здоровье", - сказала Куракина.
Следующее заседание по делу назначено на 10 марта. Планируется, что в ходе заседания выступит сторона защиты. Также ожидается, что с последним словом выступит сам Закаев, отмечает корреспондент "Кавказского узла".
23 октября 2002 года во время мюзикла "Норд-Ост" боевики, требуя немедленного прекращения боевых действий в Чечне, захватили в заложники 916 человек. Спустя трое суток, 26 октября 2002 года, была проведена спецоперация по освобождению заложников. В ходе нее, по официальным данным, были убиты 40 боевиков, погибли 130 мирных граждан, более 700 пострадали.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
17 ноября 2024, 22:41
-
17 ноября 2024, 21:50
-
17 ноября 2024, 20:02
-
17 ноября 2024, 16:42
-
17 ноября 2024, 14:44
-
17 ноября 2024, 11:41