Махачкалинец через суд борется за снятие с профучета
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Задержанный махачкалинскими силовиками во время пятничного намаза Арсен Гасанов требует снять его с профучета, считая действия силовиков произволом. Сегодня его адвокат опроверг утверждения юриста МВД Дагестана о том, что приказ о правилах постановки на профучет является секретным документом. Применяемая в республике практика профучета нарушает права человека, считают юристы.
Как писал "Кавказский узел", в Дагестане активно применяется практика постановки жителей республики на профилактический учет. Как отмечают правозащитники, зачастую на такой учет людей ставят необоснованно, основываясь, например, на том, что человек носит бороду или ходит в мечеть. Практика постановки мусульман на профучет МВД на фоне безнаказанности силовиков приводит не к стабилизации ситуации на Северном Кавказе, а наоборот, к радикализации молодежи, считают правозащитники.
Отец троих детей борется за отмену постановки на профучет
Арсен Гасанов был задержан в феврале 2016 года дежурившими у мечети полицейскими, его доставили в отдел и, как считает мужчина, тогда и поставили на профучет.
"Трое моих детей учатся в школе рядом с мечетью на улице Генерала Омарова (бывш. Венгерских бойцов - прим. "Кавказского узла"). Я привез одного ребенка, который учится во вторую смену, и должен был забрать двоих, которые учатся в первую. Пока ждал детей, наступило время пятничного намаза, и я быстро пошел в мечеть", – рассказывает Арсен корреспонденту "Кавказского узла".
Когда он отходил от машины, его остановили полицейские и попросили показать документы.
"Я показал им паспорт и попросил не задерживать меня долго, так как я опаздываю в мечеть. После завершения проверки документов меня не отпустили, сказали, что надо проехать вместе с ними в отдел полиции. Ни на один мой вопрос они не отвечали. Не хотели слушать, что мне надо забрать детей, и для чего меня забирают – тоже не объяснили", – подчеркнул Арсен.
В полиции Арсена спрашивали, с какого времени он начал молиться, какую посещает мечеть. В тот день вместе с ним в отделе полиции находились около 30 человек.
"У тех, кто был доставлен в отдел, полицейские брали отпечатки пальцев, фотографировали, но я отказался от этих процедур. Тогда полицейские только переписали мои данные, и я, ответив на их вопросы, поехал за детьми в школу", – говорит Гасанов.
Силовики систематически устраивают рейды по задержанию посетителей салафитской мечети на улице Генерала Омарова, или Венгерских бойцов. Задержанных отвозят в полицию, где их ставят на профучет. Данная практика является одной из распространенных форм давления на салафитскую общину Дагестана и способствует радикализации ее представителей, констатировали правозащитники.
В октябре 2016 года к Гасанову домой пришли сотрудники полиции и поинтересовались у его матери, где находится Арсен. Ее спрашивали о его религиозных взглядах, а также о работе – по профессии Гасанов художник-дизайнер, ранее в Москве он работал ювелиром, а сейчас в Махачкале консультирует дизайнеров.
"В конце октября 2016 года ко мне домой снова пришел полицейский и заявил, что я поставлен на профилактический учет, и теперь четыре раза в месяц должен приходить в отдел полиции. Я пытался объяснить, что я прописан в Москве, там мой дом, и что мне надо уезжать, но полицейский в ответ пригрозил объявить меня в федеральный розыск. Когда я спросил, на основании чего я поставлен на профучет, и попросил продемонстрировать документ, он ссылался на какой-то приказ министерства внутренних дел Дагестана", – говорит Гасанов.
Он отметил, что через несколько дней тот же полицейский снова позвонил – поинтересовался, где Арсен находится. Потом звонил еще несколько раз, и во время очередного телефонного разговора заявил, что Гасанову надо встретиться с участковым, а после этого пойти в отдел полиции, где у него возьмут отпечатки пальцев, анализ ДНК и образец голоса. Гасанов попытался выяснить причину этих процедур, попросил представить ему какой-нибудь документ, на что силовик пригрозил доставить его в отдел силой. В последующем Гасанов перестал отвечать на звонки этого сотрудника и обратился с заявлением в ПЦ "Мемориал".
Гасанов - не первый, кто борется за отмену постановки на профучет, считая используемые полицией меры произволом. В октябре 2016 года врач из дагестанского села Эрпели Даниял Алхасов при поддержке Правозащитного центра "Мемориал" добился признания постановки его на профучет незаконной. Того же добивается и журналист газеты "Новое дело" Магомед Магомедов.
Суд запросил инструкцию по профучету для дагестанских полицейских
Сегодня в Советском суде Махачкалы состоялось уже второе заседание по рассмотрению иска Гасанова к райотделу полиции. Интересы Гасанова представляет работающий по соглашению с Правозащитным центром "Мемориал" адвокат Мурад Магомедов, интересы ответчика представлял юрисконсульт УМВД Махачкалы Рамазан-Эфенди Рамазанов, передает корреспондент "Кавказского узла".
На сегодняшнем заседании защита просила представить суду приказ № 024 МВД Дагестана – о порядке постановки на учет и снятия с него. На первом заседании по делу этого добиться не удалось: представитель ответчика утверждал, что не понимает, о каком приказе идет речь, и, хотя защитник указал конкретный номер документа, суд встал на сторону Рамазанова.
Сегодня при обсуждении повторно поданного ходатайства Рамазанов пытался заверить суд, что приказ является секретным документом, хотя, по словам адвоката Магомедова, это просто документ для служебного пользования, но никак не секретный.
"Этот приказ можно представлять, и не только по требованию Верхсуда, – мы и в других судах изучали его. Он даже есть в социальных сетях в общем доступе, какая тут секретность?" – указал Магомедов.
Судья Эльдар Атаев на этот раз удовлетворил ходатайство адвоката, и отложил процесс до получения данного приказа.
Так же суд успел сегодня опросить мать и брата Арсена Гасанова. Они рассказали, что сотрудники полиции бесцеремонно приходили к ним домой, допытывались об Арсене, не представлялись, вели себя грубо и даже пытались им угрожать. По словам свидетелей, полицейские не представили им документов, на основании которых они имеют право совершать подобные визиты.
На "Кавказском узле" опубликована инструкция, которую ПЦ "Мемориал" подготовил специально для помощи людям, неправомерно поставленным на профучет в МВД. Правозащитники описывают в инструкции, что нужно знать и на какие права ссылаться при общении с полицией – в частности, нужно помнить о статье 51 Конституции, позволяющей не свидетельствовать против самого себя и отказываться от навязываемых силовиками процедур, таких как сдача анализа ДНК и дактилоскопия. Кроме того, указано в инструкции, у гражданина имеется право требовать официальную информацию о том, стоит или не стоит он на профучете.
Юристы: при профучете на Северном Кавказе применяются незаконные методы
В принципе МВД вправе вести разные виды учета граждан, но только при условии, что законные права этих людей не будут нарушены, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" московский адвокат Тимофей Широков, специализирующийся на защите интересов обвиняемых в преступлениях террористической направленности.
"Считается, что учеты сами по себе не нарушают чьих-либо прав, это часть деятельности МВД в рамках его компетенции. Формально профучет – это внесение в список и пристальное внимание к лицу. Сам по себе учет, если он не затрагивает прав человека, к примеру, на свободу передвижения, тайну переписки и так далее, законен, а полиция может не оповещать гражданина о том, что он на учете", – отметил он.
Писать в полицию и требовать информации о том, состоит человек на учете или нет, можно, но теоретически силовики вправе ответить, что это информация для служебного пользования и не затрагивает прав требующего. В то же время "северокавказское ноу-хау", то есть специфический профучет по преступлениям террористической направленности, по словам адвоката, под это описание не попадает.
"Сколько копий было сломано, чтобы доказать, что он не совсем законен, однако изменений особых не произошло", – констатировал Широков.
Широков назвал безусловно незаконными ситуации, когда со ссылкой на профучет человека досматривают на блокпостах, не выпускают за пределы региона или страны, силой забирают в отдел полиции и снимают отпечатки пальцев, фотографируют, берут пробы ДНК вопреки его желанию.
"Это все отсебятина. И никакая должностная инструкция МВД здесь не может изменить существующий закон. Есть установленный законом порядок. Например, принудить сдать образцы для экспертизы возможно лишь в рамках имеющегося уголовного дела или если человек совершил административное правонарушение, либо когда мигрант получает определенные документы для легализации. Однако уровень правого нигилизма правоохранительных органов на Северном Кавказе зашкаливает, поэтому указания на незаконность, а тем более неконституционность каких-то действий у полицейских вызывает усмешку", – сказал Широков.
Адвокат Коллегии адвокатов Краснодарского края Елена Денисенко также подтвердила в корреспонденту "Кавказского узла", что на Северном Кавказе действия полиции в отношении поставленных на профучет носят противоправный характер.
"Я сама состою на учете, правда не знаю, на каком и за что", – напомнила она.
Елену Денисенко неоднократно задерживали на нескольких пропускных постах под предлогом того, что она находится в списках профучета. В частности, адвоката останавливали на Герзельском посту на границе Дагестана и Чечни, а также на КПП между Ставропольским краем и Дагестаном.
По словам Денисенко, формально на запрос юриста о том, состоит ли человек на профучете, МВД обязано дать ответ.
"Сам же гражданин может обратиться с жалобой в отдел полиции в случае если его слишком часто будут беспокоить полицейские. Там можно задать вопросы – в связи с чем меня проверяют и состою ли я на учете. Если же нет каких-либо инцидентов, эксцессов, то человеку нет особой потребности обращаться за информацией о том, состоит или не состоит он на учете", – пояснила она.
Денисенко указала, что единственная возможность сняться с профучета – это суд, если тот увидит необоснованность постановки человека на такой учет.
"Но в большинстве своем люди просто не хотят связываться с сотрудниками полиции, поэтому почти никто не жалуется даже по поводу незаконных требований с их стороны типа дактилоскопии и других. Даже те, кто знает, что состоят на учете, не хотят жаловаться, а уж те, кто не состоит, – тем более. Опасаются еще и потому, что в наших условиях избавить человека от избыточного внимания силовиков вряд ли кто-то и что-то сможет", – заключила юрист.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31