24 марта 2018, 16:40

Правозащитники поставили под сомнение версию силовиков о спецоперации в Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Проверить, являлись ли боевиками четверо убитых чеченскими силовиками уроженцев Ингушетии и Дагестана, очень сложно, а прежние случаи дезинформации позволяют в этом сомневаться, заявили опрошенные "Кавказским узлом" сотрудники Правозащитного центра "Мемориал".

Как сообщал "Кавказский узел", вечером 20 марта в Ачхой-Мартановском районе в лесу около села Бамут близ границы с Ингушетией в перестрелке с силовиками были убиты четыре человека. Никто из правоохранителей не пострадал. На месте спецоперации найдено оружие и боеприпасы, сообщил Северо-Кавказский округ войск Нацгвардии. Личности убитых установлены, это уроженцы Ингушетии и Дагестана, заявило МВД Чечни.

Есть основания для того, чтобы сомневаться в правдивости заявлений силовиков относительно этого инцидента, считает член правления ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов.

"Во-первых, нужно понимать, что в сообщении силовиков речь идет о горно-лесистой местности, где прошла операция силовиков. Это неподалеку от административной границы Чечни и Ингушетии, которая не то что условная, а вовсе не демаркирована. В горах примерно этого района когда-то скрывался Доку Умаров и вообще это зона, которая постоянно не контролируется. Во-вторых, можно понять желание властей Чечни попытаться сделать примерно так, как говорил товарищ Саахов в фильме "Кавказская пленница": "Был один случай не в нашем районе…". Указание на близость к Ингушетии и на то, что сами боевики ингуши и дагестанцы – понятное желание чеченских властей, но все ли так на самом деле, мы сказать не можем”, - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Александр Черкасов.

Черкасов напомнил о случаях, когда спецоперации силовиков и официальные сообщения об их результатах оказывались сомнительными.

"В прошлом было много эпизодов, когда представленные общественности как убитые боевики оказывались значительно раньше задержанными и впоследствии одетыми в камуфляжную форму с оружием и где-то убитыми. Были случаи, когда одевали "боевиков" в летнюю форму в зимнее время. В общем, нужны детали и сведения о том, когда в последний раз видели этих людей, которых власти назвали боевиками. Только тогда в этом деле возможно будет подробно разбираться", - заявил Черкасов.

По его словам, о похищении тех, кто 20 марта был убит в Ачхой-Мартановском районе, можно было бы говорить, если бы их родные обратились в полицию.

"В этом случае надо проверить информацию, потому что были случаи, когда боевики уезжали в другие страны, говорили родственникам, что уехали далеко, а на самом деле возвращались, чтобы вести боевые действия. То есть надо будет проверить информацию и потом попытаться разобраться в ситуации. Ответы на возникшие вопросы в таких делах не могут быть даны сразу", - отметил представитель ПЦ "Мемориал".

Нельзя говорить, что заявления силовиков о подобных инцидентах всегда неправдивы, добавил Александр Черкасов.  

"Есть два объективных фактора, действующие на всем Северном Кавказе: подполье и контртеррор. Говорить, что все боевики выдуманы, было бы странно, они ведь есть на самом деле. Но, с другой стороны, давайте вспомним случай братьев Гасангусейновых, которых в 2016 году убили в Дагестане как боевиков, но в результате удалось доказать, что они не были боевиками. В их случае на протяжении нескольких месяцев велась громадная работа. А в случае с убитыми в Чечне боевиками установить истину будет крайне сложно", - заключил Черкасов.

Убитых 23 августа 2016 года Наби и Гасангусейна Гасангусейновых силовики объявили боевиками, но односельчане братьев категорически отвергли версию об их причастности к вооруженному подполью. 27 ноября 2017 года стало известно о прекращении дела о покушении братьев на силовиков, вместе с тем было возбуждено дело об их убийстве. В материалах этого дела указано, что убийство совершили "неустановленные лица". Следствие по этому делу велось со множеством нарушений, признал прокурор Дагестана.

Сотрудник программы "Горячие точки" Правозащитного центра "Мемориал" Владимир Малыхин напомнил "Кавказскому узлу" и о другом случае, когда убитый гражданин, представленный как боевик, оказался похищенным жителем Дагестана.

"Была более ранняя история, когда в Ингушетии были убиты несколько дагестанцев. Оказалось, что за день до убийства одного из них пытались задержать в Дагестане, но ему удалось сбежать. Это был житель Хасавюрта Юнус Ибадиев. 10 февраля во время спецоперации силовиков в Ингушетии он был опознан среди убитых", - сказал Владимир Малыхин корреспонденту "Кавказского узла".

10 февраля в ходе контртеррористической операции в Назрановском районе были убиты два предполагаемых боевика. Убитые опознаны как уроженцы Дагестана Абдулла Асхабов и Юнус Ибадиев. По утверждению силовиков, они отказались сдаться и получили смертельные ранения в ходе последовавшей за этим перестрелки. Пособникам убитых в спецоперации обещано снисхождение в случае добровольной явки, сообщила пресс-служба главы Ингушетии.

Малыхин добавил, что к "Мемориалу" обращались родственники двух молодых людей, которые пропали без вести. "Очевидцы рассказали, что их задержали силовики в Дагестане. Они, по их словам, собирались на заработки в Ингушетию. Но до сих пор нет никакой информации о них. Они считаются пропавшими без вести", - сообщил Владимир Малыхин.

Пресс-секретарь УМВД по Ингушетии отказалась прокомментировать "Кавказскому узлу" данные чеченских полицейских о том, что трое из убитых 20 марта – выходцы из Малгобекского района Ингушетии. Она объяснила это тем, что инцидент произошел на территории другого региона.

Начальник отдела Малгобекского УВД сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что ему известно о произошедшем на границе Чечни и Ингушетии. Сотрудники полиции Малгобека занимаются этим делом вместе с коллегами из Чечни, сказал он, отказавшись давать какие-либо другие комментарии.

Представитель УМВД по Дагестану заявил об отсутствии у ведомства какой-либо информации об инциденте, произошедшем в Чечне 20 марта и порекомендовал обратиться в ГУ МВД по СКФО. Однако там корреспонденту "Кавказского узла" заявили, что ведомство комментариев не дает.

"Кавказский узел" следит за ситуацией в Чечне и ведет хронику происходящих там спецопераций, терактов и похищений. 

Автор: Татьяна Гантимурова, Гор Алексанян источник: корреспонденты "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

29 апреля 2024, 16:10

29 апреля 2024, 15:33

29 апреля 2024, 15:12

29 апреля 2024, 14:42

29 апреля 2024, 13:59

  • Назим Бейдемирли заявил суду о своей невиновности

    Бывший депутат Назим Бейдемирли на заседании суда в Баку отверг обвинения в вымогательстве, но призвал не считать его политзаключенным. Призыв подсудимого может быть результатом сделки с властями, предположил азербайджанский активист.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей