Правозащитники указали на угрозу коммерциализации общественных наблюдательных комиссий на Юге России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Составы общественных наблюдательных комиссий по контролю за обеспечением прав человека в местах лишения свободы в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Адыгее, Ростовской области и Краснодарском крае обновился почти полностью, в них вошли далекие от правозащитной деятельности люди. Нельзя считать, что все, кто вошел в новые составы наблюдательных комиссий, получают коммерческую выгоду, однако тренд на коммерциализацию работы в ОНК становится очевидным, предупредили правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", новые общественные наблюдательные комиссий комиссии были сформированы в Адыгее, Дагестане, Чечне, Краснодарском крае и Ростовской области. Руководитель постоянной комиссии Совета по правам человека по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Андрей Бабушкин отметил, что при формировании комиссий предложения по кандидатам совета были приняты во внимание только частично.
7 октября в 44 регионах России завершилась процедура формирования общественных наблюдательных комиссий (ОНК), осуществляющих контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Прием документов от общественных объединений шел с 19 июля по 17 сентября. За это время в Общественную палату России поступило 1155 заявок от кандидатов, из них 962 были признаны соответствующими требованиям законодательства. Кандидатуры членов ОНК утверждались советом Общественной палаты России. Комиссии были сформированы в 43 из 44 регионов, где проходила процедура выдвижения кандидатур. В их число вошли Чечня, Дагестан, Ингушетия, Адыгея, Ростовская область и Краснодарский край. В результате конкурса в состав 43 ОНК прошли 700 человек, или 60,6 процента от общего числа кандидатов.
30 октября в Московской Хельсинкской группе состоялась пресс-конференция, посвященная набору в общественные наблюдательные комиссии, передает корреспондент "Кавказского узла".
Известные правозащитные организации выдвинули своих кандидатов, но их проигнорировали, заявил сопредседатель Московской Хельсинкской группы Валерий Борщёв.
"Подавляющее большинство новых членов ОНК не имеет никакого опыта защиты прав в местах лишения свободы... Рекомендации общественных палат согласовывались с Федеральной службой исполнения наказаний и предлагались удобные люди", - сказал он. По мнению Борщева, Общественная палата проявила несостоятельность в деле формирования общественных наблюдательных комиссий.
"Эту функцию надо забрать у Общественной палаты. Можно передать ее уполномоченному по правам человека. Несомненно, должна быть комиссия, состоящая из реальных правозащитников", - сказал он. Борщев заявил, что необходимы довыборы в регионах, в которых в составе комиссий нет 40 человек. Это позволит включить в состав наблюдательных комиссий правозащитников, считает он.
Максимальный состав ОНК из 40 человек был сформирован в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Свердловской области.
Председатель ОНК Ростовской области в трех созывах Леонид Петрашис отметил, что ОНК превратился в коммерческий институт. "Анализ выборов членов ОНК показывает, что везде была коммерческая составляющая", - рассказал он.
По словам Петрашиса, коммерческой деятельностью занимаются также члены ОНК в регионах Северного Кавказа и Южного федерального округа. "Коммерция есть во многих регионах, в том числе в СКФО и ЮФО... Мы знаем, что есть такое явление, и говорим об этом", - сказал Петрашис.
При этом он отметил, что среди членов ОНК есть люди, которые, действительно, занимаются защитой прав заключенных. "Мы не говорим, что все пришедшие в ОНК получают коммерческую выгоду", - сказал Петрашис. Однако, утверждает он, многие кандидаты заранее знали, что они буду включены в список членов комиссий.
Петрашис также рассказал, что составы комиссий практически на 80 процентов изменились в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Адыгее, Ростовской области и Краснодарском крае.
По словам Петрашиса, в Ростовской области большинство членов комиссии предыдущего созыва, которые имели опыт правозащитной работы, не вошли в новый состав, он обновился на 80 процентов. "В Дагестане комиссия обновилась на 60-70 процентов. Там такая же ситуация: активные члены ОНК не вошли в новый состав. Например, Шамиль Хадулаев, один из самых активных членов ОНК, не попал в новый состав. В ОНК Чечни тоже где-то на 60 процентов новый состав. Так же в Ингушетии и Адыгее. Процент новых членов практически одинаков у всех этих регионов", - отметил он.
Ранее Шамиль Хадулаев рассказал, что ему не объяснили, по какой причине они не вошел в состав комиссии. Сам он связал это со своей активной правозащитной деятельностью. "Активные и опытные правозащитники оказались не нужны. И это не только в Дагестане, но и по всей стране такое происходит", - заявил Хадулаев корреспонденту "Кавказского узла".
Петрашис рассказал, что те члены комиссий, у кого больше 100 посещений мест лишения свободы, не проходят в новый состав ОНК. "Все активные члены не проходят дальше, а на их место приходят неизвестные люди. Хотя я не исключаю, что некоторые из них могут проявить себя и вести активную работы", - сказал он.
Директор Института прав человека Валентин Гефтер, соавтор закона об ОНК, считает, что активных членов комиссий стали недолюбливать после "дела Магнитского".
Управляющий партнер аудиторской компании Firestone Duncan Сергей Магнитский был задержан оперативниками в ноябре 2008 года, следователи предъявили ему обвинение в соучастии в уклонении от уплаты налогов, суд принял решение арестовать его. Следователи полагали, что Магнитский создал незаконную схему уклонения от уплаты налогов, используя ООО "Дальняя степь" и "Сатурн инвестментс", зарегистрированные в Калмыкии и находившиеся под управлением фонда Hermitage Capital. 16 ноября 2009 года Магнитский скончался в СИЗО "Матросская тишина". Его смерть вызвала широкий международный резонанс. Глава Hermitage Capital Уильям Браудер, заочно осужденный в России на девять лет, после смерти Магнитского обвинил российские власти в покрывательстве преступлений. После этого Европарламент проголосовал за введение санкций против всех, кто имел отношение к преследованию юриста, а швейцарские банки арестовали их счета. В США в декабре 2012 года был принят "закон Магнитского", которому в декабре 2016 года был придан глобальный статус. Он позволяет вносить в санкционные списки США граждан любых стран, которые, по мнению США, "ответственны за внесудебные убийства, пытки или любые другие действия, которые нарушают права человека".
"Сложилось несколько трендов. После "дела Магнитского" правозащитники стали слишком смелыми и надо было их приземлить... Надо было не допустить их попадание в следующий состав ОНК и разбавить список членов ОНК другими людьми. Другой тренд: членов ОНК стало больше, а оплаты их труда никогда не было", - рассказал он. Гефтер отметил, что члены ОНК в основном работали за счет грантов, поскольку они были сотрудниками правозащитных организаций, но после 2012 года грантовая поддержка стала уменьшаться. "Началась коммерциализация ОНК... Это иногда определенные правовые и информационные услуги, оказываемыми членами ОНК. Но такого быть не должно в этой работе", - сказал Гефтер.
Член ОНК Дагестана прошлого созыва Баграт Мусаев подтвердил, что состав комиссии практически полностью обновился. "Новый состав ОНК Дагестана состоит из девяти человек и только двое из них работали в прошлом созыве. Все остальные - новые люди. Среди них два бывших сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний, сотрудники министерства внутренних дел, прокуратуры, священнослужитель, гражданский... Мы не знаем, почему принято такое решение (о включении кандидатов в состав комиссии), нам не дают объяснений", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Бывший член ОНК Чечни Лариса Вакаева рассказала, что раньше в составе комиссии было 15 человек, количество же членов комиссии нового созыва сокращено втрое. "В новом состав комиссии двое - старые члены ОНК, а остальные – новые, неизвестные. Трое из них вообще не имеют никакого отношения к правозащитной деятельности", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла". Вакаева считает, что многие не попали в новый состав комиссии из-за своей активности.
"Мнение, что... члена ОНК не включали в новый состав, если он был активен в предыдущие годы, верно", - считает она. Вакаева рассказала, что из колоний в Чечне практически не поступает жалоб. "Мы получали жалобы в основном от наших уроженцев, которые отбывали наказание в других регионах и занимались их проблемами", - отметила она.
источник: корреспондент "Кавказского узла"