Религиозные деятели критически отнеслись к нападкам ливанского богослова на муфтия Чечни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ролик ливанского богослова Абдуррахмана Димашкии с критикой в адрес муфтия Чечни не сможет повлиять на положение салафитов в Чечне, заявили опрошенные "Кавказским узлом" религиозные деятели.
"Кавказский узел" информировал, что 27 августа 2016 года по итогам исламской конференции "Кто они – последователи сунны?" в Грозном была принята фетва, по которой истинными мусульманами признаются только последователи суфийского тариката. Сторонники салафизма в этой фетве названы опасными сектантами. С критикой итогов конференции выступили известные религиозные деятели, в том числе и в самой Чечне. О непричастности к фетве заявили исламские ученые Али Джифри и Ахмад Тайиб, с именами которых окружение Рамзана Кадырова связывало авторитетность мероприятия. В конце ноября 2016 года Кадыров съездил в Саудовскую Аравию и там признал, что салафиты не являются сектантами.
Чеченские власти осуждают последователей учения саудовского проповедника Мухаммада ибн Абдель-Ваххаба, но при этом подчеркивают свою любовь к президенту России Владимиру Путину, заявил ливанский богослов Абдуррахман Димашкия, записавший видеообращение к муфтию Чечни Салаху Межиеву.
Президент России не принес ничего хорошего чеченскому народу, считает ливанский богослов, напомнивший о гибели людей и разрушении инфраструктуры в республике во время чеченских кампаний. "Несмотря на это, вы демонстрируете, как любите его, выражаете свою преданность. Это какое-то противоречие, уважаемый шейх", - говорит Димашкия на видео (перевод издания «Кавказ.Реалии»).
Само видео богослов опубликовал 29 октября в Twitter. На аккаунт богослова подписано более 279 тысяч пользователей. Это сообщение, по данным на 05.03 мск 13 ноября, собрало 30 "лайков" и 14 ретвитов.
Внимание русскоязычной аудитории к обращению ливанского богослова привлек блогер Тумсо Абдурахманов, опубликовавший его в Telegram, где, по данным на 05.03 мск 13 ноября, это сообщение просмотрели более 19,1 тысячи пользователей.
Абдуррахман Димашкия родился 11 июня 1957 года в Ливане, учился в Саудовской Аравии и Пакистане, получил научную степень PhD по исламоведению в Открытом Американском Университете, является автором девяти книг, говорится в биографической справке богослова, опубликованной на странице "Шейх Абдуррахман ад-Димашкия" в социальной сети "ВКонтакте".
Абдуррахман Димашкия не является влиятельным теологом, считает арабский журналист Риад Мустафа, работающий в Москве. «Он учился в Саудовской Аравии и в Пакистане. Был имамом в мечетях. Женат на дочери одного из известных ученых Али Тантави», - рассказал Риад Мустафа корреспонденту "Кавказского узла" .
У Димашкии есть несколько изданных книг, отметил Мустафа. «Но сказать, что он большой ученый в исламском мире, нельзя. В основном труды его посвящены дебатам с шиитами и хабашитами», - пояснил он.
Серьезные теологические дискуссии в формате видеообращений невозможно проводить продуктивно, а появление таких роликов может лишь разжечь спор, считает муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов.
«Солидная дискуссия по богословским вопросам так не проводится. Ученый пишет работу по тому или иному вопросу и старается донести свое мнение персонально до того, чьи взгляды он критикует. Лучше это делать в личном послании или при личной встрече. А такие ролики только будоражат людей, которые не смыслят в этих вопросах. Когда закидывают такие выступления, то это рассчитано на то, чтобы началась в Интернете «война», в которой уже не одна-две, а три, четыре и больше группировок выступают друг против друга. А в итоге получается порой, что и забывают суть спора, упрекают, обзывают друг друга, что совсем не соответствует исламу, и только зарабатывают себе грех», - сказал муфтий "Кавказскому узлу".
Автору ролика априори не интересно мнение оппонента, полагает он. «Если спорите с Салахом Межиевым, то направьте ему свои обоснования. А так, может, Межиев и не увидит этого выступления», - отметил Гацалов, добавив, что не видит связи между появлением ролика о ближневосточной активности Кадырова.
В середине октября по итогам своей поездки в Объединенные Арабские Эмираты Кадыров заявил, что связи России с этой страной приобретают "союзнический характер". 29 октября Кадыров вновь посетил Ближний Восток, встретился с королем Бахрейна и передал ему приглашение Владимира Путина посетить Россию. Кроме того, в октябре Рамзан Кадыров совершил официальный визит в Иорданию, в ходе которого муфтий Чечни Салах Межиев стал членом королевского Института исламской мысли. Ранее, в августе, когда в Шали была открыта крупнейшая в Европе мечеть, в Чечню приехали члены 43 иностранных делегаций, в том числе из Саудовской Аравии, Иордании, Бахрейна, Палестины, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта. Такая внешнеполитическая активность главы Чечни свидетельствует о том, что Кремль воспринимает Кадырова как "доверенное лицо" в странах Ближнего Востока, предположили опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы и исламоведы.
Каких-то особых движений салафитских богословов против Чечни не замечено, хотя активность Кадырова в разных делах может привлекать критиков, полагает имам Исторической мечети в Москве Руфат Ахмеджанов.
«Но это не официальные власти Саудовской Аравии. Они как принимали, так и будут принимать Кадырова и других мусульманских деятелей из России. А их разногласия с салафитами и даже их подавление будут считать внутренним делом России. Салафиты в целом и саудовские власти с властями других стран обычно не спорят. Они могут в общих чертах критиковать ашаризм, но чтобы конкретно, адресно против Кадырова или кого-то ещё - нет», - сказал он "Кавказского узла".
Критику позволяют неформальные деятели, которые сами подвергаются преследованиям в Саудовской Аравии, отметил имам.
По его мнению, сами по себе споры интернет-проповедников несерьезны. «Есть множество книг, где всё это рассмотрено. А роликами до истины не докопаешься<...> Вполне возможно, ролик сделан по заказу. Муфтий Межиев импозантная личность<...> идеальная мишень для критики. И Кадыров очень заметен<...> А критиковать всегда интереснее известных людей», - заявил он, добавив, что никто из серьезных исламских ученых персональные выпады не позволяет.
Профессор Санкт-Петербургского университета, заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Мухетдинов рассказал "Кавказскому узлу", что 11 ноября вернулся из Саудовской Аравии, где после визита Путина в Эр-Рияде муфтий Равиль Гайнутдин подписал меморандум о сотрудничестве между Советом муфтиев России и министерством по делам ислама, наставления и призыва Саудовской Аравии.
«За несколько дней нашего пребывания в Саудовской Аравии ни разу в беседах не упоминали ни Чечню, ни Рамзана Кадырова, ни Салаха Межиева, ни проблемы положения салафитов там. Встречи имели конструктивный характер и были нацелены на развитие отношений<...> По самому широкому кругу вопросов саудиты готовы сотрудничать. Их Россия интересует, в том числе как партнер в делах урегулирования непростых отношений с соседями - Ираном, Йеменом, Катаром», - сообщил он, добавив, что ни у кого не было желания "входить в разборки" Межиева с арабскими или иными шейхами.
Говорить об активизации критики чеченского руководства со стороны салафитских теологов в последнее время нет оснований, считает руководитель научных программ «Фонда Марджани», исламовед Игорь Алексеев.
«В Интернете всегда кто-то кого-то критикует, и ранее не раз такого рода выступления были. Не от этого ученого, так от другого. Периодически появляются ролики с критикой взглядов ашаритов вообще и чеченских последователей в частности. Вряд ли что-то особенное в этом выступлении есть. Оно ни на что не влияет», - сказал он "Кавказскому узлу".
Критическое выступление арабского богослова могло быть инициировано противниками Кадырова, предположил Алексеев.
«В Европе живет чеченская диаспора, среди которой есть те, кто не настроен лояльно к властям Чечни. Они могли вполне подсунуть шейху в рамках своей полемики видео с переводом высказываний Межиева<...> Для этого надо найти выступление Межиева, перевести на арабский язык», - отметил он.
Алексеев добавил, что с осторожностью относится к предположениям, что выступления арабских салафитских теологов являются противодействием влиянию Кадырова в деле установления взаимосвязей России со странами Ближнего Востока.
Выступление Димашкии появилось вслед за обвинениями внука арабского шейха в адрес Кадырова
Ранее в октябре внук бывшего муфтия Саудовской Аравии Абдель-Азиза ибн База, который вплоть до своей смерти в 1999 году считался одним из самых авторитетных салафитских мусульманских ученых, Салих ибн Баз в Twitter обвинил Рамзана Кадырова в притеснениях ваххабитов в связи с тем, что глава Чечни объявил ваххабизм противоречащим Корану и Сунне. Советник Кадырова по религиозным вопросам Адам Шахидов вступил в спор с Салихом ибн Базом, но не смог убедительно оспорить доводы и пригласил ибн База в Чечню. Тот отказался, мотивировав отказ презрением к Кадырову.
Дискуссия потомка шейха с Шахидовым продолжалась с участием других пользователей, которые оспаривали доводы советника Кадырова. Ему задавали вопросы и об исламской конференции в Грозном, на которой в 2016 году была издана "грозненская фетва". Шахидов игнорировал вопросы от большинства пользователей, а запрет книг ибн Абдель-Ваххаба в Чечне и скандальную фетву объяснил ссылками на борьбу с терроризмом.
В январе 2014 года глава Чечни Рамзан Кадыров заявил на совещании с духовенством, что в республике не должно быть "даже духа" течений, противоречащих Корану, Сунне и тарикату, в числе которых он назвал ваххабизм, хабашизм и таблих. После этого в Чечне фактически началась охота на молодых людей, которые носят длинные бороды при сбритых усах, подобно последователям салафитского течения в исламе.
Полный текст фетвы "О неотъемлемых признаках отличия истинного Ислама от заблуждений", принятой 27 августа 2016 года в Чечне, опубликован на "Кавказском узле" в разделе "Документы организаций". Авторы фетвы объявляют, что истинными мусульманами являются только те, кто в теологии придерживается школы калама (ашариты и матуридиты), следуют одному из четырех мазхабов, а также идут "по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего, имамами суфиев". Остальные же мусульмане признаются заблудшими. На "Кавказском узле" опубликованы справочные статьи "Ваххабизм", "Суфизм", "Ислам в России".
источник: корреспондент "Кавказского узла"