Активисты в Карачаево-Черкесии заявили о недостаточном внимании властей к жертвам депортации
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Большинство переживших высылку карачаевцев находятся на обеспечении детей, так как их пенсии не хватает на жизнь, заявила организатор проекта "Вопреки" Марика Хубиева. Карачаевцы, которые остались без родителей из-за депортации, должны получать льготы и другую поддержку, считает директор Карачаевского НИИ Ибрагим Шаманов.
Как сообщал "Кавказский узел", массовые мероприятия в годовщину депортации карачаевцев ограничились возложением цветов в 10.00 мск у Мемориала жертвам депортации карачаевского народа, а также индивидуальными молитвами в мечетях или дома. Процесс реабилитации карачаевцев законсервировался на неопределенный срок, даже среди самих карачаевцев нет желания говорить о проблемах, отмечает президент фонда "Эльбрусоид" Ильяс Богатырев.
Депортация карачаевцев началась в СССР 2 ноября 1943 года, в результате было выселено 69 267 человек (15 980 семей). Всего за предвоенное и военное время было депортировано 79 тысяч человек карачаевской национальности. Большая часть репрессированных - более 43 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей - погибли в дороге, а также в местах переселения. В современной Карачаево-Черкесии 2 ноября считается Днем депортации карачаевского народа". А 3 мая ежегодно отмечается в Карачаево-Черкесии как День возрождения карачаевского народа.
Большинство мероприятий в честь годовщины депортации карачаевцев прошли в онлайн-формате
Сегодня, в день 77-й годовщины со дня депортации карачаевцев, представители органов власти Карачаево-Черкесии и муниципалитетов республики, а также муфтията возложили венки и цветы к Мемориальному комплексу жертвам депортации карачаевского народа в 1943-1957 годах в Карачаевске. Большинство остальных мероприятий в честь годовщины прошли в формате онлайн, сообщила корреспондент "Кавказского узла". Так, Ногайский и Карачаевский драматические театры продемонстрировали в соцсетях спектакли, посвященные годовщине депортации. На официальном сайте и в соцсетях республиканского музея-заповедника была организована художественная выставка.
По данным на 2 ноября, Карачаево-Черкесия наряду со Старопольем является лидером в СКФО по числу активных больных, где зафиксировано 4046 пациентов с коронавирусом. В республике 33 умерших, 86 новых случаев COVID-19 за сутки, за все время пандемии в регионе – 9781 случай заражения COVID-19.
Государственная национальная библиотека республики имени Х.Байрамуковой организовала онлайн-презентацию документально-публицистического фильма "Память не знает забвения". Кинокартина была создана сотрудниками отдела литературы по искусству библиотеки, с использованием всех документов, которые находились в фонде библиотеки, телевидения республики, архивах, а также кадров из художественных и документальных фильмов, высказываний ученых и политиков, свидетелей тех событий, сообщается на сайте библиотеки.
На страницах различных местных аккаунтов в соцсетях были опубликованы стихотворения и песни, посвященные депортации. Так, на странице проекта "Мы вернулись" в Instagram (7685 подписчиков), рассказывающего о съёмках документального фильма о депортации карачаевского народа, было размещено в том числе видео 10-летней девочки, читающей стихотворение (к 23.40 мск сегодня набрало 285 лайков). А в аккаунте Rkchr (37,4 тысячи подписчиков) - песня, собравшая 1993 лайка к 23.40 мск сегодня.
Большинство комментаторов благодарили модераторов за опубликованные памятные стихотворения и видео, а также с осуждением говорили о событиях ноября 1943 года. "Каждый раз без слез не послушаешь, уму не постижимая боль", - прокомментировала песню biblioteka_v.teberba. "Этому геноциду нет оправдания!" - написала в комментариях под стихотворением bostanovaliudmila.
"Моему отцу не разминуться с родителями помог советский офицер. Он заставил солдат ждать машину, где везли его семью. Мой отец с чувством благодарности всегда отзывается о нём. Были и человечные. Но не выполнить приказ они не могли", - рассказала историю своих близких nurzhangekkieva.
Пережившим высылку карачаевцам требуется большая помощь от властей
Пережившие депортацию жители нуждаются во внимании, заявила корреспонденту "Кавказского узла" организатор реализованного в прошлом году проекта "Вопреки", посвященного 76-летней годовщине депортации карачаевского народа, Марика Хубиева. У самой девушки обе бабушки - Балбу Козбаева с четырьмя детьми и Кулизар Шидакова - были депортированы, а их мужья служили на фронте. Бабушки с детьми смогли вернуться из депортации и умерли уже на родине: Балбу Козбаева - в 1991 году, Кулизар Шидакова – в 2002 году, добавила Хубиева.
"В первую очередь, нашим старикам, пережившим ужасы депортации, не хватает внимания. Благо, дети не обделяют их в этом, но они нуждаются во внимании и заботе со стороны также. Хотят, чтобы закон о реабилитации вступил в силу полноценно. Насущные проблемы у них такие же, как у большинства жителей Карачаево-Черкесии: их пенсии с трудом хватает на жизнь, большинство стариков на обеспечении детей", - пожаловалась Хубиева.
Принятый в 1991 году закон "О реабилитации репрессированных народов", "до сих пор остается не исполненным в полной мере", говорится в заявлении главы "Конгресса карачаевского народа" Кады-ходжи Халкечева, приуроченном к 75-й годовщине депортации. Халкечев отмечает, что во время депортации карачаевцев "17 186 бойцов, или каждый пятый представитель карачаевского народа, сражались против фашизма", а более 2 000 карачаевцев: женщин и мужчин, "были мобилизованы на строительство оборонительных рубежей". 23 карачаевца были представлены к званию Героя Советского Союза, высшую награду получили 11 человек. Источником обид для карачаевцев, по словам Халкечева, до сих пор является нежелание властей наградить тех Героев Советского Союза из числа карачаевцев, чье награждение не было проведено из-за депортации.
Реабилитация карачаевцев оказалась неполной, поскольку они не восстановили свою автономию, считает активист Мухаммад Карачай.
По ее словам, те люди, которые выжили во времена депортации, перенесли много страданий.
"Как появилась возможность уехать на родину, большинство, не колеблясь, уехали. Тут их ждали условия ничем не лучше: пришлось выкупать свои дома, заново обзаводиться хозяйством и т.д. Многие говорят, что даже по прошествии стольких лет полноценно не смогли встать твёрдо на ноги", - заключила Хубиева.
Попытки материальной компенсации пострадавшим из-за депортации, предпринятые в 1990-е годы прошлого века, были "мизерными" по сравнению с потерями людей во время депортации, а затем закончились и они, заявил ранее президент фонда "Эльбрусоид", журналист Ильяс Богатырев.
Тем, кто пережил годы депортации, не хватает внимания со стороны властей, считает директор Карачаевского НИИ, кандидат исторических наук Ибрагим Шаманов. У самого Шаманова в ссылке погибли бабушка, дедушка, двое дядей, тетя и сестра.
"Не все пункты закона о репрессированных народах реализованы, не отдается на должном уровне дань памяти жертвам депортации […] Также я считаю, что дети, которые остались без родителей, умерших в депортации, должны получать льготы и другую поддержку", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, нет серьезных трудов и исследований на тему депортации. "К сожалению, многое из того, что было, не обнародовано, не исследовано и не опубликовано", - отметил Шаманов.
Реабилитированным народам (в том числе карачаевцам) нужно внимание к их трагедии и ее изучение, также ранее заявил Ильяс Богатырев. "Сейчас нам важно самим понять, что это было в исторической перспективе, какой урон был нанесен народу. Но нет ни серьезных исследователей, ни, по большому счету, желания говорить об этих проблемах среди самих карачаевцев", - отметил Богатырев.
Эксперты заявляли о необходимости изменения госполитики по отношению к депортации и депортированным
Напомним, что 31 октября 2019 года на "Кавказском узле" состоялась онлайн-дискуссия "Депортации народов Северного Кавказа в исторической памяти и политическом настоящем". В процессе дискуссии обсуждались такие важные вопросы, как проблемы и перспективы сохранения и передачи знания о депортации; официальная политика памятных дат на Северном Кавказе – ее изменение в последние годы, а также вопросы депортации и реабилитации.
По словам Мурата Шогенова, кандидата психологических наук, современная государственная политика памяти депортации народов "характеризуется противоречивостью и непоследовательностью. "Односторонняя политика государства вполне закономерно воспринимается жертвами депортаций как прессинг и некая форма культурного насилия. Такая ситуация создает основы дальнейшей маргинализации памяти о депортации", - уверен Шогенов.
Преодоление последствий депортаций "сугубо правовыми инструментами невозможно", уверена старший научный сотрудник Института истории Бернского университета в ШвейцарииДрюэ Сесиль. "В связи с этим работа с трагической памятью предполагает комплекс мер социально-политического, культурного и психологического характера […] Одним таких методов является сбор и диалог «устных преданий» жертв репрессий, которые помогают получить более широкое, многоплановое представление о том, что произошло, а значит, и видение того, какие более инклюзивные и взаимоприемлемые решения проблем преодоления последствий прошлого необходимы для будущего", – заявила Дрюэ.
О необходимости четкой программы по реабилитации депортированных и репрессированных народов как минимум на два десятилетия, заявлял во время дискуссии кандидат философских наук КБГУ Аслан Чеченов. "[Программа] должна включать в себя все аспекты общественного развития: территориально-экономического, социального, образовательного, медицинского и, конечно, культурного. Такая программа дала бы толчок к развитию не только депортированных народов, но ближайших соседей, поскольку имела бы множественный эффект", - заявил Чеченов.
источник: корреспондент "Кавказского узла"