Арестованным дербентцам предъявлено обвинение по статье о терроризме
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жителям Дербента Исламу Барзукаеву и Гасану Курбанову, обвиненным в участии в незаконном вооруженном формировании вопреки жалобам на пытки, предъявлено обвинение по второму делу об обучении террористической деятельности. Следователи привлекли госзащитника и не предоставили им возможность обсудить обвинение с защитником по соглашению, рассказали мать Барзукаева и адвокат арестованных.
Как писал "Кавказский узел", жители Дербента Ислам Барзукаев, Гасан Курбанов и Мирзаали Мирзалиев (в СМИ упоминался также как Миразали Мизаралиев) были задержаны в июне 2019 года и обвинены в участии в незаконном вооруженном формировании. По версии следствия, они втроём организовали вооруженную группу и собирались поселиться в лесном массиве для "посягательств на сотрудников правоохранительных органов и оказания вооруженного сопротивления". Родственники заявили, что до задержания молодые люди были похищены, и их пытками и угрозами вынудили подписать признательные показания. В январе в отношении всех троих также было возбуждено уголовное дело по статье о создании террористического сообщества.
Родственники задержанных неоднократно проводили акции протеста с требованием остановить "беспредел" в республике. 29 ноября стало известно, что Следком возобновил проверку по заявлению о пытках, ее проводит тот же следователь, который уже пять раз отказывал в возбуждении дела. Близкие обвиняемых требовали отвода следователя, считая его заинтересованным лицом.
12 декабря в СИЗО Махачкалы следователь дагестанского управления СКР предъявил обвинение Исламу Барзукаеву и Гасану Курбанову, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Елена Барзукаева, мать обвиняемого. "В выходной день следователь пришел в СИЗО к моему сыну и стал предъявлять обвинение по новым статьям – посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов и прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности", - рассказала она.
По ее данным, Исламу сообщили, что участие адвоката, с которым заключено соглашение, при этом не требуется. "С собой они привели государственного защитника и не разъяснили ему, что у него есть право на защитника, которого мы можем сами выбрать. В итоге Ислам подписал представленные следователем документы", - сказала Елена Барзукаева.
Она выразила недоверие госзащитнику, не исключив, что на ее сына может быть оказано давление. "У нас есть адвокат по соглашению. Но нам никто не сообщил о готовящемся предъявлении обвинения по новым статьям. Если бы мы знали об этом, то наняли бы еще одного адвоката, которому мы доверяем. Но [...] о предъявленном обвинении мы узнали только по факту", - пояснила мать Ислама Барзукаева.
Дело расследует сотрудник республиканского Следкома, подтвердил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат двух обвиняемых Тагир Шамсутдинов. "Следователь МВД выделил часть материалов уголовного дела и передал его по подследственности в СКР. И сегодня (12 декабря) следователи решили предъявить обвинение по новому уголовному делу", - рассказал адвокат.
Он пояснил, что защищает Барзукаева и Гасанова по делу об участии в незаконном вооруженном формировании, по которому предварительное следствие уже завершено. "Следователь имел право не предупреждать меня о возбуждении нового дела. Но по закону он должен дать Барзукаеву и Гасанову пять дней перед предъявлением обвинения, чтобы они смогли заключить соглашение с тем адвокатом, с которым считают нужным. И только если в этот срок соглашение с новым адвокатом не будет подписано, то следователь может ходатайствовать о госзащитнике. Но сегодня следователь сразу пришел со своим адвокатом", - отметил Тагир Шамсутдинов, предположив, что это "нарушение как национального законодательства, так и Европейской конвенции по правам человека".
Предъявлено ли аналогичное обвинение Мирзаали Мирзалиеву, Елена Барзукаева и адвокат двух других обвиняемых не уточнили.
источник: корреспондент "Кавказского узла"