Победа талибов не грозит резкой дестабилизацией Северному Кавказу
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Приход "Талибана"* к власти в Афганистане не вызвал однозначной реакции среди мусульман Северного Кавказа и не грозит региону усилением экстремизма, заявили кавказовед Ахмет Ярлыкапов и востоковед Кирилл Семенов. Россия должна работать над предотвращением возможной угрозы, наращивая военное сотрудничество со странами Средней Азии, считает политолог Игорь Коротченко. Журналист и политик Максим Шевченко уверен, что такой угрозы нет.
Как писал "Кавказский узел", вывод американских войск из Афганистана спровоцировал наступление талибов - боевиков запрещенного в России террористического движения "Талибан". 15 августа талибы вошли в столицу страны - Кабул, президент Афганистана Ашраф Гани бежал. В ночь на 16 августа официальный представитель политофиса "Талибана"* Мухаммед Наим заявил, что война в Афганистане окончена, а форма правления в государстве прояснится в ближайшее время.
События в Афганистане могут привести к усилению роли Турции на Южном Кавказе и создают риски для Армении, указали опрошенные "Кавказским узлом" армянские политические журналисты. Российские политологи сочли, что победа талибов приведет к смягчению давления США на Иран, а на позициях России на Южном Кавказе не отразится.
Говорить об окончательной победе талибов еще рано, и мусульманское общество на Северном Кавказе занимает в целом осторожную, выжидательную позицию, указал старший научный сотрудник Центра изучения проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов. "Единой позиции нет. Но сейчас преобладает острожное присматривание к ситуации в Афганистане. Люди анализируют, что происходит. При этом все понимают, что будут серьезные последствия. Эти события грандиозные, и все ждут, что будет", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
При этом Ярлыкапов исключил "взрыв радикализма" на Северном Кавказе как итог победы "Талибана"*. "Талибы были давно. И давно было очевидно, что это доминирующая сила в Афганистане, и их ограничивает только присутствие американцев в этой стране. То, что в настоящее время происходит, в принципе, ожидалось. Но не стоит торопиться говорить о победе талибов. Афганистан — страна довольно сложная, неоднозначная. Позиция присматривания сейчас — самая мудрая", - подчеркнул Ярлыкапов.
Представляют ли талибы какую-либо опасность для дестабилизации ситуации на Кавказе, будет видно по тому, проявится ли их влияние в Центральной Азии, считает эксперт. "Были переговоры с США в Дохе и с РФ в Москве. Там вполне могли быть договоренности типа того, что талибам «оставляют» Афганистан при условии, что они не двинут дальше — в Центральную Азию, на Кавказ", - сказал Ахмет Ярлыкапов.
Востоковед Кирилл Семенов также не стал выделять какого-то преобладающего отношения к успехам талибов среди мусульман Северного Кавказа.
"Кто-то рад, поддерживает, а кто-то считает это угрозой для безопасности России. Мнения разделились, как разделялись они в отношении всех других процессов, которые происходят в исламском мире. Как различались позиции в отношении, например, событий в Сирии, или в отношении в целом к «арабской весне». А это явление более глобальное, чем победа талибов. Но и она не вызвала серьезных изменений в состоянии общества на Северном Кавказе. Эхо от «арабской весны» не докатилось до Северного Кавказа, и поэтому вряд ли что-то изменится после победы талибов. Это не приведет к каким-либо тектоническим изменениям в характере деятельности различных групп мусульман на Северном Кавказе. Маловероятна какая-то радикализация", - считает он.
Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".
В целом жители Северного Кавказа относятся к событиям в Афганистане как сторонние наблюдатели. "Они не воспринимают ситуацию в Афганистане как нечто близкое. Несмотря на определенное сочувствие или наоборот, взятие Кабула талибами не окажет существенного влияния на Северный Кавказ", - резюмировал Семенов.
Россия пытается предотвратить импорт экстремизма из Афганистана
"Талибан"* – это террористическая организация, победу которой сложно оценивать как результат национально-освободительной борьбы, полагает политолог, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
"Взяв власть, «Талибан»* должен ее централизовать и распространить на все провинции без исключения. Кроме того, должны быть созданы дееспособные структуры управления хотя бы на уровне административно-репрессивного и судебного аппарата, потому что, в любом случае, будет происходить централизация системы управления - это неизбежно. Однако, в рамках этих процессов надо готовиться к худшим сценариям для России и постсоветского пространства - таким, как продолжение экспорта наркотиков в промышленных масштабах и, соответственно, возможность экспорта исламского экстремизма. В какие сроки и как это произойдет, пока говорить тяжело, но ориентироваться надо на плохой сценарий", - заявил Коротченко корреспонденту "Кавказского узла".
17 августа официальный представитель "Талибана"* Забихулла Муджахид заявил, что движение предотвратит превращение Афганистана в центр по производству наркотиков. Он заверил мировое сообщество в том, что талибы постараются "искоренить это зло". "Афганистан отныне станет страной, свободной от наркотиков", - процитировал Муджахида ТАСС.
Коротченко отметил гибкость позиции, которую заняли российские власти в новых афганских реалиях. "С одной стороны, «Талибан» запрещен и признан террористической организацией, с другой стороны, с политическим крылом талибов проводились переговоры, и очевидно, что российское посольство остается, а не эвакуировано из Кабула. Что говорит о том, что Москва будет вести очень сложную и аккуратную игру, чтобы нивелировать последствия для России от прихода талибов к власти. Насколько удастся эта игра, насколько талибы будут договороспособны, насколько мы можем рассчитывать на какой-то здравый смысл – это уравнение со множеством неизвестных, но судя по осторожным комментариям, которые в целом либо комплементарны, либо нейтральны в адрес «Талибана», Россия попробует построить свою политику каким-то таким образом, чтобы смягчить последствия от прихода к власти талибов", - считает Коротченко.
Самыми уязвимыми странами в новых реалиях эксперт считает Узбекистан и Таджикистан. "В первую очередь, они потенциально нестабильны с точки зрения внутреннего конфликтного потенциала, огромного числа безработной молодежи, жаждущей социальной справедливости, которая может стать весьма удобным материалом для внедрения туда исламистских идей, а далее быть использованной как таран для сноса режимов в Ташкенте и Душанбе. А если ситуация будет подогреваться с активным участием «Талибана» либо других террористических структур, часть из которых будет сегодня вытесняться за периметр Афганистана, очевидно, они найдут себе применение в первую очередь как раз на постсоветском пространстве, и здесь существуют главные риски", - отметил Игорь Коротченко.
Дестабилизация центральноазиатских государств неизбежно ударит по стабильности в целом, в том числе на Южном Кавказе, в связи с чем требуется консолидация усилий по линии Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заявил эксперт.
"Нам категорически не надо рассматривать какие-то военные операции на территории Афганистана, в силу целого ряда причин. Для России и для Китая чрезвычайно важна стабильность в Афганистане, но с трудом можно на это рассчитывать - турбулентность велика, и события, которые там происходят, носят ситуативный характер. Никто не может точно предсказать финальные решения, которые могут быть приняты "Талибаном". Есть еще одна опасность во внешних заинтересантах, которые будут канализировать энергию талибов в южное подбрюшье России для ведения все той же большой геополитической игры, с целью ослабления России, создания по периметру ее границ дуги нестабильности, и чтобы инициировать массовые потоки беженцев. Сейчас для России и Казахстана здесь момент истины, с точки зрения необходимости максимально углублять военно-техническое сотрудничество, военно-политическое планирование, поскольку ситуация одинаково тревожна для обеих стран", - заключил эксперт.
Максим Шевченко не видит угроз для России со стороны талибов
Лидер "Российской партии свободы и справедливости" (РПСП), тележурналист и политик Максим Шевченко уверен, что талибы не являются угрозой для соседей Афганистана. "Это победа афганского народа над оккупантами и коллаборационистами - всеми, кто хотел разворотить, уничтожить и погубить Афганистан. Никогда в жизни «Талибан» России угрожать не будет. Тем более, что Россия заняла разумную позицию, сразу вступив в диалог с талибами. Потому все, кто говорит, что «Талибан» угрожает России – это провокаторы и пятая колонна либо не понимающие. Никогда афганцы на соседние территории экспансии не проводили, это в Афганистан все вторгались", - пояснил Шевченко корреспонденту "Кавказского узла".
Нет, по его мнению, и угрозы нелегальной миграции из Афганистана через Иран на Южный Кавказ. "Иранцы уже заявили о признании «Талибана». Такой угрозы нет", - заявил Максим Шевченко.
Политик ожидает усиления России в Афганистане и расширения сотрудничества с этой страной. "Я ожидаю усиления России в Афганистане - мирного, позитивного, гармоничного. Россия сейчас может инвестировать в Афганистан, который приобретает особое стратегическое значение как транспортный коридор и выход в Индийский океан. Я вижу серьезную возможность для кооперации народов, и мне очень приятно, что Россия может играть в этом смысле важную и позитивную роль", - заключил Максим Шевченко.
* "Талибан" признан террористической организацией и запрещен в России решением суда.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
23 декабря 2024, 00:14
Работы по расчистке побережья в Краснодарском крае приостановлены из-за шторма
-
22 декабря 2024, 21:22
Более 2000 машин ожидают открытия проезда через КПП "Верхний Ларс"
-
22 декабря 2024, 19:32
-
22 декабря 2024, 18:34
Дипломаты призвали наказать убийц уроженца Дагестана в Иране
-
22 декабря 2024, 13:41
-
22 декабря 2024, 08:21