Скандал с Лолаевой упрочил практику публичных извинений в Северной Осетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Даже после двух публичных извинений за шутки об осетинах Ариане Лолаевой продолжают поступать угрозы, сообщила ее тетя. Соцсети стали площадкой для безнаказанной травли, а публичные унижения вслед за Чечней и Дагестаном входят в практику и в Северной Осетии, указали опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как писал "Кавказский узел", 9 октября стендап-комики Саша Ни и уроженка Владикавказа Ариана Лолаева опубликовали видео с извинениями за непристойные шутки, касающиеся осетин, которые были произнесены во время Roast Battle-2020. Авторы большинства комментариев к видео с извинениями отказались их принять. Эти извинения неискренни и опубликованы ради привлечения внимания, предположили пользователи соцсети. 11 октября Лолаева пожаловалась, что получает угрозы расправой и пожелания смерти. Девушка считает, что ее извинениям не поверили из-за улыбки, которую она объяснила своей защитной реакцией. 12 октября она вновь принесла извинения, уже со слезами на глазах, объяснив, что с ней "серьезно поговорили", и она лишилась работы. Саша Ни в тот же день в новом видео с извинениями отметил, что полностью раздавлен и морально уничтожен. Пользователи Facebook осудили травлю Лолаевой, отметив, что общественное порицание уроженки Владикавказа граничит с унижением.
Видео с кадрами Roast Battle-2020 было опубликовано на странице pozor_ossetia в Instagram. В нем Александр Ни отпускает непристойные шутки в адрес Арианы Лолаевой, подчеркивая ее национальность и упоминая осетинский пирог с мясной начинкой. "Прозвучала шутка в мой адрес, которая задела чувства моих соотечественников. Я не в первый раз сталкиваюсь с травлей в интернете, но в этой ситуации я абсолютно понимаю ее резонность, я осознаю причину гнева и недовольства людей", — покаялась Ариана Лолаева.
Скандал с комиком Арианой Лолаевой стал самым обсуждаемым в Северной Осетии за последние дни. Под постами, связанными с этой историей, тысячи комментариев.
Родственница Арианы Лолаевой художница Айра Кабулова написала на своей странице в Facebook слова поддержки девушке: "Моя красивая и талантливая. Моя лапочка племянница. И ее ждет прекрасное будущее. Люблю тебя. А сейчас даже больше".
В комментарии корреспонденту "Кавказского узла" Кабулова посетовала, что после этого поста ей стали поступать неприятные сообщения от знакомых. Также Кабулова рассказала, что Ариана Лолаева в безопасности, но ей продолжают поступать угрозы, и на нее оказывается давление.
Независимый куратор культурных проектов, культуролог, кандидат философских наук Антон Вальковский считает случай с Лолаевой прецедентным и не видит в преследовании комика логики. "Это первый случай, когда мы не можем выработать какие-то формальные критерии, чтобы понять, что происходит. Не понятна, с одной стороны, причина ненависти: что оскорбило комментаторов в интернете? И не понятно, за что, собственно, извиняются комики", — заявил корреспонденту "Кавказского узла" Антон Вальковский.
Он обратил внимание на слова Александра Ни, который говорит в своих извинениях, что "задел святые сакральные вещи, которые дороги [осетинскому] народу". "Но ничего сакрального в структуре шутки мы не наблюдаем. Сакральным пирогом в Осетии является только уалибах (осетинский пирог с сыром, — прим. "Кавказского узла"), и никому не придет в голову молиться на фыдджынах (осетинский пирог с мясом, — прим. "Кавказского узла"). Разница тут такая же, как между церковными свечами и обычными. Могут ли об этом не знать среднестатистические носители осетинской культуры? Могут, и я часто общаюсь с людьми, которые не знают основ осетинской ритуалистики и обрядности, но, мне кажется, что поводом для оскорблений является что-то другое. Почему объектом травли стала Ариана, хотя шутку произносит не она? Потому что она снесла "оскорбление" и не набросилась на Александра с кулаками? Или потому что Ариана в этой истории — заместительная жертва, и ее и ее родственников проще преследовать в закрытой структуре осетинского общества? Никакой рациональности в этой ситуации нет", — высказал свое мнение Антон Вальковский.
В произошедшем он заметил тенденцию. "Стало понятно, что в будущем нам пригодятся навыки публичных извинений. Скорее всего, в будущем появятся какие-то обучающие видео на YouTube, которые будут рассказывать, как нужно извиняться, или появятся методички, где будет описан кейс вторичного извинения Лолаевой: в первый раз не плакала, сняла себя с красивого ракурса, а, значит, "была неискренна" и "не раскаялась". Вероятно, даже в будущем в СОГУ откроется кафедра северо-кавказских интернет-извинений. Очень важные и востребованные в современном осетинском обществе компетенции. В любом случае докторскую диссертацию на эту тему уже можно писать", — сыронизировал культуролог.
Он также задается вопросом, почему по факту травли не проводится следственная проверка. "В осетинском обществе, к сожалению, нет никаких правовых инструментов для предотвращения травли. "Стыр Ныхас" с упоением и наслаждением рассказывает в своих соцсетях, как довели до слез бабушку Арианы. Дело даже не в забвении традиций почитания старших, охранителем которых и должна быть организация, а в издевательстве над взрослой женщиной", — указал Вальковский.
С родными Арианы Лолаевой провели беседу, сообщил 12 октября в группе "Иры Стыр Ныхас" в Facebook Руслан Кучиты (председатель Высшего совета осетин "Стыр Ныхас" Руслан Кучиев). "Разыскали семью Арианы Лолаевой. (...) Девочку выучили и вырастили бабушка и мама. Обе нормальные, образованные и достаточно уважаемые женщины. Дали Ариане хорошее образование. (...) Но, видимо, где-то упустили нити, потеряли влияние на дальнейшую жизненную дорогу девочки. Возможно, как это часто случается, на неё сильно повлияла "продвинутая" московская либеральная молодежная среда", — написал он. По его словам, бабушка Лолаевой готова просить прощения перед всем народом. В своем посте Кучиев привел подробности семейной жизни Лолаевых, а также сообщил, что в московской диаспоре дали координаты мамы и бабушки, чтобы с ними поговорили. "Ее саму (Ариану Лолаеву) собираются вызвать, чтобы детально разобраться, почему так произошло. (...) Мы консультируемся с юристами на предмет подачи в прокуратуру и Роскомнадзор ходатайств о наказании организаторов шоу за нарушение законодательства РФ и разжигание межнациональной розни", — говорится в посте.
Антон Вальковский считает, что здесь речь может идти о двух статьях Уголовного кодекса России — по нарушению неприкосновенности частной жизни и возбуждении ненависти, унижению человеческого достоинства. "В правовом обществе в отношении преследователей и тех, кто осуществляет травлю, уже была бы организована следственная проверка. Почему все поддерживают эти правила игры и закрывают глаза на нарушения закона — большая загадка", — отметил эксперт.
Сакральным делает еду, прежде всего, отношение самого человека, прокомментировал недовольство осетин шуткой о национальном блюде кандидат политических наук, председатель правления Национального историко-этнографического общества Алании "Уасамонга" Марат Цагараев.
"Пирог — это тоже еда. Сакральной является еда, приготовленная к куывду (кувинæг) (куывд в переводе с осетинского имеет несколько значений, в том числе молитва и торжество, — прим. "Кавказского узла"). Люди, занятые ее приготовлением, очищали себя недельным воздержанием. Женщины, занятые в приготовлении пирогов, даже лишнее слово не выпускали из своих уст, чтоб ненароком не оскорбить покровителя (зэда, дауага или дзуара), имени которого посвящен был праздник, некоторые повязывали платок таким образом, чтобы он прикрывал рот, чтоб даже дыхание не прикасалось к тесту. Над этими тремя пирогами возносили молитву Всевышнему, посвящая их ему и благословляя через них всю праздничную трапезу", — рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Марат Цагараев.
Он отметил, что три осетинских пирога — это символ праздничного молитвословия (куывд), сопровождающего ритуальную трапезу. "Их делали круглыми — для произнесения молитв за столом и треугольными (æртæдзыхон) — для вознесения молитвы на самом святилище (куда направлялась небольшая выборная делегация). Начинкой ритуального пирога был исключительно сыр. Все остальные пироги с разнообразными начинками (джынтæ) не считались ритуальными, подавались на стол с остальными яствами", — пояснил Марат Цагараев.
Он добавил, что три пирога в сознании осетина – это символ мироздания, своего рода модель вселенной. "Верхний пирог символизирует Творца (Хуыцау не скæнæг), средний — Солнце (Хур нæ тавæг), нижний — наш мир — Землю (Зæхх нæ дарæг). В траурных ритуальных застольях пирог, символизирующий Солнце, отсутствует. Перед началом моления пироги чуть раздвигают на тарелке, сдвигая нижний вверх, верхний — влево, средний — вправо. Без пирогов в Осетии не проходит ни одно праздничное либо траурное мероприятие. Сегодня осетинский пирог стал достоянием не только осетинской кухни, его знают и с удовольствием употребляют далеко за пределами Осетии", — сообщил Марат Цагараев.
Он подчеркнул, что шутить на тему пирогов можно, не переходя границы этики. "Вы спрашиваете, можно ли шутить на тему пирогов? Конечно, можно. Но хочу напомнить, что "шутить" и "высмеивать" — это разные вещи. Осетины понимают юмор и ценят хорошие шутки, главное — не переходить границы, обозначенные общечеловеческой этикой", — подчеркнул Марат Цагараев.
Осетинский журналист Батраз Тигиев призвал остановить травлю комиков, отметив при этом, что само их выступление ему не понравилось.
"Что касается конкретно случая Лолаевой, я видел то выступление. Оно было ужасное с точки зрения юмора. Я его не досмотрел до конца, так как испытал так называемый "испанский стыд". Это было очень плохо. Но я никак не оскорбился. Возможно, это моя личная проблема. Скажу сразу, что не являюсь образцом настоящего осетинского мужчины, который говорит исключительно на родном языке, правильно молится и считает пироги сакральной едой. Я сказал про себя знаменитую фразу министра иностранных дел (имеется в виду ругательное выражение главы МИД России Сергея Лаврова на пресс-конференции с министром Саудовской Аравии в августе 2015 года, ставшее мемом, — прим. "Кавказского узла"), закрыл видео и тут же о нем забыл", — заявил корреспонденту "Кавказского узла" Батраз Тигиев.
Он назвал травлю, которую развернули в адрес Лолаевой, отвратительной. "Девушка, безусловно, повела себя неправильно, и, надеюсь, она осознала это, но когда у линчующих отсутствуют тормоза, когда они требуют крови, когда они вызывают к себе родственников и представителей фамилии Лолаевых… Простите, мы в какое время и в каком обществе живем? Ариана кого-то убила? Кого-то обманула? Причинила кому-то вред? Она просто неудачно пошутила. Всё. То, что творят с ее родственниками, с ее бедной бабушкой, с ее карьерой и жизнью — гораздо более серьезное зло. Ополоумевшие пенсионеры из "Стыр Ныхаса" взвалили на себя какие-то карающие функции и считают, что они вправе входить к кому-то в дом, требовать объяснений, извинений, чтобы перед ними рыдала старая женщина и стояла на коленях. Это какой-то сюрреалистичный бред. Хватит", — возмутился Батраз Тигиев.
Он указал, что уже складывается тенденция скандалов в социальных сетях, связанных с осуждением. "Есть впечатление, что наше общество, по крайней мере, та его часть, что активно пользуется соцсетями, живет от скандала к скандалу. Ему постоянно нужна жертва, которую можно захейтить, забуллить в комментариях, угрожать в личных сообщениях. Это может быть художник, скульптор, певица, спортсменка, актриса и так далее. Думаю, мы стали так жить по нескольким причинам. Во-первых, теперь у каждого идиота есть возможность громко заявить о себе. Мы и раньше жили среди идиотов, но они были незаметны. Интернет дал возможность каждому стать заметнее. Во-вторых, у людей куча свободного времени, которое они проводят в сетях. Не хочу показаться ханжой или снобом, но, честное слово, не представляю, чтобы у человека, занятого работой с 10.00 до 19.00, а затем любимой семьей, было бы столько времени обмусоливать в комментариях оступившихся людей, которые его "позорят", — высказал свое мнение журналист.
К более серьезным вещам, чем оскорбляющие кого-то шутки, общество не проявляет такого внимания, посетовала основатель галереи женского искусства Gallarty, участница сообщества против домашнего насилия "Хотае" Нина Цорити.
"Как оказалось, наше общество очень противоречивое, мы можем простить и забыть убийство человека, но когда дело касается национальной гордости, мы готовы смешать с грязью и учинить публичную порку. Мне бы хотелось верить, что мы — светское общество, умеющее решать проблемы цивилизованным путем. Я уверена, что этот случай задел всех в большей или меньшей степени, но нужно уметь оставаться людьми и перед собой также видеть человека, который раскаивается, а не преступника. Думаю, эту энергию всеобщей ненависти и солидарности нужно направить в другое русло, где она будет полезнее", — заявила корреспонденту "Кавказского узла" Нина Цорити.
Музыкант Альбина Кумалагова (Такума) сообщила корреспонденту "Кавказского узла", что знакома с травлей в интернете. Это произошло после того, как женщина 16 июля этого года вышла на одиночный пикет в центре Владикавказа. На ее плакате было написано: "Моя бабушка носила шорты, а я — перцовый баллончик".
"Единственное, на что я надеюсь — что Лолаеву поддержала семья (как меня поддержала моя), и что их не коснулись грязные рты людей, которые могут очень больно сделать неподготовленному человеку. Скорее всего, она из простой светлой семьи (по человеку видно бывает), и они вряд ли были готовы к такой волне хэйта", — сказала Альбина Кумалагова.
Она также отметила, что увидела выступление Лолаевой после поднявшегося шума. "Честно — я лично вряд ли добралась бы до просмотра шоу, в котором прозвучали шутки [Лолаевой и Ни], потому что это не тот уровень юмора и контента, на который я стала бы время тратить. Вообще люди, которым есть чем заняться, точно не добрались бы до этого и не стали бы раздувать из этого травлю. Максимум — постарались бы оградить девушку и ее друга от возможного недовольства людей", — отметила Альбина Кумалагова.
После случившегося скандала с Лолаевой начинающий комик из Владикавказа, попросившая назвать ее Залиной, рассказала, что родные теперь против ее выступлений. "Меня вчера мать умоляла не выступать больше. Вся ситуация огорчает. Слишком много злых людей, которые могут разрушить карьеру человека просто потому, что якобы оскорбились. Мне вообще тема национальная не интересна, я ее даже не затрагивала. Шутить можно и нужно про все, иначе, что за творчество такое? Стендап — это, прежде всего, твои мысли, то, что тебе близко", — заявила корреспонденту "Кавказского узла" Залина.
Художница, член Союза художников Алена Шаповалова считает тревожным звонком скандал с выступлением Лолаевой и Ни. "Очередной скандал на очередном пустом месте (ещё и годовалой давности) лично для меня очень тревожный звонок. Во-первых, до нас-таки докатилась волна "видео-извинений" из соседней республики, и теперь уже в Осетии модно стало, "серьёзно поговорив" (то есть угрозами), принудить человека извиняться на камеру перед всеми жителями Осетии. А нужно ли нам, жителям Осетии, это публичное унижение? Мне, точно, нет", — заявила корреспонденту "Кавказского узла" Алена Шаповалова.
Практика публичных извинений, которая распространилась в разных регионах России в последние годы, наиболее активно использовалась в Чечне. Для Северной Осетии публичные извинения не уникальны, но они не приобретали такого массового характера, как в Чечне, указал ранее "Кавказскому узлу" блогер из Владикавказа Алик Пухаев. Подробнее о практике публичных извинений можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин" и в "Хронике публичных извинений на Кавказе".
По словам художницы, поражает, что "праведный гнев", особенно от мужской части, обрушился именно на девушку, которая, по ее словам, "по факту, вообще только рядом стояла". "Она в эфире бросаться бить морду оппоненту, защищая честь, совесть и достоинство пирогов и свою, в том числе, не могла априори. Форма, в которой "народ" выражает своё недовольство поведением девушки, многократно отвратительнее. Мат, угрозы, унижение и том подобное", — пояснила Алена Шаповалова.
Она также возмущена тем, что из-за выступления Лолаевой пострадали родные комика. "То есть довести старую женщину до слёз, а там, глядишь, и до больницы — это теперь в Осетии по æгъдау (правило, закон, традиция в переводе с осетинского, – прим. "Кавказского узла")? От себя добавлю — я предпочитаю тонкий интеллектуальный юмор, потому стендап и подобное на нашем ТВ не смотрю. Это жанр со своей спецификой, с жёсткими и жестокими шутками, зачастую ниже пояса. Но это не повод бросаться с реальными угрозами и оскорблениями в адрес комиков", — заключила Алена Шаповалова.
"Кавказский узел" также писал, что в феврале 2020 года темнокожий слушатель дополнительных курсов университета и студентка владикавказского лицея публично попросили прощения за танец, который местные жители сочли неприличным. При этом полиция начала проверку жалобы девушки на угрозы. 29 января 2020 года МВД Северной Осетии отчиталось, что полицейские провели профилактическую беседу с тремя молодыми людьми, которые записали на видео извинения девушки за танец. Мать студентки поблагодарила силовиков за защиту. Директор лицея, где учится студентка, заявила, что девушку решено не отчислять из учебного заведения, но ей сделан выговор. Травля студентки во Владикавказе прекратилась после флешмоба в Facebook. В этой истории были нарушены права девушки на свободу выражения мнения, указали опрошенные "Кавказским узлом" юристы.
Новости о практике публичных извинений размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25
-
24 ноября 2024, 15:26
Жительница Железноводска задержана после пацифистских высказываний
-
24 ноября 2024, 12:29
-
24 ноября 2024, 11:29