Силовики отрицают вину в избиении трех жителей Краснодарского края
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жители Кубани Николай Бондаренко, Андрей Попов и Сергей Дузь были жестко задержаны и избиты, силовики требовали от них признаться в краже коров и отопительных котлов. Дело об избиении Попова передано в прокуратуру, Бондаренко - возбуждено спустя год после инцидента, Дузь проходит свидетелем по делу, сообщили их представители. Силовики отрицают участие в избиении.
Как писал "Кавказский узел", 13 мая 2021 года стало известно, что заместитель начальника одного из районных отделов МВД Краснодарского края заподозрен в избиении задержанного. По словам правозащитников, были избиты три человека, их заставляли признаться в краже.
Следственный комитет возбудил дело по факту превышения должностных полномочий с применением насилия и оружия (пункты "а", "б" части 3 статьи 286 УК РФ). По версии следствия, силовики избили местного жителя Николая Бондаренко, пишет 27 апреля "Комитет против пыток"* (КПП).
Бондаренко, а также Андрей Попов и Сергей Дузь обратились в КПП в 2021 году, они рассказали, что 10 марта Попова и Дузя задержали на ферме Бондаренко силовики и избили, требуя сознаться в краже коров и отопительных котлов.
В апреле того же года Следком возбудил уголовное дело в отношении силовика и неустановленных лиц. По версии следствия, они превысили полномочия при задержании Попова, которого признали потерпевшим. Дузь и Бондаренко проходили свидетелями. В настоящее время расследование этого дела подходит к концу.
"Что касается третьего пострадавшего Сергея Дузя, то мы продолжаем вести общественное расследование и добиваться возбуждения уголовного дела", - сообщил юрист КПП Илья Платонов.
Силовики отрицают участие в избиении
Корреспонденту "Кавказского узла" юрист Илья Платонов подтвердил 30 апреля, что в настоящее время в деле о пытках двое потерпевших - Андрей Попов и Николай Бондаренко. Сергей Дузь проходит по делу свидетелем. При этом Попов и Дузь являются обвиняемыми в краже и находятся под стражей, их дело уже рассматривает суд.
"Дело по поводу избиения Попова было возбуждено год назад. Этому способствовало видео с места задержания, где Попова избивали. Дело по части 3 статьи 286 УК РФ было возбуждено «против неустановленных лиц» и в отношении сотрудника полиции [...]. Последний, как утверждает сейчас следствие, бил по лицу и телу потерпевшего. Он признан обвиняемым, но находится под подпиской о невыезде. Это уголовное дело следователь направил прокурору для утверждения обвинительного заключения, чтобы передать в суд. Скорее всего, это произойдёт после 11 мая", - рассказал Платонов.
Около двух месяцев назад следователь выделил из этого дела материалы по факту избиения Бондаренко и Дузя и направил в районный следственный отдел, указал он. "В марте уже возбуждено дело в Тимашевском райотделе по факту избиения Бондаренко. Это наш второй заявитель, он более всех пострадал. Ему сломали три ребра. Он до сих пор лечится от последствий избиения", - сказал юрист.
Попову и Дузю предъявили обвинение в краже по части 2 статьи 158 УК РФ, также сообщил Платонов. "В рамках уже возбужденного дела их и задерживали тогда. По их словам, выбивали явку с повинной. Они находились в СИЗО. Хотя следователь недавно говорил, что Дузя перевели под домашний арест. Но информация не подтверждённая. Защиту от уголовного преследования этих людей осуществляют другие адвокаты, не связанные с КПП", - пояснил Платонов.
В отношении Бондаренко проводилась проверка по делу о краже, но было отказано в возбуждении против него уголовного дела, отметил он. "Хотя явку с повинной из него тоже выбивали. В настоящее время он живёт у себя на ферме. Бондаренко довольно пожилой человек и почти без связи", - сказал также Платонов.
По его мнению, факт пыток может повлиять на обвинение, выдвинутое против потерпевших. "В любом случае, так или иначе это повлияет. Потому что ряд доказательств можно признать недопустимыми, если будет установлено, что они получены под пытками", - считает Платонов
По его словам, угроз или наоборот попыток примирения со стороны сотрудников полиции после возбуждения дела не было. "Сотрудники СОБР все были в масках, их много. Они все отрицают участие в избиении. И никто из них статус подозреваемого так и не получил. Высока вероятность, что дело против «неустановленных лиц» могут прекратить из-за того, что не найдут подозреваемых. А [...] также всё отрицает. Говорит, что его там вообще не было, на видеозаписи не он. Вину он не признаёт", - подчеркнул Платонов.
Адвокат Дузя сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что Каневской районный суд уже начал слушание по уголовному делу о краже.
"Но суд решил передать дело по подсудности в Выселковский суд. Мы это обжаловали. Преступления, в котором обвиняются фигуранты, совершены в разных районах Краснодарского края", - пояснил он.
Адвокат отказался комментировать на данном этапе позицию защиты, также он не уточнил, находится ли его подзащитный под домашним арестом или в СИЗО. По его словам, "особых жалоб" у его подзащитного нет. "Когда человек находится в следственном изоляторе, он не может быть доволен. Сама ситуация там удручающая и оказывающая давление. Но каких-то угроз со стороны силовиков по поводу дела о пытках не поступало", - отметил адвокат.
Бондаренко и Попов сообщили подробности задержания и избиений
Из предоставленных корреспонденту "Кавказского узла" "Комитетом против пыток" объяснений Николая Бондаренко следует, что в ночь с 9 на 10 марта 2021 года он находился на территории фермы в станице Калининской.
"В эту ночь на ферме находилось около семи ранее незнакомых мне человек, имена я их не запомнил, их контактных данных у меня нет. Они попросились переночевать на территории фермы, а также работник фермы и мой родственник [...]. Он постоянно проживает на территории фермы. Примерно в 03:30 меня разбудил мой знакомый Андрей Попов. Он предложил купить коров. Я отказался. Андрей приехал с еще одним человеком - я его не знаю - на двух машинах <...> Они уже начали отъезжать, как на территорию фермы заехали несколько автомобилей. Точное количество я не помню. Один из них микроавтобус. Автомобили я разглядеть не смог. Из них выбежало около 10 человек в камуфляжной форме, в масках и с автоматами. Они начали кричать: «Лежать!», «На землю!». Начали стрелять из автоматов. Они не представились и не объяснили причину своего приезда. Я сразу же самостоятельно, не оказывая сопротивления, лег на землю, руки завел за спину, выполняя команду людей в камуфляжной форме. Водитель «Мерседеса» находился в своем автомобиле, по крикам и звуку открывания двери автомобиля я понял, что его вытащили из машины и положили на землю. Я не видел, как и где он лежал, потому что мне не давали поднять голову. Но я слышал звуки ударов, а также крики водителя: «Мне больно», и его просьбы прекратить избиение. Я также услышал из разговора людей в камуфляжной форме, что Андрей Попов убежал. Но его быстро поймали. Я слышал, как его заставили лечь на землю и ползти в мою сторону. Это сопровождалось звуками ударов по телу, криками, угрозами застрелить и стрельбой. Я испытал страх за свою жизнь", - сообщил он.
По словам Бондаренко, четыре-пять человек в камуфляже требовали от него лежать и не двигаться. "Они также требовали сказать, сколько я украл коров и отопительных котлов. Я им отвечал, что не воровал коров, после этого мне начали наносить удары. Всего мне нанесли около 10 ударов. Это были удары ногами по голове. Удары пришлись в область лба, затылка. По лицу не попали, потому что лицо было прижато к земле. Также мне наносили удары ногами по туловищу и по ногам. Кроме того, мне нанесли один удар сверху по спине. Мне кажется, это был удар прикладом. Я не знаю, кто меня бил, потому что мне не давали поднять голову. Вскоре кто-то сказал, что я хозяин фермы, и меня перестали бить. Большинство людей отошли от меня, остался только один, который требовал лежать и не двигаться <...> Я слышал, что кто-то требовал у Попова и его спутника признаться в краже коров. Я также слышал звуки ударов, стрельбы, крики Попова и второго водителя. В этот момент я услышал, что к нам приехала группа других людей. Из разговоров я понял, что они из полиции", - продолжил Бондаренко.
После этого его доставили в ОМВД по Калининскому району Краснодарского края. "Мы прошли по коридору и зашли в кабинет, расположенный слева. Я не прочитал, что было написано на двери в кабинет. В кабинете находилось три-четыре человека в гражданской форме одежды. Я не помню, представились ли сотрудники, находящиеся в кабинете. Один из них роста 165-170 см, среднего телосложения, других примет я не помню. Остальных я не помню, но опознать смогу. Меня посадили на стул. Сначала меня спросили, воровал ли я коров, а также отопительные котлы и батареи. Я говорил, что не воровал. Они утверждали, что это я их украл и требовали написать признательные показания. Я отказался. После этого все сотрудники в гражданской форме вышли, а зашли два человека в камуфляжной форме, в масках. Я думаю, что они были на ферме, мне был знаком их голос. Они также обсуждали, как они нас задерживали. Они начали требовать написать, что я совместно с Поповым и вторым водителем за полтора-два года совершил кражу около 80 коров. Я отказался. Они начали бить меня. Они наносили удары руками, сложенными в кулак, по голове, по лицу, по корпусу. Они также надавливали руками на ключицу, вызывая болевые ощущения. Их руки были в коричневых перчатках в цвет камуфляжной формы. Меня также били коленом в область лица и груди, били ногами по ногам. Я защищал лицо руками, пытался блокировать удары. Я раньше занимался боксом, у меня есть навыки защиты. Мне нанесли около 10 ударов. Я был в теплой куртке, на мне также были два свитера, они смягчали удары. Удары сопровождались требованиями признать в краже коров. После этого избивавшие меня люди вышли, зашли другие, в гражданской одежде. Они требовали признаться в кражах. Угрожали, что если не напишу явку с повинной, то меня будут избивать до тех пор, пока я не напишу ее. Я все равно отказался. После этого снова заходили двое людей в камуфляжной форме и продолжали меня бить. Это продолжалось в таком режиме примерно до пяти вечера без остановки", - рассказал потерпевший.
Он сообщил также, что около пяти вечера согласился написать признательные показания, не в силах выносить дальнейшие избиения. "Я собственноручно под диктовку <...> написал явку с повинной. Я не помню, подписывал ли я какие-либо документы, кроме явки", - указал Бондаренко.
Он также отметил, что вечером следующего дня обратился на местную подстанцию скорой помощи. "Мне сказали, что машина скорой помощи сейчас на вызове, и попросили самостоятельно добраться в больницу в станице Старовеличковской. Я сразу же приехал в эту больницу. В больнице я сообщил о том, что меня избили сотрудники ОМОНа, меня зарегистрировали, сделали рентген грудной клетки и выявили перелом ребер. Телесные повреждения не фиксировали. После этого я вернулся на ферму, куда в течение 10 минут приехал сотрудник полиции. Он меня опросил по факту избиения при задержании и в отделе полиции. Он также дал мне направление на прохождение медосвидетельствования у судмедэксперта в городе Тимашевске. Сотрудник полиции также производил фотосъемку места, где я лежал на земле. 16 марта я прошел медосвидетельствование", - написал в своих объяснения Бондаренко.
Андрей Попов в своем допросе в качестве потерпевшего подтвердил, что был задержан на ферме Бондаренко рано утром 10 марта 2021 года. Он также сообщил о чрезмерном применении насилия на стадии задержания. "Кто именно наносил удары, я пояснить не могу, так как закрывал голову руками. Лёжа на земле, мы находились примерно 30 минут. <...> Нас постоянно оскорбляли, угрожали нам, требуя признательных показаний по кражам коров и отопительным котлам", - заявил он.
Он также указал, что процедура "выбивания" явки с повинной была похожа на то, что произошло с Бондаренко. Люди в камуфляже заходили, избивали, а работники в гражданке требовали подписать нужные им признания. "Когда я согласился давать чистосердечное признание, сотрудники СОБРа вышли из кабинета. Я написал около семи чистосердечных признаний в совершении преступлений, которых я не совершал. После этого те сотрудники, которые находились в кабинете, вышли и зашли другие сотрудники [из другого района]. Они тоже требовали признаний, но уже по кражам в их районе. При этом они сами стали избивать меня, без СОБРа. Один из этих, кто меня избивал, славянской внешности, рост 180 см, волосы тёмные, без растительности на лице, примерно 30-35 лет, полноватый, на ладони наколка «За ВДВ». Под диктовку этих сотрудников полиции я написал около девяти штук. Далее, зашли опера из другого района - из какого именно не помню. Их было два-три человека. Мне сразу предложили писать «чистосердечное признание» и по преступлениям в их районе", - рассказал Попов.
Таким образом его заставили признаться в нескольких десятках преступлений по Краснодарскому краю, а побои некоторое время не фиксировали. "То, что всплыла запись об избиении Попова на ферме, это можно сказать «повезло». Лишь поэтому удалось провести проверку и возбудить дело. Так как по Дузю записи нет, то он остался свидетелем, а не стал потерпевшим по делу об избиениях", - прокомментировал в свою очередь адвокат Дузя.
Объяснения Дузя записаны его рукой и неразборчивы, но он также сообщает об избиениях как на ферме по месту задержания, так и в дальнейшем в отделе полиции.
Комментариями представителей силовых структур Краснодарского края по факту избиения упомянутых граждан "Кавказский узел" пока не располагает.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* "Комитет против пыток" в 2015 году был внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо — "Комитет по предотвращению пыток". Оно также было внесено в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.
** 21 марта Тверской суд Москвы запретил деятельность в России компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.
источник: корреспондент "Кавказского узла"