Суд проигнорировал доводы адвокатов о нарушениях в деле об имуществе "Мемориала"*
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Решение о передаче имущества "Международного Мемориала"* государству принято с нарушениями закона, указали сегодня адвокаты при рассмотрении апелляции в Мосгорсуде, но их доводы не убедили судью. Итог суда показал истинное отношение государства к жертвам политических репрессий, констатировал председатель правления ликвидированного судом "Мемориала"* Ян Рачинский.
Как писал "Кавказский узел", сегодня жители Москвы пришли в Мосгорсуд, чтобы поддержать "Международный Мемориал"* в споре о правомерности передачи его офиса Научно-исследовательскому и просветительскому центру. В суд также прибыли сотрудники ряда дипломатических ведомств. Апелляционная инстанция сегодня оставила в силе решение суда о передаче государству здания ликвидированного "Международного Мемориала"*.
В сентябре 2022 года суд по требованию прокуратуры арестовал офис ликвидированного "Международного Мемориала"*, пожертвованный другой организации. Правозащитники расценили это как попытку рейдерского захвата имущества. 7 октября 2022 года стало известно, что суд признал недействительной сделку о передаче здания Научно-исследовательскому и просветительскому центру. Таким образом, суд отклонил просьбу защиты передать иск в арбитраж или отложить его рассмотрение и проигнорировал доводы адвокатов о законности сделки.
Заседание в апелляционной инстанции сегодня началось в нервной обстановке, председательствующая судья была обеспокоена тем, что журналисты, которым разрешили фото-и видеосъемку, могут запечатлеть её и других судей, сообщил побывавший на заседании корреспондент "Кавказского узла".
Зал заседаний в апелляционном корпусе Московского городского суда был полон слушателей. Мест для сидения хватило не всем, так что часть слушателей стояла. Апелляцию слушала коллегия из трех судей.
Суд первой инстанции решением о лишении имущества НИПЦ "Мемориал" удовлетворил иск Генпрокуратуры, которая потребовала признать ничтожной, то есть недействительной, сделку по передаче этой организации имущества в виде помещений в Каретном ряду в Москве и 11 миллионов рублей. По мнению прокуратуры, эта сделка была направлена "на преодоление судебного решения о ликвидации общественной организации" и на сохранение ею контроля над своим имуществом. Суд согласился с этим и другими доводами прокуратуры, признав сделку мнимой, совершенной "для вида", без намерения создать правовые последствия.
В апелляции адвокаты НИПЦ "Мемориал" не согласились с решением Тверского суда Москвы, указав, что имущество "Международного Мемориала"* не подлежит обращению в доход государства, так как статья 26 федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ "Об общественных объединениях", которую проигнорировал суд первой инстанции, не предусматривает обращение имущества в доход государства. Специальная норма статьи 26 ФЗ "Об общественных объединениях" предусматривает возможность передачи имущества ликвидированной организации государству только в случае, если организация была ликвидирована в связи с осуществлением экстремистской деятельности, подчеркивается в апелляции.
Адвокаты НИПЦ "Мемориал" назвали ошибочными выводы суда о признании сделок мнимыми. "Сделка не была мнимой. Имущество в данный момент используется в соответствии с уставными целями НИПЦ "Мемориал" и в соответствии с целями сделки", - сказала на суде адвокат Марина Агальцова. Она показала судьям и другим участникам процесса плакаты с фотографиями библиотеки и архива НИПЦ, которые расположены в помещениях "Мемориала"* на Каретном ряду.
Один из судей стал задавать прокурорам вопросы о разнице между мнимой, недействительной и незаконной сделками. Прокуроры "плавали" в этом вопросе, но это не отразилось на итоговом решении суда.
"Даже если сделка мнимая, то получается, что принадлежность имущества оспорена, и оно должно вернуться в ликвидационную массу. И уже в рамках этой ликвидационной массы средства должны распределяться между всеми заинтересованными категориями", - указала на прениях Агальцова.
Другой адвокат "Мемориала"* Диана Сорк обратила внимание суда на то, что не было законных оснований запрещать "Международному Мемориалу"* совершать сделки с имуществом после решения первой инстанции о ликвидации.
"Нет никаких запретов этой организации распоряжаться своим имуществом. Вместе с тем, возникает большая правовая проблема в связи с признанием сделки недействительной уже после того, как организация перестала существовать. "Международный Мемориал"* находится в ситуации, когда он не может защищаться. Генпрокуратура подала иск, когда организация уже была исключена из реестра. Практика Верховного суда говорит о том, что в принципе невозможно рассмотрение спора о недействительности сделки в тот момент, когда организация уже ликвидирована", - сказала Сорк.
После постановления об отклонении апелляции НИПЦ "Мемориал" адвокаты заявили, что пройдут все инстанции. "Будет обращение и в кассационный суд, и в Верховный суд. Мы не сможем обратиться в ЕСПЧ, но, возможно, обратимся в комитет ООН по нашему делу", - сообщила Агальцова.
Председатель правления ликвидированного по решению суда "Международного Мемориала"* Ян Рачинский также подтвердил намерение использовать все юридические инструменты для защиты интересов организации и дал свою оценку судебным решениям.
"Сегодня мы увидели, что российский суд и закон - это вещи, слабо пересекающиеся. Наши адвокаты отчётливо показали, что требования прокуратуры не основаны на законе. Они также противоречат позиции Верховного суда. Неоднократно выраженной. Но теперь и Верховному суду по кассации придётся решать, придерживается ли он прежнего взгляда или резко изменил ориентацию", - сказал Рачинский.
Правозащитник назвал причины такого отношения государства к "Мемориалу"*. "Подтвердилось, что государственная концепция политики в отношении жертв политических репрессий — это не больше, чем имитация. Ведь основная работа "Мемориала"* — документирование преступлений государства, документирование судеб жертв и палачей. Именно это не устраивает власть. Потому что НИПЦ, которому было передано помещение, занимается именно и только этим. Государству в лице Генпрокуратуры и Минюста это кажется лишним и ненужным. Но что бы они ни думали, эта работа нужна миллионам людей, которые хотят знать о судьбах своих предков. Работа продолжится. А незаконные решения будут отменены", - заявил Рачинский.
Рачинский сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что в настоящее время в помещениях НИПЦ продолжают работать его сотрудники, а счета НИПЦ разблокированы, кроме тех 11 миллионов рублей, которые были изъяты по иску прокуратуры.
Материалы о судах над "Мемориалами"* и о протестах против преследования правозащитников собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Ликвидация "Мемориалов"*".
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте и в приложении IOS, а также в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* организация внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ликвидирована по решению суда.
** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08
-
22 ноября 2024, 13:33
-
22 ноября 2024, 12:53
Власти Новороссийска вместо детских площадок выделяют деньги на сирены
-
22 ноября 2024, 12:30
Объявлена дата первого заседания обновленного парламента Грузии