Пациенты из Нагорного Карабаха встревожены прекращением рейсов Красного Креста
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Тяжелобольные жители Нагорного Карабаха, лишенные возможности попасть в Ереван для лечения, опасаются критического ухудшения здоровья и неопределенно долгой разлуки с родными. Единственный шанс выехать в Армению - договоренность с российскими миротворцами, но этот вариант исключает возвращение домой, сообщили больные.
Как писал "Кавказский узел", после установки 23 апреля азербайджанского КПП на въезде в Лачинский коридор Международный комитет Красного Креста приостановил перевозку пациентов из Степанакерта в медцентры Армении. С 26 по 29 апреля транспортировка больных организовывалась трижды, но теперь процесс вновь приостановлен. Лечение в Армению необходимо 30 больным, остальные пациенты карабахских медучреждений страдают из-за нехватки лекарств, заявили власти непризнанной республики.
Лачинский коридор был заблокирован с 12 декабря 2022 года азербайджанскими пикетчиками, которые требовали от российских миротворцев доступа к месторождениям "Гызылбулаг" и "Демирли" для мониторинга. Пикетчики пропускали машины миротворцев и МККК. 28 апреля, на 138-е сутки блокады, азербайджанские активисты приостановили акцию. После этого дорогу взяли под контроль азербайджанские силовики.
Жительница Нагорного Карабаха Нарине Севумян в марте смогла приехать в Ереван на операцию при содействии Красного Креста. До конца реабилитационного периода женщина не рискнула тем же путем возвращаться домой: на запланированное через 15 дней после операции обследование ей пришлось бы вновь выехать в Ереван, но предположить, насколько это могло быть возможным, она не могла.
"В месяц два раза я должна пойти на обследование, чтобы через шесть месяцев сделать вторую операцию, поэтому возвращаться в Степанакерт не имело смысла, и так выехала с трудом", - сказала женщина корреспонденту "Кавказского узла".
Во время ее поездки на машине Красного Креста в Бердзорском (Лачинском) коридоре еще не было КПП. "Мы проехали через так называемых активистов возле Шуши, азербайджанских военных и рядом стоящих миротворцев, и никто не проверял ни наши паспорта, ни наши машины. Лишь представитель Красного Креста вышел из машины, подошел к русским, показал документы, и мы проехали", - рассказала Нарине Севумян.
Нарине и ее четырехлетний ребенок сейчас живут у родственников в Ереване. Муж остался в Степанакерте, выехать вместе с семьей ему не разрешили. "Мы с ребенком ютимся в двухкомнатной квартире у родственников, сама, естественно, не могу работать, живем на поддержку родных и на деньги, высланные мужем из Арцаха (самоназвание Нагорного Карабаха)", - посетовала она.
70-летняя жительница Степанакерта Арлеанна Симонян регулярно приезжала для лечения и обследований в Онкологический центр Еревана, где ее прооперировали 10 лет назад. Из-за блокады она лишилась доступа к лечащему врачу и необходимым медикаментам.
"Я должна поехать в Ереван на обследование, его время уже прошло, а дороги закрыты. После каждого обследования назначаются новые лекарства, новые дозы", - пояснила корреспонденту "Кавказского узла" Симонян.
Сейчас Арлеанна Симонян находится под контролем степанкертских врачей. Динамику и результаты обследований она отправляет своему лечащему врачу в Ереван, но получать нужные лекарства, которые и раньше приобретались там, стало сложнее.
Нужные препараты даже в Ереване можно найти не в каждой аптеке, отмечает дочь Арлеанны Анна Симонян, живущая в Армении. С начала блокады ей трижды удалось отправить матери лекарства: через Красный Крест и знакомых, которые смогли вернуться домой. "В последний раз мы отправили ей лекарства на два месяца, они скоро закончатся. Если ничего не изменится, она может остаться без лекарств", - переживает Анна.
Армине Малкумян 25 апреля поставили онкологический диагноз в Степанакерте. В тот же день она встала на учет в Минздраве Нагорного Карабаха для срочной перевозки в Ереван через Красный Крест: ей назначены МРТ-исследование и операция, которые недоступны в Степанакерте. Вместе с мужем в статусе опекуна она должна была 8 мая выехать на машине Красного Креста в Ереван, но МККК приостановил перевозки людей из-за новых требований Азербайджана.
У Армине три несовершеннолетних ребенка в возрасте от полутора до 13 лет. "Нам сказали, что только детям младше трех лет разрешают с родителями выехать. Но, исходя из моего состояния, я не знаю, что меня ждет в Ереване после операции, смогу ли я ухаживать за маленьким ребенком. Если появится возможность выехать в Ереван, мне придется его оставить вместе с двумя другими детьми с бабушкой", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Армине работает в детском садике воспитательницей, ее муж взял на работе десятидневный отпуск, чтобы поехать с ней в Ереван на операцию. "Два дня от отпуска прошли, а мы даже не можем выехать. Нам нигде, ни в какой структуре не говорят, сколько придется ждать. В Ереване, когда ознакомились с диагнозом, сказали, что необходимо срочно выехать", - пояснила она.
Если организовать выезд через Красный Крест не получится, Мелкумян планирует обратиться к российским миротворцам и просить об эвакуации. Она отметила, что людям, которых вывозят из Степанакерта в Ереван российские миротворцы, не дают возможности вернуться домой, в отличие от пациентов, выехавших по линии Красного Креста - у МККК есть обязательство возвращать людей в Нагорный Карабах. "Я не знаю, насколько это реально, но у меня нет другого выхода. Если посредством миротворцев удастся и выехать, то вернуться домой к своим несовершеннолетним детям я не смогу", - добавила женщина.
Красный Крест как международный гуманитарный посредник ведет диалог со всеми принимающими решения структурами, для возобновления транспортировки больных необходимо решить ряд вопросов, заявила корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь Ереванского офиса МККК Зара Аматуни.
"Вопрос не стоит продолжать деятельность или не продолжать, вопрос в том, чтобы проговорить определенные детали процедуры перевозки людей по коридору и прийти к общему пониманию", - сказала она. Аматуни отметила, что МККК занимался не только медицинской транспортировкой больных, но и помогал воссоединиться семьям, которые по разным причинам оказались разделены к началу блокады.
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08