Прокуратура опечатала веб-сервер "Граней.Ру"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сервер "Граней.Ру", находящийся в дата-центре компании "Корбина Телеком" (ЗАО "Инвестэлектросвязь"), опечатан Московской городской прокуратурой по распоряжению прокуратуры Чеченской Республики. Эти действия с сервером, принадлежащим "Граням", были произведены еще 27 ноября в рамках расследования уголовного дела по факту похищения чеченских прокуроров (к тому моменту прокуроры уже были освобождены). В тот же день та же группа в составе старшего следователя Алексея Галкина и специалистов ФСБ побывала в редакции "Граней.Ру", чтобы произвести выемку второго видеообращения бывшей заложницы Надежды Погосовой, однако об опечатывании веб-сервера редакцию не поставили в известность.
Как сообщили в "Корбине", сотрудники прокуратуры, предъявив постановление о выемке видеофайла, попросили изъять его с сервера. За отсутствием такой возможности следственная группа намеревалась конфисковать сервер, однако затем решила ограничиться его опечатыванием "до выяснения пароля". Работники прокуратуры оставили "Корбине" копию протокола о произведенных действиях и пообещали в ближайшее время уведомить провайдера о том, что сервер "Граней.Ру" можно "распечатывать". Однако этого до сих пор не произошло.
На этой неделе руководство "Граней.Ру" обратилось в прокуратуру за разъяснениями. Следователь Галкин в телефонном разговоре сообщил, что сервер можно распечатать безнаказанно и без всяких формальностей. Узнав, что издание собирается обнародовать информацию о произошедшем, он прислал в редакцию по факсу письмо, в котором говорится, что журналисты "имеют право нарушить опечатывание" сервера.
Напомним, что следователи впервые посетили редакцию Граней.Ру 19 сентября этого года в связи с публикацией видеообращения Погосовой, которое редакция получила по электронной почте. Второе видеообращение заложницы было опубликовано на сайте 30 сентября. Сотрудники "Граней.Ру" были допрошены в качестве свидетелей по этому уголовному делу.
Комментарий "Граней.ру": "В деле о похищении прокуроров "Грани.Ру" ни в чем не подозреваются. Это подчеркивала сама прокуратура. А потом ее сотрудники вместе со спецами ФСБ явились к нашему хостинг-провайдеру, попытались получить доступ к принадлежащему нам серверу и порывались его конфисковать. Что и у кого пытались изъять следователи, навещая "Корбину" и нашу редакцию? Это должно быть четко указано в постановлении о выемке. По мнению известного адвоката Александра Глушенкова, к которому мы обратились за консультацией, в данном случае следовало бы говорить о выемке почтовых и телеграфных отправлений (п.2 ст. 13 УПК), а не о выемке документов (ст.183 УПК подразумевает документы, находящиеся на материальных носителях). А выемка почтовых отправлений производится только на основании судебного решения. В этом случае текст обращения и реквизиты должен предоставить оператор связи (который, впрочем, не обязан хранить прошедшую через него информацию - так что почтовое отправление могло и не уцелеть).
Прокуратуре удалось успешно воспользоваться командой traceroute и вычислить, у кого мы хостимся. При этом она проигнорировала тот факт, что сервер принадлежит собственно "Граням". По словам Галкина, нас не информировали о происходящем, поскольку сервер был опечатан в офисе "Корбины", - то есть "Граней" это как бы и не касается. Очевидным образом ущемлены права владельца сервера.
Не сумев изъять "документ", следователи произвели опечатывание. Но такого процессуального действия вообще не предусмотрено законом. Не говоря уж о его очевидной бессмысленности.
Затем прокуратура на две с лишним недели благополучно забыла, что опечатала сервер. И если бы мы ей об этом не напомнили, история, видимо, могла затянуться на годы. А в тот момент, когда нам потребовался бы физический доступ к серверу и мы сорвали бы приклеенные бумажки, наши действия можно было бы квалифицировать по статье 294 УК (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования наказывается штрафом, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев). В этой ситуации устное предложение распечатать сервер трудно трактовать иначе как провокацию.
Допустим, вся эта катавасия объясняется исключительно бюрократическим бардаком в технически неграмотной прокуратуре. Получается, что к любому провайдеру, у которого хостится интернет-СМИ, может прийти следователь с бумажками и, не получив от провайдера файла с сервера (которым провайдер не владеет), взвалить сервер на плечо и уволочь. Конфискация за невозможностью выемки. Универсальный способ уничтожить - или, во всяком случае, надолго заглушить - сетевое СМИ".
источник: Интернет-газета "Грани.Ру"
-
02 ноября 2024, 12:01
-
02 ноября 2024, 10:21
-
02 ноября 2024, 07:36
-
02 ноября 2024, 06:43
-
01 ноября 2024, 16:15
-
01 ноября 2024, 14:22