Россия "сбавила" нам пять лет
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Россия согласилась вывести свои военные базы из Батуми и Ахалкалаки через пять лет вместо десяти - до сих пор официальная Москва сбавить этот срок не соглашалась. Это произошло только после того, как Грузия согласилась на финансирование вывода со своей территории последних российских войск на те деньги, которые она получила от США. То есть, на затянувшихся грузино-российских переговорах по военным базам в Ахалкалаки и Батуми произошел первый прорыв. В четверг вечером пожелавший остаться неизвестным источник из министерства обороны России сообщил агентству "Интерфакс", что "Москва и Тбилиси рассмотрят возможность вывода российских баз из Батуми и Ахалкалаки в течение ближайших пяти лет". По утверждению российских СМИ, единственным препятствием остается то, что президент-элект Грузии еще не успел сформировать правительство, которое должно оформить соответствующий договор. Москва ждет формирования законного правительства Грузии", - сказал собеседник "Интерфакса" из оборонного ведомства России. - "Вывод баз начнется только после подписания и ратификации двустороннего межправительственного соглашения между Грузией и Россией".
Нет сомнений, что катализатором переговоров стало согласие официального Вашингтона помочь Грузии той суммой, которую потребовала официальная Москва для вывода своих войск с территории Грузии. Напомним, что после частичного вывода российских баз из Вазиани и Гудаута, согласно стамбульским договоренностям 1999 г., двусторонние переговоры об оставшихся в Грузии войсках зашли в тупик: Тбилиси считал, что для вывода российских баз достаточно и трех лет, а в Москве говорили о десяти годах.
Но через несколько дней после того, как Саакашвили стал президентом, новый глава МИДа Тедо Джапаридзе вдруг заявил, что "для быстрого вывода своих войск из Батуми и Ахалкалаки Россия затребовала 500 миллионов долларов, и в Тбилиси готовы вести переговоры в этом направлении". В то время в Грузии находился заместитель госсекретаря США Лин Паско, который тут же заявил, что Вашингтон готов взять на себя расходы, если Москва и Тбилиси договорятся о размере суммы и сроках.
На этом фоне в минобороны России вовсе не скрывают, что одним из самых важных вопросов на переговорах будет финансовый. "Соглашение обязательно должно содержать пункты о порядке финансирования процесса вывода российских баз, а также о создании на российской территории аналогичных объектов для около восьми тысяч военнослужащих, находящихся в данный момент на военных базах в Батуми и Ахалкалаки", - заявляет источник из минобороны России.
Видимо, Москва сама подсчитала свои расходы и насчитала ту огромную сумму, о которой сделала "превентивное" заявление грузинская сторона. "Объем определяет министерство финансов России. По оценке министерства обороны России, речь идет о сотнях миллионов долларов", - заявляет российский военный источник. При этом не исключено, что на двусторонних переговорах стороны будут еще торговаться, поскольку Россия по-прежнему не соглашается на вывод собственных войск через три года, как того требует официальный Тбилиси. "Опыт 76-й дивизии воздушно-десантных войск показал, что на реконструкцию только 40% инфраструктуры понадобилось полгода, поэтому позиция Грузии, которая решительно требует вывод баз через три года, нам кажется нереальной", - подчеркивает источник из министерства обороны России.
По заявлению парламентария Ираклия Батиашвили, Россия всеми силами старается максимально затянуть вопрос вывода баз из Грузии и разговор о необходимости пяти лет ведется с той же целью. "Пять лет - очень большой срок, русским на вывод баз из Ахалкалаки и Батуми больше года не нужно. Что касается платы за вывод, то я заявляю, что Москва сама должна заплатить нам за то, что они в течение стольких лет бесплатно пользовались землей, имуществом и других средствами, так что со стороны русских вопрос поставлен абсурдно", - говорит Ираклий Батиашвили. Со своей стороны, член Комитета внешних отношений Армаз Ахвледиани не владеет исчерпывающей информацией об окончательной позиции русской стороны относительно баз, но фиксирует свою четкую позицию по этой затянувшейся проблеме. "Окончательное решение о выводе российских баз из Грузии является не только предметом двусторонних переговоров, но и требованием стамбульского решения саммита ОБСЕ. ОБСЕ категорически обязало Москву вывести базы, и это решение в ревизии не нуждается. Вы, наверное, помните, что раньше Россия требовала для вывода баз 11 лет, впоследствии этот срок немножко уменьшился, что, конечно, можно и поприветствовать, но вывод баз должен произойти в самые короткие сроки. Этот вопрос решат специалисты, но я уверен, что для безболезненного и полноценного его решения достаточно максимум двух лет", - заявляет Армаз Ахвледиани. Политолог Рамаз Сакварелидзе заявляет, что сумма, которую Россия требует для вывода баз, возможно, уменьшится, "но то, что они говорят о сокращении срока, это уже хороший признак". "После того, как госсекретарь США - сначала в интервью в Грузии, а затем и в сделанном в Москве заявлении - подчеркнул, что в Грузии не будет размещен американский военный контингент, возникло ощущение, что это был, в определенном смысле, компромисс по отношению Москвы. Это был знак для Москвы, чтобы в вопросе баз она заняла более конструктивную позицию. Есть признаки того, что переговоры состоятся и можно ожидать конкретного результата. Теперь о сроках. Если до сих пор речь шла об 11 годах, а сейчас этот срок спустился до более низкой отметки, то, видимо, переговоры будут и дальше продолжаться под таким углом. Факт, что в вопросе о базах стороны нашли такую точку соприкосновения, что переговоры обязательно должны дойти до логического конца", - заявляет Рамаз Сакварелидзе.
Гера Мамулашвили.
Опубликовано 6 февраля 2004 года.
источник: Газета "Резонанс" (Грузия)
-
26 декабря 2024, 11:27
-
26 декабря 2024, 10:32
-
26 декабря 2024, 08:41
-
26 декабря 2024, 04:58
-
26 декабря 2024, 02:01
-
25 декабря 2024, 14:21
12Как минимум 32 человека выжили при крушении самолета Баку-Грозный