RSSВладикавказ. Там, где тепло и сыро.

Алану Чочиеву - 75 лет!

21:01, 19 октября 2021

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
сегодня 75 лет исполняется Алану Чочиеву, историку, политику, одному из основателей независимой Южной Осетии, создателю осетинского флага. основателю движения "Адамон Ныхас".
для тех, кто жил на Кавказе на рубеже 80-х и 90-х, не надо объяснять кто это. у меня лично с этим связано одно яркое воспоминание, которое я описал в рассказе "Бледные пятна".
Чочиев - человек, который сформировал юридическое обоснование права на независимое существование Южной Осетии. это много стоит.
позднее многократно подвергался преследованиями со стороны правоохранительных органов в Северной Осетии. википедия об этом говорит следующее:

12 сентября 1995 года А. Р. Чочиев был задержан в Южной Осетии по обвинению в совершении хищения по предварительному сговору с бывшим Председателем ВС РЮО Олегом Тезиевым с марта 1992 по 1993 год государственных средств в крупных размерах на общую сумму 898 млн рублей. Освобождён условно досрочно 11 июня 1998 года[1].

13 октября 2003 года А. Р. Чочиев был задержан сотрудниками МВД Северной Осетии по предварительному обвинению в клевете на Главу Республики Северная Осетия — Алания А. С. Дзасохова и разжигании межэтнической розни.[1]

19 октября 2003 года, находясь в тюрьме Владикавказа, А. Р. Чочиев объявил голодовку[1].

21 октября 2003 года в квартире А. Р. Чочиева проводился обыск, изъятие документов, носителей информации и интересующих следствие предметов. По факту неправомерных действий сотрудников, производивших обыск, была направлена жалоба в УФСБ РФ по Республике Северная Осетия — Алании и Генеральную прокуратуру Республики Северная Осетия — Алания[1].

17 ноября 2003 года в прокуратуре Северной Осетии, А. Р. Чочиеву предъявлены обвинения по статье 282 УК РФ (разжигание национальной розни) и 129 УК РФ (клевета). Поводом для возбуждения уголовного дела послужило его открытое письмо, в котором он просил осудить президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе за «проведение в республике профашистской политики, возведённой в государственный ранг». Кроме того, в письме, распространённом в некоторых местных СМИ, Чочиев призвал грузинские власти «признать геноцид осетин, проведённый в Грузии в начале 90-х годов»[1].

Несмотря на многочисленные нарушения уголовно-процессуального законодательства, допущенные как в период следствия, так и в ходе судебного разбирательства[6], суд признал А. Р. Чочиева виновным в совершении преступлений, квалифицируемых по ч. 3. ст. 129 УК РФ («клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления») и ч. 1 ст. 282 УК РФ («возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды») и приговорил его к 2 годам лишения свободы[1].

В октябре 2004 года А. Р. Чочиев был освобожден из заключения[1].

В середине ноября 2006 года два представителя МВД Северной Осетии Георгий Басиев и Олег Багаев во главе группы захвата вновь пытались задержать Алана Чочиева «для допроса». Проникнув в гражданской одежде в дом к Чочиеву, сотрудники МВД РСО—А предъявили ему документ из Южной Осетии, согласно которому на А. Р. Чочиева заведено дело по трём статьям УК РФ — 129, 140 и 282 (разжигание розни и вражды). Несмотря на оказанное давление Алан Чочиев не подчинился попыткам противозаконного задержания[1].


в результате всех этих преследований Чочиев оказался в Германии, где ему предоставили политубежище.
недавно он пережил инсульт, к счастью, не сильный, так что желаю здоровья и долгих лет жизни Алану Резоенвичу!
ниже стихотворение Чочиева «Цъала» (местность в Южной Осетии, набережная, где раньше собирались люди для общения, решения споров и др.).
Цъала
(Перевод с осетинского Влады Харебовой)
Наша команда: дурман виноградный, ропот ночной гитары,
Жизнь – провокация: книги, футбол, запретных битлов пластинки,
Споры о Ницше, Фрейд и тайные наши кошмары,
И тайные слёзы, когда запоет Азнавур осетинский.
Наша земля - театр, и главные роли - в Цъала,
Там драма любви, симфонический мир желаний,
Сцена, где наша мечта, как в саду, расцветала.
Можно ли снова увидеть ее после всех расставаний.
Вспомни, как растравляли нас горные травы и быстрые волны,
Страсть ураганом вздымалась в разбуженном теле,
Как мы не знали границ и забот, вожделения полны,
Как ошибались и обжигались, и повзрослели.
Хватит, дружище, хандрить и лелеять свои грехи.
Вспомни, какие мы яркие, какими нас помнит Цъала,
Снова почувствуй в сердце светлую дрожь Леуахи.
Не бойся играть и жить на подмостках Цхинвала.
Наша команда: дурман виноградный, ропот ночной гитары,
Жизнь – провокация: книги, футбол, запретных битлов пластинки,
Споры о Ницше, Фрейд и тайные наши кошмары,
И тайные слёзы, когда запоет Азнавур осетинский.