RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Мезмай, как это было..

10:03, 16 мая 2017

На выходных с учениками Заура Жанэ, практикующими кавказскую йогу, были не ретрите в поселке Мезмай. 

Группа, с которой мы поехали в Мезмай, сама по себе очень интересна. Тут были и новички, и опытные люди, получившие не одно посвящение. Кто-то только присматривается к кавказской йоге, а кто-то, открыв для себя это древнее учение, побросал кундалили и цигун, которыми занимался много лет.  

 Кавказская йога, идеи которой несет Заур Жанэ, ученик канадского патриарха кавказской йоги Мурата Ягана, – это теория и практика по развитию скрытых способностей человека.  Термин "Кавказская йога" закрепился после публикации одноименной книги польского князя Конта Валевского в начале 20 века.

 Как считает Жанэ, когда-то черкесская элита в совершенстве владела практиками, позволяюшими через упражнения физического тела и дыхания гармонизировать мысли и чувства и свои отношения с миром. Это знание было тайным, а сегодня оно доступно для любого человека, ставшего на Путь самосовершенствования.  Пожалуй, именно в Мезмае и больше нигде, такой семинар и мог состояться….Как говорится, единство места, желания и возможности.

 Мезмай переводится с черкесского как «лес диких яблонь» и вполне соответствует своему поэтическому названию. Мощная, сильная природа – леса, каньоны, пещеры, водопады, реки и речушки – с радостью делится своей  силой и энергией. А порывы ветра и сельские запахи травы и навоза напоминают о детстве и каникулах в ауле.

 Через этот лес, полный черемши, шли в горе "Полочка".

Одно из впечатлений – поход на гору «Полочка», она же Скала Ленина. Идти вверх по лесу, полному цветущей черемши, желтых лилий, диких пионов, лавандового ядрышника, добраться вдоль горных складок на площадку, где ты – просто ноль и ничто на фоне мощных вершин, это еще тот expirience. Здесь чувствуешь и свою мизерность, и ненужность суеты, и дыхание вечности.  

На обратном пути мы, 5 человек, отбились от группы и потерялись. Говорят, в Мезмае происходят мистические вещи.  Окруженный  тремя горными хребтами -  Гуамом, Азиш-тау и Лагонаки – поселок, дно когда-то горного озера, является чуть ли не энергетическим порталом. Возможно, мы таким составом и должны были потеряться – чтобы довериться, пройти свой путь по крутой и отвесной тропе и выйти к поселку.   

Мезмай – это контрасты и недоразумения, красота и китч, величие природы и человеческая лень. «Богатые» дома и скупленные земли и утлые домики местных жителей.  

В Мезмаю от Нижегородской ведет прекрасная, качественная европейского уровня дорога, по ней не едешь, а просто летишь, но прямо перед поселком она резко прерывается: непонятно, зачем понадобилась эта демаркационная линия и почему нельзя было довести асфальт в поселок?  

Сооружение а-ля Замок Гарри Поттера, построенное краснодарским бизнесменом, грубо врезается шпилем в небо, а деревянные перекошенные развалюхи не дают мечтам победить. Продавщица в местном магазине встретит вас приклеенной  к весам табличкой «Понаехали тут, всем не угодишь», но местные люди очень доброжелательны.  Мальчишки, бегающие в грязных футболках, смотрят туристам вслед взглядом не мальчика, но мужа…Такие они, маленькие мужички… 

Местный магазинчик.

В Мезмае  есть небольшой музейчик-магазин в частном доме, вернее, даже не музейчик, а полка-витрина, куда местные умельцы несут на продажу вязаные штучки, расписные доски и сахарницы, ловцов снов и всякую всячину.  

Магазин-музей в частном доме.

Здесь указатели на английском, предусмотрительно приготовленные к Олимпиаде, соседствуют с фанерными объявлениями о продаже маринованных опят и конных прогулках.  

Дерево напоминает скульптуры в парке Осло.

Забор, сделанный из пластиковых бутылок разного цвета, станет неплохим ориентиром, а красавица Диана, разъезжающая на своем скакуне по поселку, - немой упрек всем тем, кто еще не отважился сесть на лошадь.  

Иногда мне казалось, что такая природная красота и мощь достойны другого обрамления, а иногда – что именно в таком разнообразии есть своя прелесть.  Кажется, что не хватает какой-то финальной ноты, и в Мезмай потянутся туристы со всей страны…

Я уже писала в предыдущих постах, что работала в архиве с прессой 1920-х годов. Так вот, в газете «Красный пахарь», издававшейся в Майкопе, периодически публиковались статьи, говоря современным языком, о развитии внутреннего туризма.  Еще в 1920-е годы людей призывали «Выше в горы».  С тех пор мало что изменилось…

Та самая статья из "Красного пахаря".