RSSИнгуш, правозащитник Магомед Муцольгов

Правозащитная организация «МАШР» просит Президентский совет помочь политзаключённым

16:41, 21 октября 2020

Председателю Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека Фадееву В.А.

 

Председателю Постоянной комиссии по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике правонарушений Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека Бабушкину А.В.

 

Уважаемые Валерий Александрович и Андрей Владимирович!

 

После подписания главой Ингушетии антинародного соглашения об изменении границ, осенью 2018 года, в республике началось самое масштабное давление на представителей неправительственных организаций, а так же гражданских активистов. С апреля 2019 года, в Ингушетии были развязаны беспрецедентные репрессии в отношении жителей республики. В результате чего, более 300 человек привлечены к административному наказанию в виде больших штрафов и арестов. За короткое время, в общей сложности, в республике, у участников протестов, было проведено более сотни необоснованных и избыточно жестких обысков с участием тяжелой бронетехники и вооруженного до зубов спецназа. В ходе обысков, у них и их близких, изымалась вся техника, так же, компьютеры и телефоны принадлежащие их детям, в том числе и инвалидам. Считаю необходимым уточнить, что все эти обыски, с участием огромного количества бронетехники и спецназа проводились в отношении задержанных за административные правонарушения. Более того, людей, которым за вмененное им правонарушение, предусматривалось максимальное наказание в виде штрафа в 20 тысяч рублей или арест 10 суток, в-первые в России, на вертолетах вывозили в соседние регионы, для отбывания административного наказания.

Но региональным властям этого показалось мало и начались уголовные преследования, которым подверглось почти 60 человек, в том числе 13 полицейских, пытавшихся не допустить кровопролития в Магасе утром 27 марта 2019 года. Сегодня, большая часть из арестованных ужа была осуждена и вышла на свободу, отбыв несправедливое и необоснованное наказание. Им вменили политическую вражду к руководству республики как мотив совершения преступления, а лидерам протеста еще вменили и создание экстремистского сообщества.  Арестованные содержались в изоляторах соседних регионов, подвергались давлению, перевозились в условиях, приравниваемых к пытке. В жару, утром вывозились в автозаках в Северокавказский ЦПЭ (г. Нальчик) и содержались в них, а затем, без допроса к вечеру возвращались в изоляторы. В автозаках, несмотря на тяжелые погодные условия и физическое состояние арестованных, перевозились на длинные расстояния из изоляторов г. Владикавказ и г. Нальчик. Фигурантам этого дела незаконно была изменена территориальная подсудность. Среди арестованных двое старейшин, которым почти 70 лет, Малсаг Ужахов и Ахмед Барахоев, а так же молодая девушка Зарифа Саутиева, заместитель директора самого крупного в России Мемориала жертвам политических репрессий.

Давлению и проверкам подверглось около 40 НКО и коммерческих структур, большинство из которых прекратили свое существование. Суд ликвидировал Духовный центр мусульман Республики Ингушетия (Муфтият), Совет тейпов ингушского народа, Ингушский комитет национального единства. Необоснованно в реестр НКО выполняющих функции иноагентов внесены 5 организаций, в том числе и старейшая из благотворительных и социально ориентированных организаций, Ингушское отделение «Российского Красного креста».

Арестованные лидеры и активисты народного протеста являются руководителями одних из самых эффективных НКО. Ужахов – Совет Тейпов, Мальсагов – Ингушское отделение Российского Красного креста, Чемурзиев – «Опора Ингушетии», Хаутиев – Координационный совет молодежных организаций, Нальгиев – «Выбор Ингушетии», а еще и журналисты, блогеры и гражданские активисты.

Фактически, люди подвергаются жесточайшим репрессиям только за то, что требовали уважения к народу и соблюдения его конституционных прав. ПЦ «Мемориал» признал политзаключёнными лидеров народного протеста, а Правозащитная организация «МАШР» и Правозащитный совет Санкт-Петербурга признали политзаключенными всех арестованных участников народного протеста в Ингушетии. 

Многие участники протеста потеряли работу, некоторые были вынуждены покинуть республику и страну. Бывший министр внутренних дел Ахмед Погоров объявлен в федеральный и международный розыск, по месту его проживания и проживания его родных и близких проведены десятки необоснованных обысков.

Президент России Владимир Путин все-таки выполнил одно из требований народа Ингушетии и уволил Юнус-Бека Евкурова. Но назначенный на его место Махмуд-Али Калиматов самоустранился от решения самых острых вопросов общественно-политической жизни республики и вообще не ведет никакого диалога с гражданским обществом.

Сложившаяся ситуация с репрессиями никак не связана с правосудием, они политически мотивированы, из личных интересов и обид, такими чиновниками как Евкуров и Матовников. Иначе невозможно было даже сформулировать подобное обвинение, предъявленное фигурантам этого дела.  

На основании изложенного, учитывая отсутствие правового решения данного вопроса, исходя из принципов гуманности, прошу вас содействовать в освобождении находящихся уже почти два года под арестом жителей Республики Ингушетия, фигурантов уголовного дела, возбужденного по событиям 27 марта 2019 года в Магасе.