Война... Нам не оставили другого
В последние 2 дня пресса полна сообщениями с азербайджано-армянского фронта. А он длинный, тянется не только вдоль госграниц двух государств, но и по линии азербайджанской территории, оккупированной врагом в 94-м году. В сторону границы движутся колонны азербайджанской бронетехники, в небе боевая авиация.
Данные о раненных и убитых постоянно меняются, так как источники разные, а знаменитая чапаевская фраза «белых убили 5? Пиши 50!», остается в силе. Ни одна воюющая страна не скажет точное количество своих жертв, чтобы не будоражить население. Это понятно. Иначе не бывает, а Форпост – не первая кристально честная сторона в мире.
Для меня качественным показателем начала войны является переход от использования стрелкового оружия к артиллерийскому. Именно форпостовский ресурс сообщил о том, что Азербайджан подвергает обстрелу армянские позиции из минометов, гранатометов, тепловых ракет и артиллерии. Это значит – потери захватчика не могут быть прежними, как от автоматно-пулеметной стрельбы. Война.
Смерть людей – всегда трагедия. Гибель молодых парней, еще не видевших жизни, почти мальчиков, нестарые родители которых в ежедневном ужасе при мысли о своих детях- не понять, не сочувствовать этому невозможно. Для меня нет разницы – азербайджанские дети и родители, или армянские. Разделение людей на нации – очень условно, придумано человечеством, правильнее сказать лидерами первых человеческих общин в дьявольских целях. Для разделения и властвования, для контроля над захваченными пахотными и благоприятными землями, караванными дорогами, для власти и обогащения меньшинства.
Соседние народы вообще неотличимы друг от друга. Если сторонний человек еще может различить азербайджанцев от грузин да и то не всегда, то внешне армяне и азербайджанцы могут распознать друг друга часто только после того, как заговорят. Так и бывает на нейтральной земле – ждут, когда сосед по лежаку что-то скажет, и сразу ясно. А потом – такие мирно-соседские беседы: а как у вас? Сколько стоит? Карабахскую тему усиленно обходят.
Этот конфликт придумали лидеры, то подавляющее меньшинство, дальние предки которых, возможно, первыми указали дубинкой на соседнюю пещеру и сказали: враг! Но какой бы не была история конфликта – он есть, живет своей, не подчиняющейся народам жизнью, пожирая молодых людей.
Вы знаете – я не виню азербайджанское руководство. Как оно должно поступать на 20-м году захвата суверенной азербайджанской территории? У каждого государства своя четко-очерченная земля, границы которой установлены и признаны ООН. Без этого мы пока не можем, даже в ЕС есть госграницы.
В 1992 году Армения начала войну против разобщенного, слабого в ту пору Азербайджана для того, чтобы прибавить к своей территории кусок от соседа. Это четко указано в двух законах, принятых Верховным Советом АрмССР. В то время им помогала ельцинская Россия, чтобы заставить Азербайджан стать членом СНГ, чтобы помочь «демократическому» Левону Тер-Петросяну против «недемократического» Гейдара Алиева. Русские исходили из христианской солидарности.
До 92-го года в Нагорном Карабахе был проведен фиктивный «референдум», столь же противозаконный как то, что было недавно в Крыму. Карабахское действо напрочь противоречило советским и азербайджанским законам о порядке выхода из СССР и проведения плебисцитов, и сразу же было отменено решением Верховного Совета СССР.
Была война с переменным успехом. Захватили. В первые послевоенные годы на той стороне официально говорили только о том, чтобы оставить за Арменией Нагорный Карабах плюс пару районов равнинного Карабаха в обмен на статус независимости для НК с последующим соединением Форпоста и подфорпоста. Потом настаивали на том чтобы вообще ничего не возвращать.
На этой базе строились разглагольствования о мире, бесценности человеческой жизни и безальтернативности добрососедства. Потуги сепаратисткого режима сесть за стол переговоров с Азербайджаном и такие же требования Еревана были также для этого: теперь диктовать нам с позиции силы собирался Ханкенди, а Ереван думал выйти из конфликта с Азербайджаном с требованием открытия блокады.
Посмотрите армянскую прессу, задайте поисковые слова в интернете – за 20 лет с той стороны не было ни одного предложения о мире на основе возвращения захваченных земель. С тем чтобы люди жили в безопасности, богатели, дети росли на Родине а не на чужбине, а страны торговали и успешно развивались.
Вместо этого переименовывались азербайджанские населенные пункты на армянский лад, в Карабах, Кяльбаджар и Лачин вселялись зарубежные армяне, власти в Ереване всячески блокировали попытки Азербайджана наладить встречи за рубежом представителей двух карабахских общин – армянской и азербайджанской. По миру распространялись липовые карты, на которых Форпост обозначался уже с включением пятой части азербайджанской земли. На эти земли приглашались иностранные туристы, политики и общественные деятели, с замыслом легитимизировать разбой, совершенный девяностых.
Что должен был делать Баку, подарить им нашу землю, как сделал в начале прошлого века тогдашний первый секретарь Азкомпартии Нариман Нариманов? Телеграмма Нариманова о передаче «братскому армянскому народу» Зангезура хранится в ереванском музее и часто ими цитируется.
Допустим, подарили. Но Форпост открыто, не скрывая, требует Нахчыван. Баку давно ими переименован в Бакуракерт. В массы вброшена глупость о том, что Баку построили армяне, и вообще азербайджанцы на этой земле пришлые. Желаю такого соседа тому, кто обвиняет Азербайджан в агрессивности.
Кочарян, а потом Саакян не оставили Азербайджану ни единой возможности для того, чтобы вернуть наши земли мирным путем, без смертей. Если вам нужна безопасность и процветание армянского населения Карабаха – пожалуйста, есть много способов, выработанных в мире для обеспечения мирной жизни армян на территории азербайджанского государства. Армяне и сейчас живут в Баку, лично я знаю трех армянок – уже пожилых.
Но нет, им ужасно как хочется, просто иначе не видят выхода, как расширить территорию государства Армения. Вначале узаконить «энкаэр», потом «воссоединить два армянских государства», а дальше будут новые рубежи и новые горизонты. Впереди уступчивые грузины, считающие что их государство там где счастливо живут грузины. Значит прогоним их, не будут они там жить и там уже не будет Грузия. Турецкую территорию армяне будут брать руками русских или американцев, надо только схлестнуть эти государства. Иран, по замыслу фашистких землемеров, обязательно расколется по этническому принципу, и тогда свое слово скажут иранские армяне. Такая же судьба неминуемо постигнет российскую империю, где в южных регионах армяне уже большинство, сдерживаемое пока только спивающимися казаками.
Нагорный Карабах – Азербайджан в этом дьявольском замысле первый. Просто ступень, не более. Молодых армянских юношей, на которых Кочаряном-Саргсяном возложена миссия разорваться снарядами на части, никто на самом деле не считает. Идеи армяно-фашисткого идеолога Гарегина Нжде с жаром прочитываются на ереванских факультетах, а при упоминании слова «тюрок» с ревом поднимаются ночные факелы. И это страна, трубящая на весь мир об агрессивности Азербайджана?
Всегда считал, что война неизбежна. Просто смотрел на то, что происходит, знал о заявлениях и помыслах армянских лидеров и рассчитывал ходы просто, как e2-e4. В этой примитивной комбинации гроссмейстером быть не надо.
Будет война, результат которой никто предугадать на все сто не может в принципе. Заверения сторон об обязательной, безальтернативной победе – только слова, так как никто о своем неминуемом поражении открыто не скажет. Хотя нет – в этом году в ереванской прессе были такие пессимистические признания. Но предугадать нельзя, так как любая война – чересчур многокомпонентное действо, чтобы можно было точно рассчитать все ее компоненты и не ошибиться. Финляндия побеждала СССР, Азербайджан побеждал Армению, даже феодальное Марокко вынудило Францию вывести ее войска.
Но умрут десятки тысяч молодых людей. В каждой стране. Одни так и не успеют родить детей, у других дети останутся сиротами. Погибнут мирные жители. Война между Азербайджаном и Форпостом неминуемо будет ужаснее чем то что мы видим в Украине. Эта война нужна России (тема другого разговора) и этот факт тоже делает ее объективно необходимой. Это так, и ничего с этим не поделать. Войну может отменить только чудо, неожиданное событие, сенсационное заявление Саакяна.
Я в чудеса не верю.