Return to Агдам. Миссия разрушения ФОТО ВИДЕО
В детстве я, бакинский мальчик в возрасте примерно 11 лет, гостил в счастливом азербайджанцев городе Агдам, в семье учителя Мамедова, на улице Сулеймана Сани. Однажды я, влившийся в компанию уличных пацанов, собрался на футбольный матч. Стадион располагался через одну улицу от нашей. Увлекшись и не понимая своего поведения, бегал между рядами зрителей с чайником и стаканом, продавая холодную воду. Вечером учитель Мамедов поручил дочерям, которые объяснили мне, что мое поведение было недопустимым, так как соседи могли сказать, что хозяева заставляет гостя для них зарабатывать...
Return to Агдам: где твоя дорога - Пашинян?
Мечеть для наводчика
13 марта я был на месте стадиона, вмещавшего 15 тысяч зрителей. Последний матч в нем проходил в 1989 году, - сообщил приехавшим из Баку журналистам и общественным деятелям местный житель, член правления партии "Ени Азербайджан" Зулфи Гасымов.
Вчера стадиона там не было, как будто исчез велением волшебника. Ни трибун, ни поля, даже возвышений, на которых располагались рядами зрительные скамейки - не было! Армяне унесли скамьи, спортивный инвентарь, ворота, освещение - это можно продать. Поле, беговые дорожки заросли сорняком - это понимаю. А возвышение вокруг поля - специально выгребли тракторами, погрузили и увезли, раскидали? Зачем?
В Джума мечети, под молчаливым взором дежурящего в ней автоматчика председатель Объединения Освобождения Гарабаха Акиф Нагы молился, подстелив под себя белую ткань. Благодарил Аллаха, что дожил до возвращения в его Агдам, откуда видно родное село - Паправенд.
Мечеть Джума в Агдаме построена зодчим Кербалаи Сефи-ханом Карабаги в 1868-1870 годах. Она имеет присущую мечетям карабахского региона организацию внутреннего пространства — членение каменными колоннами на двухэтажные галереи и использование купольного перекрытия.
Его организация выстояла, активно действуя не только под издевательскими статьями армян, но и под неодобрительным отношением азербайджанской власти. ООГ считали организацией, осмелившейся взять на себя задачу, монополию над которой присвоила власть. Подпевая зурналистам, над А.Нагы смеялись, поигрывая дорогими телефонами в руках, неучи в одинаковых черных костюмах, выстроившиеся в очередь за раздачей правительственных должностей. Они, все вместе не стоящие одного пожилого преподавателя А.Нагы, отпускали в его адрес ехидные словечки. А он победил, вернулся в город его детства и разговаривал в Джуме мечети с самым порядочным, что есть в его понимании - Аллахом.
В беседе со мной А.Нагы сказал, что распускать организацию, цель которой видна из названия, они не намерены. Земля еще окончательно не свободна. Я напомнил ему, как ООГ критиковала власть за 28 лет оккупации Гарабаха. А.Нагы сказал, что они были правы требуя, и в то же время сейчас понимают, что президент был прав когда не торопился с решением о войне. Надо было готовиться для достижения победы. Теперь у ООГ к власти нет претензий. "Впереди гигантская работа по восстановлению Агдама, на эту работу надо мобилизовать людей и государство, чем и будет заниматься Организация. Возможно, мы изменим ее название, но есть другое мнение - сохранить историческое название и продолжать работу для Гарабаха", - сказал мне А.Нагы.
Мечеть Джума - единственное сохраненное армянами здание в Агдаме. Говорят, что сохранили для использования в качестве точки координат в артиллерийской стрельбе. Не понимаю этого, я не специалист, а когда поднялся, ступая по узким и высоким ступеням в теле минарета на его площадку для муэдзина понял - нет лучшего места для наводчика, чем смотреть с этой высоты и координировать работу армянской артиллерии. Вокруг, внизу и везде простирались руины, руины, опять и до конца руины там, где жили и творили люди.
Артиллерийская наводка не пригодилась. Армяне, как мы помним, в Агдаме ни разу не выстрелили...
Агдамцы начали возвращение с кладбищ
Наверное, никогда внутри минарета и на его плодащке не было так много людей. Верхняя часть ветхого сооружения немного покачивалась и мы, взобравшиеся на высоту, предпочли осторожно спуститься.
Двухуровневая агдамская мечеть видела много народных потрясений из которых самым кошмарным был 1992-й год, когда сюда привозили погибших в войне. Тела мыли жители, сами, так как профессиоальных мойщиков не хватало. Хоронили павших в агдамских кладбищах. Теперь этих кладбищ тоже нет. Выровняно, камни вывезены. Сохранилась только могила героя войны, легендарного комбата Аллахверди Багирова. 26 лет за этой скромной могилой ухаживал его друг, армянин. Два года назад, когда о благородном поступке узнала ереванская пресса, человека заклевали, а могилу прилюдно, снимая на видео, разбили большим молотком.
После освобождения могила А.Багирова найдена и восстановлена его двумя дочерьми. Обе военнослужащие.
Рядом мы видели трогающую душу картину - возвращающиеся в Агдам бывшие уже беженцы находят места погребений своих родственников и ставят над этими местами металлические, украшенные цветами рамки с портретами покойных. Чтобы в скором будущем, восстановить все могилы в подобающем для мусульман виде. Так возвращаются агдамцы, начиная с возрождения кладбищ.
Армяне кричат сейчас о том, что азербайджанцы повреждают памятники участникам ВОВ в Гарабахе. Рядом с бывшим стадионом, а это центральная часть мертвого города, был крупный мемориальный комплекс памяти жертвам отечественной войны СССР. Его нет, даже арматуры из земли не торчат. Есть пустая площадка, на которую указывали нам агдамцы. Вчера на этом месте стояли наши шесть крупных автобусов и машины поменьше.
Давайте привезем сюда всех, кто кричит о поврежденных азербайджанцами памятников и скажем, что там было до оккупации. А дальше пусть хоть на стенку лезут от любви к первым и многострадальным. Скажи мне, кто твой друг...
Историческая миссия разрушения
Для того чтобы полностью, с корнем, уничтожить около тысячи домов (если по четыре человека в семье - 40 тыс. населения Агдама), больницы, библиотеки, роддом, памятники, парки, предприятия, столовые-рестораны, бани, школы, спортивные сооружения, автомобильный и железнодорожный вокзалы, Дом чая, Драматический театр, несколько пятиэтажных жилых зданий, административные здания, дороги - там хотя бы год ежедневно должны были выкорчевывать, выламывать, взрывать, грузить и вывозить тысячи армян.
У этой нации больше забот нет, им делать нечего, такая у них историческая миссия, для того они родились в глубокой древности и дошли до 21 века, чтобы разрушать построенное другими? "Первая нация, принявшая христианскую религию государственной" - этому их научил Христос, а если не учил, тогда почему не объяснил армянам своим чудесным образом, что исполняемая ими "работа" с усердностью, которая другим помогает творить чудеса, недопустима для человека, христианина?
продолжение следует