Цена на газ, проблема «фейков», оппозиция и правительство Армении
Недавно в Армении газозаправочные станции (на которых заправляются топливом порядка двух третьих всего автопарка страны) перешли на режим фиксации топлива по килограммам вместо кубометров. Решение об этом было принято примерно месяц назад, а последовало оно за повышением цены российского газа для Армении на границе на 10% - со 150 до 165 долларов. В принципе изначально было понятно, что переход с одной системы измерения на другую в таких условиях производится для повышения цены. Однако, как только этот переход произошел, водители стали жаловаться, что одна «заправка» обходится дороже и эти жалобы в тот же день дошли до премьер-министра.
Резкое выступление Никола Пашиняна на заседании правительства (4 апреля)
Премьер-министр Никол Пашинян, однако, поставил следующий вопрос: «Может быть такое, что владельцы АГЗС пытаются такими провокационными действиями вызвать определенное недовольство? Возможен такой сценарий?» Также, он отметил, что переход на оплату по килограммам не должен был привести к повышению цены (а в прошлом и вовсе говорилось о том, что это приведет к понижению цены).
Пашинян заявил: во-первых, этот закон еще не обсуждался в Национальном Собрании. Во-вторых, по нашим экспертным оценкам, этот закон не может стать причиной изменения цены на газ. Поэтому, если проанализировать, здесь мы можем иметь дело с другой проблемой: некоторые пытаются совершать манипуляции. И реакция госорганов в этом случае должна быть очень жесткой.
Я хочу повторить: если некоторые бывшие олигархи думают, что смогут в этой ситуации перейти в поле манипуляций, то они ошибаются.
Я хочу предупредить всех в последний раз: пусть никто не пытается даже трактовать нашу благовоспитанность как слабость, иначе получат очень жестокий удар, все без исключения. Пусть никто не поддается искушению почувствовать силу контрудара правительства на своей челюсти. Я говорю прямо, очень адресно», – подчеркнул Пашинян.
Источник. Соответственную видеозапись можно посмотреть здесь (на армянском). Характерно, что там на данный момент 33 тысячи просмотров, а соотношение «лайков» и «дислайков» следующее: 676 против 22 (то есть, 97% из проголосовавших – за). «Жестокие удары в челюсть олигархам» - вот чего ждет общество, по сути, есть спрос на репрессии, который революция удовлетворяет лишь по минимуму.
Никол Пашинян о фальшивых пользователях в социальных сетях и манипуляции общественным мнением
Какое же это все отношение имеет к фейкам и СМИ? В том же выступлении Пашинян обратился к директору Службы национальной безопасности Артуру Ванецяну и сказал: «В Армении гарантирована свобода слова и информации. Но если некоторые преступные круги будут тратить миллионы на манипуляции общественным мнением в соцсетях, СМИ, то это уже является вопросом национальной безопасности. Надеюсь, что ваша служба сумеет в этом вопросе обеспечить конкретные результаты. В соцсетях есть даже фейки, выступающие под флагами революции, с призывами к насилию. Подобные манипуляции должны получать очень жесткий контрудар. Думаю, законодательство Республики Армения предоставляет такую возможность – разумеется, никоим образом не ставя под сомнение право на свободу слова».
В особенности Пашинян обращал внимание на фейк-страницы, вводящие в заблуждение пользователей от имени революции. То есть, те пользователи, которые под вымышленным именем, связанным с революцией, с именем Пашиняна или его лозунгами, а также использующие его фото находятся под понятным вниманием властей.
Так от газозаправочных станций перешли к фейкам, а фейки – это больная тема для правительств всего мира. Два дня назад Ванецян заявил, что задержан автор известного фейка (арм.) «Духов Айастан – открытое общество». Итак, в Армении действительно есть проблема фейков. Однако как ее решать? Очень важно понять, является ли тот или иной пользователь реально фейком. В случае с теми, кто эксплуатирует чужие имена и фото это сделать очень легко. Однако фейк может быть воспринят и со стороны СМИ, и тогда СМИ станут (невольными) распространителями фейков и могут попасть под давление служб безопасности. По этому поводу советую ознакомиться с выступлением эксперта по информационной безопасности Самвела Мартиросяна, который давно занимается и соцсетями и, в том числе, фейками.
Он сказал, что с одной стороны, нужно больше прозрачности с точки зрения финансирования СМИ, но в то же время, нет никаких законодательных определений относительно того, что такое фейк, человек имеет право быть анонимным. Закон также не запрещает манипуляции. Тот факт, что фейками займется СНБ, Мартиросян считает рискованной инициативой, поскольку это может привести к обыскам в редакциях СМИ и в домах блогеров, прослушки телефонных разговоров. От себя также добавлю, что может быть прослеживание посещаемых интернет-страниц.
Какова ситуация с фейками в Армении?
По словам Самвела Мартиросяна (из другого интервью), сегодня создать фейк в Фейсбуке довольно сложно – аккаунт привязывается к электронной почте и телефонному номеру, а старые фейки постепенно вычищаются. Однако по-прежнему довольно много остается фейков в социальных сетях (хотя по итогам 2019 года, возможно, их останется на порядок меньше).
Во-первых, многие люди предпочитают остаться анонимными. В Армении сегодня общественная атмосфера не благоволит сторонникам прошлых властей (я привел соотношение лайков и дислайков под одним из видео) и поэтому они могут стараться снизить свою видимую активность – подписки, лайки, комментарии – или вообще писать из-под анонимных профилей. И эта анонимность может означать, что перед вами фейк, а может и не означать.
Во-вторых, есть фейки со стороны новых властей. Точнее, об этом утверждает оппозиционный активист и публицист, глава неправительственной организации «Гражданское самосознание» Нарек Самсонян. Более чем полгода назад он сделал заявление о том, что обнаружил «фабрику фейков» новой власти, впоследствии неоднократно публиковал информацию о сотнях фейк-профилей. В связи с этим, я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эти сведения, поскольку это требует серьезной работы, но и сейчас Самсонян предложил свою помощь главе СНБ в поисках фейков. Он постоянно обращает внимание на то, что эти пустые профили атакуют и оскорбляют критиков новой власти, а также активничают на странице Пашиняна. Впрочем, может это настоящие люди?
В-третьих, есть фейки со стороны прошлых властей. Есть целый рой сообществ в соцсетях и пользователей, которые все довольно плотно связаны между собой и лайкают, пиарят и так далее определенные публикации. Новые власти собираются охотиться именно за ними. Какая часть из этого является фейком и насколько это проплачено властями это отдельный вопрос, но факт в том, что по крайней мере это явление, судя по всему, есть.
И если предположить, что обе стороны правы, и фейки соответственно есть с обоих сторон, то, по сути, армии ботов вступают в неравный бой, где одной из них придется столкнуться со спецслужбами.
Долгое время в стране шли слухи, что ГНКО «Центр по общественным связям и информации» при администрации президента содержит фабрику фейков. Подтверждения, как и опровержения этого так никогда и не были опубликованы. Из того, что мне известно, несколько лет назад эти фейки действительно существовали, но в не очень большом количестве и к революции их уже не было. Так это или нет, проверить сложно. Сегодня главой этого центра является Ованнес Мовсисян, молодой журналист из ереванского офиса Радио «Свобода» («Азатутюн») и сейчас оппозиция связывает именно с ним предположительно существующие проправительственные фейки и даже утверждают, что он сам как-то по ошибке опубликовал сообщение от имени какой-то страницы.
Мнение армянских экспертов
Обстоятельный материал по этому поводу представил журналист «Кавказского Узла» Тигран Петросян: Армянские НПО раскритиковали объявленную Пашиняном борьбу с фейками. Помимо уже представленного выше мнения Самвела Мартиросяна, в материале есть еще несколько мнений экспертов, касательно проблемы фальшивых пользователей и реакции государства на их деятельность. Вкратце приведу их.
Глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц: Для демократического и правового государства недопустимо привлекать спецслужбы к борьбе с ложными новостями. СНБ должна заниматься только разведкой и контрразведкой, а подобное использование ведомства может его дискредитировать как инструмент политического преследования. Это нужно делать силами полиции.
Глава Центра свободы информации Шушан Дойдоян: СНБ рьяно взялась за дело. Это опасный механизм. Неверное исполнение устного поручения поставит под угрозу свободу слова. Любое ограничение должно быть закреплено законом. В полномочия СНБ не входит контроль в интернете, а тем более выявление и наказание за распространение ложных новостей. Это может стать опасным прецедентом, когда здравая критика, неприятная властям, станет считаться манипуляцией.
Координатор «Союза информированных граждан» Даниел Иоаннисян: В ряде стран распространение ложных новостей уголовно наказуемо, но в строго определенных случаях - если публикация направлена против кандидатов, участвующих в выборах, или содержит ложное сообщение о преступлении. Армянское законодательство достаточно либеральное. В Уголовном кодексе описаны редкие случаи, за которые можно привлечь к уголовной ответственности. В частности, за призыв к агрессивной войне. А вот за призыв к насилию, к примеру, ответственность не подразумевается. (…) Это не прерогатива спецслужб. (…) Бороться с ложными новостями нужно, повышая уровень медиаграмотности. (…) Манипуляция общественным мнением не должна быть уголовно наказуема. Это присуще любому демократическому государству. Если манипуляция будет уголовно наказуема, 99% общественных деятелей и представителей СМИ будут сидеть.
Политтехнолог Армен Бадалян: Пашиняна много критикуют как в СМИ, так и в соцсетях за невыполненные обещания. И это отражается на его рейтинге. Согласно законам политтехнологий, популистский деятель через год теряет половину рейтинга. Премьер же ревностно относится к своему рейтингу. И видя, что медиа поднимают тему обещаний, желает косвенно бороться против этого. (…) Манипуляция общественным мнением с незапамятных времен была частью политического процесса. Слова Пашиняна о манипуляции можно адресовать и ему самому. В то же время Бадалян сомневается, что поручение премьера скажется на свободе слова. "Армения взяла на себя международные обязательства, и, если будет попытка оказать давление на СМИ, это приведет к репутационным рискам".
Далее я попытаюсь самостоятельно разобраться с проблемной информацией – ее видами, фальсификациями, а также тем, как с этим всем быть.