Главные события 2024 года в Армении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
***
2024 год продолжал тенденции всех последних пяти лет при Николе Пашиняне, а именно, был годом территориальных потерь и серьезнейших уступок врагу в сфере безопасности. Эти проблемы компенсировать практически невозможно, таким образом, возникают последствия, которые дадут о себе знать еще неоднократно, на протяжении десятилетий.
Азербайджанский ультиматум и односторонняя демаркация границы
Первым среди главных событий следует выделить силовую демаркацию границы на участке между регионом Тавуш в Армении и Газахским регионом Азербайджана в районе села Киранц. Во время войны 1992-4 гг., на всей армяно-азербайджанской границе были стычки, и сложная, изрезанная на карте, граница сильно выпрямилась – где-то Азербайджан взял территории, где-то Армения. Вдоль всей этой границы с обоих сторон существуют оборонительные линии. Теперь, Азербайджан решил все участки, где относительно советской границы продвинулась Армения, затребовать себе, естественно, ничего не возвращая взамен.
Учитывая, что в Ереване такое руководство, которое активно продвигает азербайджанские нарративы, это неудивительно. В конце января 2024 года, Алиев потребовал от Армении сменить Конституцию, и через 3 дня с теми же заявлениями выступил уже Пашинян. Похожая ситуация была и несколько дней назад, когда Алиев потребовал роспуска Минской группы ОБСЕ, и сразу же за ним это сделал Пашинян.
В апреле-мае была проведена демаркация границы на небольшом участке, в результате чего Азербайджан получил территорию 4 сел. В недавних своих интервью Алиев объявил, что это было сделано в результате одностороннего давления и угроз, Армения была вынуждена это сделать. А Пашинян весной 2024 года заявлял, что если не уступить эти территории, то «до конца недели будет война». И, хотя, для спасения лица Пашиняна, была создана комиссия по делимитации границы, в реальности к делимитации этот процесс отношения не имеет – речь шла о принуждении со стороны Азербайджана под угрозой силой (нарушение первого принципа международного права), а также, о простом воспроизводстве советских границ в том участке и в том прочтении, которое на данный момент выгодно Азербайджану.
Значение этого события очень велико. Во-первых, нарушена целостность оборонительной линии на востоке Армении. Во-вторых, создан прецедент сдачи территорий без боя уже в рамках Армении, а не Арцаха. Этот прецедент будет масштабироваться Алиевым и Пашиняном уже в 2025 году. И при этом, ни на каплю угроза войны не снизилась – а напротив, лишь играет новыми красками на фоне экстремистских заявлений Алиева.
Массовые акции протеста в Армении
Второе событие напрямую связано с первым. Это акции протеста, которые охватили Армению после сдачи Пашиняном территорий в Тавуше. Архиепископ Тавуша Баграт возглавил движение «Тавуш во имя Родины», организовав шествие на Ереван в начале мая 2024 года. 9 мая в Ереване состоялся оппозиционный митинг, на котором одномоментно присутствовало, по моей оценке, 44 тысячи человек. После этого число участников пошло на спад – на нескольких акциях участвовало 20-25 тысяч человек, а дальше массовость акций продолжила снижаться.
Первая массовая акция несколько напугала власти, но в отличие от оппозиции, у них была программа действий и они смогли как перебить информационную повестку, так и дискредитировать лидера протеста в глазах нейтральной аудитории. Баграт Галстанян пытался апеллировать именно к этой аудитории, которая не является сторонником бывших властей или нынешних властей, и является самой массовой с демографической точки зрения политической группой. Но он не учел, что эта группа политически пассивна не просто так, и ставка на нее себя не оправдала.
12 июня Пашинян выступал в парламенте, а за оградой парламентского сада была оппозиционная акция протеста. Он открыто призвал силовиков к разгону акции, а также дал соответствующие приказы. И, хотя, акция была мирной, против демонстрантов были применены светошумовые гранаты, а на случай противостояния были готовы снайперы. США и Евросоюз открыто поддержали Пашиняна (собственно, потому он и был готов к применению оружия). После этого акции протеста уже быстро пошли на спад, хотя епископ Баграт с перерывом на август, продолжал их проведение вплоть до осени.
Из курьезов, председатель Комитета по туризму Армении Лусине Геворгян назвала оппозиционные митинги причиной спада притока туристов. Но она забыла посмотреть статистику своего комитета, по которой спад начался в декабре’23-январе’24 и продолжался вплоть до октября 2024 года, так что митинги тут точно не при чем.
Надо отметить, что если на начальных этапах протестного движения рейтинг Пашиняна упал, то после его (движения) провала, рейтинг Пашиняна подрос до примерно 40% доверия. Впрочем, тут ничего нестандартного нет – так бывает всегда и везде.
Провал переговоров по «Мирному договору» между Арменией и Азербайджаном
Следующее в череде важнейших событий – это провал переговоров по «Мирному договору» в Нью-Йорке. На протяжении всего 2024 года Госсекретарь США Энтони Блинкен проявлял активность в переговорном процессе и пытался взять на себя модерацию в этом процессе. Дело в том, что если в ноябре 2020 года брокером перемирия стала Москва, то на протяжении 2021 года стороны дрейфовали в сторону Запада, а с октября 2022 года, когда в Праге Пашинян впервые признал территориальную целостность Азербайджана, переговоры перешли полностью на западную площадку.
Но после войны и этнической чистки, устроенной Баку в Арцахе в сентябре 2023 года, Алиев отказался продолжать переговоры, не поехал в Гранаду и вообще продемонстрировал, что предмет переговоров для него исчерпан – он получил все, что хотел. Но Брюссель и Вашингтон все еще надеются на подписание мирного договора и проявляют в этом отношении заметную активность.
Поэтому Алиев решил имитировать мирный процесс, соглашаясь на его продолжение, но постоянно создавая препоны и требуя новых уступок. На протяжении всего 2024 года Пашинян озвучивал готовность урегулировать все вопросы, добавляя, что согласованы все вопросы кроме пары пунктов мирного договора. Сначала речь шла о том, что согласованы 13 из 18 пунктов. Потом США попросили стороны вынести вопросы коммуникации (включая т.н. «Зангезурский коридор») в отдельный переговорный трэк. Стороны согласились (Пашинян с радостью, Алиев с неудовольствием).
Тогда оказалось согласованными 13 из 16 пунктов. В дальнейшем Пашинян согласился пойти на уступки и по оставшимся пунктам, включая отмену Минской группы ОБСЕ и исключение размещения третьих сил на межгосударственной границе, а также взаимный отзыв исков в международных судах. На сегодня на этой границе уже отсутствуют российские силы, но присутствуют европейские наблюдатели (формально гражданская миссия). И, хотя, Европейский союз планирует продлевать мандат этой миссии, Пашинян отчасти согласился на это требование Азербайджана, но предложил отозвать наблюдателей только с делимитированных участков границы. Тем самым он надеется выпросить признание границы у Азербайджана, даже с территориальными уступками.
К сентябрю армянское правительство всячески раскручивало ожидания по подписанию «Мирного договора», а с азербайджанской стороны установилась тишина. На полях 79 сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, Энтони Блинкен провел встречу с МИДами Армении и Азербайджана Араратом Мирзояном и Джейхуном Байрамовым, призывая достичь мирного соглашения. Но с азербайджанской стороны был процитирован известный дипломатический принцип, что «пока не согласовано все, не согласовано ничего», таким образом, сентябрьские переговоры, на которые возлагалась большая надежда, были сорваны.
Пашиняну не помог даже открытый подхалимаж Эрдогану. Пашинян также прибыл в Нью-Йорк для участия в Генассамблее. Там он посетил «Турецкий дом» и получил у Эрдогана в дар его книгу «справедливый мир возможен». Однако предыдущие его попытки достигли такого же (нулевого) успеха. Можно вспомнить как в феврале 2023 года Пашинян отправил армянских спасателей на работу с завалами в Турции после разрушительного землетрясения на границе с Сирией. В мае 2023 года Пашинян поехал на инаугурацию Эрдогана и пытался продемонстрировать тому лояльность. В сентябре 2023 года Пашинян отказался защищать Арцах, позволив Азербайджану решить вопрос силой. В 2024 году Пашинян отказался от признания Геноцида армян, объявив, что этот вопрос имеет исключительно историческое измерение. 21 июня 2024 года Армения признала независимость Палестины, после чего турецкий МИД сразу же увязал этот акт с собственными усилиями, а с армянской стороны опровержений не было.
Было и множество менее значимых жестов, но как мы видим, граница до сих пор не открыта, а временные обещания Турции урегулировать отношения без предусловий, натыкаются на новые предусловия в виде требований выполнять повестку Азербайджана ради «прогресса» с Турцией.
В дальнейшем пересуды о переговорах и «Мирном договоре» продолжались и ближе к концу года пошли разговоры, что подписание уже почти готово, согласовано теперь 15 из 17 пунктов. Об этом говорил не только Пашинян, но и Алиев. Однако они (в особенности Пашинян) говорили о мирном договоре еще с 2021 года, и какого-то оптимизма тут ожидать не стоит.
Фоновые тенденции 2024 года
Помимо трех основных событий, которые все были связаны с военно-политическим положением Армении и его отражениями на внутренней жизни, стоит выделить несколько второстепенных, но характеризующих прошедший год.
Год начался с активного обсуждения проблем, связанных с беженцами из Арцаха. Большинство из них и по сей день не имеют жилья и работы. Однако если в начале 2024 года власти не могли игнорировать этот вопрос, то к концу года отношение поменялось. Было поставлено условие принимать гражданство Армении в общем порядке (хотя и по упрощенной процедуре), а паспорта арцахцев были аннулированы. Пособия постепенно сокращались и сейчас планируется их почти полная отмена. К настоящему моменту 24 тысячи беженцев из Арцаха уехали из Армении.
Визуально фоном года в стране был девиз «хлеба и зрелищ», активно продвигаемый властями. Нельзя сказать, что значительная часть народа не поддается на эти уловки. Практически на протяжении всего года где-то проходили фестивали и прочие увеселительные мероприятия, а новогодняя елка была открыта чуть ли не раньше всех на постсоветском пространстве и была одной из самых больших. На этом фоне постоянный пиар Пашиняна стал превращаться в фарс - там и поездки на велосипеде, и блоги с кухни, и подкасты с женой, и сбривание бороды. В общем, осенью 2024 года Пашинян готовился к внеочередным выборам, но потом решил не испытывать судьбу.
Еще одним фоном был неадекватный фон в армяно-российских отношениях. С одной стороны, власти вели политику на дистанцирование от России, параллельно пытаясь расширить контакты с западными структурами. Это включало в себя неформальный выход из ОДКБ и подготовку референдума о вступлении в Европейский союз. С другой стороны, власти постоянно «разоблачали российские заговоры». Чаще всего Россию обвиняли в желании свергнуть власть в Ереване, вплоть до того, что никак в суде не доказанное намерение нескольких (около 8) человек свергнуть власть в Ереване всерьез приписали России, как если бы Кремль надеялся, что 8 человек могут свергнуть власть Пашиняна. Другие заговоры, «вскрытые» нынешними властями и их медиа-обслугой, заключались в следующем: Россия и Азербайджан действуют заодно, пытаясь подчинить Армению. Поэтому Азербайджан нападает на Армению, а Россия ему не препятствует, либо разрешает эти атаки. Правда, отсюда делается парадоксальный вывод: с Азербайджаном, который нападает, отношения надо любой ценой наладить, а с Россией, которая не препятствует нападениям – разорвать. Понятно, что пропаганда здесь с реальностью не связана почти никак – но эта тема потребует отдельного обсуждения.
В экономике было несколько разнонаправленных тенденций. С начала года фиксировались высокие темпы экономического роста, которые потом начали постепенно замедляться. В I квартале рост ВВП составил 6.6%, во втором 6.4%, а в третьем – 5.2%. При этом, как минимум часть этого роста (вероятно, 1.5% в первом полугодии и 0.5% в третьем квартале) относится к реэкспорту российских драгоценных камней и металлов, начатому с 2024 года. Эти данные были записаны не только в экспорт и импорт, но и в производство, как если бы эта продукция была произведена в Армении. Статистический комитет преуспел в том, чтобы «похоронить» эти данные, перекидывая их из ювелирной сферы в производство металлов, но тем самым они создали лишь еще большую неразбериху со статистикой.
В целом, в 2024 году в экономике наблюдалось несколько разнонаправленных тенденций. С одной стороны, приток иностранных инвестиций практически обнулился. Брутто приток составил примерно -110 млн долл., а нетто-приток – примерно 50 млн долл., в любом случае ситуация в этой сфере очень плохая. Плохая ситуация была и с исполнением государственного бюджета. При этом, в стране росло число рабочих мест, а инфляция оставалась низкой. Зарплаты росли умеренно; но при этом число зарегистрированных рабочих мест увеличилось почти на 45 тысяч, что достаточно много. Росло строительство, пусть уже и не так быстро, как раньше.
Во внутренней политике, помимо конфликта между властью и оппозицией, были заметны и другие тенденции. В частности, в рядах власти возник конфликт и связан он был в медийном смысле с личностью депутата от правящей фракции Овика Агазаряна. В конечном счете Овик Агазарян и его друг Акоп Асланян были исключены из правящей фракции. Но судя по косвенным признакам, раскол и брожения были гораздо большего масштаба, но оперативная реакция власти и показательное давление, сдержали многих других от публичного выражения недовольства. Кроме того, Пашинян перетасовал колоду в руководстве силовых и правовых ведомств. См. подробнее: Почему Пашинян избавился от глав госведомств? К внутриполитической ситуации Армении (20 ноября 2024).
2025 год явно намечается не менее интересным для Армении, особенно учитывая интенсификацию геополитических процессов по периметру. Кроме того, этот год в любом случае будет предвыборным. Буду стараться писать обо всем этом чаще.
Грант Микаелян