RSSНагорные повороты. Карабах

А. В. Суворов, армяне и несостоявшийся царь Армении

22:30, 06 октября 2019

Конец 18 века считается в России "золотым веком" Екатерины II. Не секрет, что во время ее правления, на первые роли в государстве выдвинулись ее фавориты. 

Самый известный из них, всесильный князь Григорий Потемкин. Он присоединил к России Крым, он основал Севастополь и многие другие города, он сделал много хорошего для России. Любая его прихоть исполнялась, но была у князя заветная мечта, над которой он много работал, но которая так и осталась мечтой.

Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический хотел стать царем Армянским, ведь стал же Станислав Понятовский королем Польши и Литвы при поддержке Екатерины. Вон он и считал, что не менее поляка, достоин быть царем. Почему Армянским? Возможно, из-за Александра, своего непобедимого генерала, который остался в памяти людей как национальный Герой России, генералиссимус, генерал-фельдмаршал и главный маршал - князь Александр Васильевич Суворов.


фото:  armenia.im     

Что связывало Суворова с армянами? Может его мать была армянкой, ведь ее фамилия Манукова (манук с арм. пер. как ребенок).

А возможно, Суворов рассказывал светлейшему князю про Армению под впечатлением письма И. Лазарева. Вот  рапорт Лазарева Суворову о Армении:

ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ И. ЛАЗАРЕВА А. В. СУВОРОВУ

10 января 1789

Петербург

Армения уже несколько веков, как лишилась государя своего и особеннаго Правления, многими местами овладели турки и персияне; малая же часть, то есть карабахцы, и поныне остаются в независимости, но в случае какого-нибудь начальника из своей нации, весьма легким способом Армения может паки восстановиться и в короткое время сделается стечение немалаго народа; от натуры укрепленный места немалым способом служить могут к защищенню себя, качество земли и климат, без всякаго недостатка может снабдить всеми нужными припасами; даже порох, железо и свинец иметь могут собственный...

Да, Армения на тот момент уже утеряла свою государственность и была поделена между Персией и Турцией. Но народ по прежнему жил на своей земле и армяне мечтали о свободе. Последний армянский царь из далекого Киликийского Армянского царства давным давно уже был похоронен в Париже,  а народом правили в основном духовные пастыри - католикосы. Основным католикосом считался  Эчмиадзинский католикос, но был и киликийский католикос и албанский католикос, который жил и правил в Гандзасаре, т. е. у нас, в Арцахе. По сути из 26 народов, которые все вместе звались Албанией, в большинстве своем, только армяне Арцаха остались христианами, вот поэтому и католикос Албанский выбирался у нас и из нас. Обычно он избирался из дома Асан Джалалянов. Остались и князья-ишханы, которые назывались меликами. Каждый из них правил у себя в области и в случае войны мог выставить большой и хорошо вооруженный отряд...

Суворов не был бы непобедимым в войне, если бы действовал без разведки. Наоборот, своей непобедимостью он доказывает то, что вдумчиво вникал во все мелочи, заранее узнавая о месте боевых действий, о своем противнике и о тех силах, на которые он мог рассчитывать.

Чтобы князь Потемкин стал царем Армении, надо было еще отвоевать эту Армению у турков и персов. Сохранились рапорты Суворова Потемкину о реальной обстановке, приведу их:

"От великого армянского государства осталась после шаха Аббаса пред двумя веками самовластная провинция Карабаг. В ней ныне известные пять меликов. Сигнаги (кантоны) ее: 1-е Тараперд мелик Атам, 2-е Игермидорт мелик Усуп (В конце страницы Суворов собственноручно добавил: “2-й мелик Юсуп недавно умре, наследовал ему старший его сын Беклар-бей”), 3-е Дузаг медик Есай, 4-е Варанд мелик Шах Назар, 5-е Хачен мелик Мирза-хан уступил владение своему сыну Али-верди..."

Он подсчитал, сколько воинов может выставить тот или иной мелик - это были те силы, которые на месте могли бы присоединиться к его войску.

"Первые два мелика, Атам и Усуп, ослабевшие по патриархе, могут ныне собрать войска каждый по 1000 человек пехоты, в том числе малая или десятая часть конницы; хотя они Панахану не привержены, но в довольной зависимости трактовать то надлежит начинать с сими двумя.

3-е Мелик Исай владением, подданными и собираемым войском вдвое сильнее каждого сих двух [264] первых, но имея его сигнаг смежным Панахану, состоит под его податьми н налогами.

4-е Мелик Шах-Назар может собрать войска близ 1000 человек; сей предатель своего отечества призвал Панахана, бывшего прежде начальником не знатной части кочующих магометан близ границ карабахских, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его сигнагом покорным.

5-е Мелик Мирзахан может собрать войска до 500 человек и как в такой же смежности с Панаханом, как третий, то в равной с ним оному приверженности..."


Суворов все подробно выведал и судя по рапортам, у него были свои люди на местах, которые рассказывали о  тех переменах, которые происходили в Армении. Если кому интересно посмотреть эти рапорту, вот ссылка

БУМАГИ А. В. СУВОРОВА ОБ АРМЕНИИ И ЗАКАВКАЗЬЕ

Я же хочу, чтобы вы увидели Александра Васильевича Суворова с другой стороны, о которой мало известно. Суворов остался в истории, как непобедимый полководец, но мало кто знает о том, что он, также по поручению  князя Григория Потемкина, руководил переселением христиан из завоеванного русскими Крыма в Азовскую губернию. Судя по его письмам, опасность для христиан была нешуточной. Вот отрывок из его рапорта П. А. Румянцеву:

"...В опасности жизни и имениев здешние христиане частию еще поныне; все против того должные осторожности взяты и войскам в том строгие по приличеству приказы даны; татары действуют угрозою, подущениями, обещаниями...

...Не могу я довольно вашему сиятельству описать, в каковой опасности здешние христиане были. Многие разноместно были уже под татарскими караулами; неминуемая им казнь предлежала...

На сих днях отправится отсюда разных христиан на полковых повозках к Александровской крепости, с эскортом, обоего пола близко ста душ...


Из рапорта князю Потемкину:

"Со стороны армян, выходящих на поселение в Россию, выбранных депутатов 4 человека, просивших от меня позволения быть в Санкт-Петербурге и при благовремяния допустить к вашей светлости с преданнейшею просьбою касательно до выгодного их на удобных местах поселения и тамо пребывания, при сем к вашей светлости представляя, покорно прошу о защищении и о показании им высокой вашей милости..."

По его рапортам видно, сколько усилий было потрачено:

РАПОРТ А. В. СУВОРОВА — П. А. РУМЯНЦЕВУ-ЗАДУНАЙСКОМУ

18 сентября 1778 г.

Вывод крымских христиан кончен! Обоего пола отправилось в Азовскую губернию 31098 душ. О чем вашему сиятельству ведомость прилагаю. Осталось зимовать в Ениколе и Черкасе 288 душ. Преосвященный митрополит греческий, преподобный архимандрит армянский выехали за христианами сего числа, в то же время и католический патер Яков. Примерно вышло денег на вывод сей здесь до 130000 рублей паче на прогоны. 

Дальше идут таблицы, сколько человек какой нации куда отправлено. Не забывал Суворов поблагодарить и тех, кто помогал ему в этом непростом деле:

А. В. СУВОРОВ — Г. А. ПОТЕМКИНУ

25 сентября 1778 г.

Приемлю смелость армянской нации отставных компанейских сотников Анания и Андреаса, яко отлично трудившихся в выходе христиан в Россию, высокому вашей светлости покровительству поручить, и за услугу сию нижайше прошу вашей светлости сравнять их честию с армейскими капитанами в оставку...


Есть и другие письма Суворова разным государственным лицам, с просьбой помочь армянам. Сохранилось письмо эчмиадзинского католикоса, Симеона Ереванци Александру Васильевичу, в котором тот благодарит Суворова за то, что он, фактически, спас крымских христиан от резни.

Многие знаменитые армяне написали Суворову письма с благодарностью. Есть и письмо карабахских меликов, в котором они благодарят его, просят помощи и обещают встать на борьбу ради свободы.

АРМЯНСКИЕ МЕЛИКИ КАРАБАГА — А. В. СУВОРОВУ

2 сентября 1781 г.

Перевод с письма писанного от Меликов, владеющих в Карабаге армянским народом его превосходительству господину генерал-поручику и разных орденов кавалеру Александру Васильевичу Суворову (Перевод старый, сделан в свое время).

Мы ниже — именные армянской нации оставших в Карабаге из военно-начальников мелики уведав, что ваше превосходительство по военным обращением оказывали к нашей стороне всякое сожаление, и что для сегож изволите быть сюда, ожидали вас с великою радостию. Но как прибытия вашего превосходительства до сего времени не видим, а между тем народ магометанской паче оказывает нам притеснение, не имея ни с которой стороны помощи повергаем себя под покров: в первых всемогущему богу и потом — веепресветлейшей самодержавнейшей всемилостивейшей государыни. Прося чрез письма из милости монаршей к спомоществованию нам отправить некоторое число военных. А посему и ваше превосходительство покорнейше просим сию нашу прозбу не оставить и подать надлежащую помощь.

Мы как его светлость князя Григория Александровича Потемкина, так и ваше превосходительство просим для отвращения терпимых нами несносных тягостей пожаловать нам пехотных Российских войск десять тысяч. И о сем два письма дабы лучше получить защиту от вашего святого старания, подносим у сего к вашему превосходительству, уповая что вы тем не обременись доставите нам ожидаемую нами вашу из человеколюбия милость, как глаголет о том святое евангелие и апостолы. Сии труды вашего превосходительства вечно останутся в памятях наших и мы почитая вас подобным Моисею спасшему Израиля от Фараона не оставим помянуть имя ваше в святых церквах наших.


Как известно, планам Григория Потемкина не суждено было сбыться, он остался в истории не как царь Армянский, а как князь Таврический, но если бы Суворов двинул русские войска на Армению, он несомненно приблизил бы освобождение армян от ига турков и персов. Суворов никогда не проигрывал и турки не раз испытали это на себе.

В истории армянского народа, Суворов остался как человек, который спас тысячи армянских семей и наш народ об этом не забыл...


Г. А. Потемкин - Таврический
фото: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=130418