Кавказская война (1817-1864): между памятью и историей. 1119 тем и 2 сообщения
май 18, 2014 11:55
Наима Нефляшева
|
Он-лайн дискуссия начнется в 19.00. Приглашаются все желающие. Участие в дискуссии предполагает регистрацию под своими именами. |
май 18, 2014 19:00
Наима Нефляшева
|
Уважаемые коллеги, участники дискуссии и наши читатели! Мы начинаем он-лайн дискуссию "Кавказская война: между памятью и историей». 21 мая исполнится 150 лет со дня окончания Кавказской войны 1817-1864 гг.. В истории нашей страны она была одной из самых длительных, жестоких войн, привела к масштабным политическим и демографическим последствиям, к переселениям и массовым депортациям, к тектоническим сдвигам в судьбе многих народов как Кавказа, так и имперской России, к изменениям коллективных ментальностей и культурных матриц. Спустя 150 лет это событие не утратило к себе общественного и профессионального внимания, тем более, что проблемы понимания и отношения людей к своему прошлому приобретает особую актуальность. В сознании людей, как показывают данные социологических опросов, современные проблемы не только связаны с прошлым, они напрямую связаны с выстраиванием стратегий своего будущего. Наша он-лайн-дискуссия пoсвящена обсуждению различных аспектов исторической памяти Кавказской войны. На мой взгляд, это очень важно, так как историческая память ( набор представлений, образов, текстов, ритуалов) имеет самостоятельную ценность, она не просто способ сохранения знаний о прошлом; историческая память обладает большим потенциалом воздействия на человеческое сознание и поведение — как консолидирующим, так и разрушительным. Известный ученый М. Хальбвакс писал, сравнивая мощь памяти с силой морской стихии, что «нахлынувшее море — это волна живой памяти, ее волны катятся вперед и несут из прошлого в будущее беспокойное настоящее». Память о Кавказской войне сегодня, в 21 веке, как бы заново переживается; она фиксируется не только в изданных исследованиях и опубликованных исторических источниках, но и передается в семейных преданиях, легендах, героических рассказах о подвигах предков, величальных и поминальных народных песнях, в возвращении топонимов, в создании новых (музеев, памятников, ритуалов) и сохранении традиционных «мест памяти». На обсуждение в нашей дискуссии выносятся следующие вопросы: .
К участию в дискусии приглашены: Аббаз Осмаев, д.и.н., Грозный, ЧГУ Михаил Волхонский, к.и.н., доц, МГИМО(У) МИД, Москва Хаджимурад Доного, д.и.н., Махачкала Николай Трапш, к.и.н.. ЮФУ, Ростов-на-Дону Владимир Новиков, к.и.н., политолог, Москва Фатима Озова, к.и.н., Черкесск, КЧИГИ Мадина Паштова, к.филол. н., Майкоп, АРИГИ Магомедхан Магомедханов, к.и.н., Махачкала Ахмет Ярлыкапов, к.и.н., Институт этнологии и антропологии РАН, Москва Даниил (Чадаев) - иеромонах, клирик Майкопской и Адыгейской иепархии Ляна Ашхотова, черкесский активист, Нальчик. Таймураз Доцоев, блогер, РСО-А. Регламент работы: Мы работаем полтора часа. Официально неприглашенным участникам дискуссии слово будет предоставлено после всех уже выступивших. Я предоставляю слово участникам для последовательного обсуждения указанных вопросов. Прошу не переходить на личности и оскорбления. Итак, прошу высказываться по первому вопросу. Слово предоставляется Хаджимураду Доного, Подготовиться Михаилу Волхонскому.
|
май 18, 2014 19:02
Abbaz Osmaev
|
Добрый вечер!
|
май 18, 2014 19:07
Fatima Ozova
|
Добрый вечер, коллеги! |
май 18, 2014 19:08
Ляна Ашхот
|
Всем Добрый вечер!))
|
май 18, 2014 19:09
Наима Нефляшева
|
Пока Хаджимурад пишет свой пост, прошу Аббаза и Фатиму ответить на первый вопрос. Подготовиться Владимиру Новикову |
май 18, 2014 19:09
Михаил Волхонский
|
Добрый вечер! |
май 18, 2014 19:10
Владимир Новиков
|
Добрый вечер!
По моему ответ очевиден. Распад любой империи – хоть Британской, хоть Российской, хоть Советской –возникает актуализация исторической памяти. До момента распада империи историческая память о той же Кавказской войне была либо задавлена, либо фрагментарно включена в общеимперскую идентичность. Империя рушиться – актуализируется историческая память.
СССР де-юре прекратил существование почти 23 года назад. Однако процесс переконфигурации постсоветского пространства продолжается. А такие процессы – это всегда процессы актуализации исторической памяти.
Отметим, что вопрос не только в претензиях тех или иных народов к империи, но и в претензиях этих народов другу к другу, корни которых часто уходят в доимперский период.
В ситуации переконфигурации постсоветского пространства и кризиса общероссийской новой идентичности Кавказская война для многих народов оказывается ближайшим историческим событием, от которого они начинают отстраивать свое место и роль в тех процессах, которые происходят в мире.
Если же говорить об этом с точки зрения российской политики на Кавказе, то это не хорошо и не плохо, это естественный процесс. Проблема не в том, что те или иные народу вдруг вспоминают события Кавказской войны, а в том, что те, кто должен отвечать за российскую политику не знают, как на этот вызов отвечать.
|
май 18, 2014 19:11
Манышев Сергей
|
Добрый вечер! |
май 18, 2014 19:12
Хаджи Мурад Доного
|
цитата:
Наима Нефляшева Уважаемые коллеги, участники дискуссии и наши читатели! Мы начинаем он-лайн дискуссию "Кавказская война: между памятью и историей». 21 мая исполнится 150 лет со дня окончания Кавказской войны 1817-1864 гг.. В истории нашей страны она была одной из самых длительных, жестоких войн, привела к масштабным политическим и демографическим последствиям, к переселениям и массовым депортациям, к тектоническим сдвигам в судьбе многих народов как Кавказа, так и имперской России, к изменениям коллективных ментальностей и культурных матриц. Спустя 150 лет это событие не утратило к себе общественного и профессионального внимания, тем более, что проблемы понимания и отношения людей к своему прошлому приобретает особую актуальность. В сознании людей, как показывают данные социологических опросов, современные проблемы не только связаны с прошлым, они напрямую связаны с выстраиванием стратегий своего будущего. Наша он-лайн-дискуссия пoсвящена обсуждению различных аспектов исторической памяти Кавказской войны. На мой взгляд, это очень важно, так как историческая память ( набор представлений, образов, текстов, ритуалов) имеет самостоятельную ценность, она не просто способ сохранения знаний о прошлом; историческая память обладает большим потенциалом воздействия на человеческое сознание и поведение — как консолидирующим, так и разрушительным. Известный ученый М. Хальбвакс писал, сравнивая мощь памяти с силой морской стихии, что «нахлынувшее море — это волна живой памяти, ее волны катятся вперед и несут из прошлого в будущее беспокойное настоящее». Память о Кавказской войне сегодня, в 21 веке, как бы заново переживается; она фиксируется не только в изданных исследованиях и опубликованных исторических источниках, но и передается в семейных преданиях, легендах, героических рассказах о подвигах предков, величальных и поминальных народных песнях, в возвращении топонимов, в создании новых (музеев, памятников, ритуалов) и сохранении традиционных «мест памяти». На обсуждение в нашей дискуссии выносятся следующие вопросы: . Почему проблематика Кавказской войны остается актуальной для народов современного Северного Кавказа? Историческая память как ресурс для мобилизации и консолидации общества. 2. Проблематика сохранения памяти в кавказской диаспоре на Ближнем Востоке и необходимость ее изучения.3. Формы сохранения и презентации исторической памяти. Новые ритуалы памяти и формы. Проблемы возведения памятников и формирования «мест памяти» Кавказской войны. Где границы допустимого? И, наконец, последний вопрос - Как преодолеть "войны памяти" на Северном Кавказе? К участию в дискусии приглашены: Аббаз Осмаев, д.и.н., Грозный, ЧГУ Михаил Волхонский, к.и.н., доц, МГИМО(У) МИД, Москва Хаджимурад Доного, д.и.н., Махачкала Николай Трапш, к.и.н.. ЮФУ, Ростов-на-Дону Владимир Новиков, к.и.н., политолог, Москва Фатима Озова, к.и.н., Черкесск, КЧИГИ Мадина Паштова, к.филол. н., Майкоп, АРИГИ Магомедхан Магомедханов, к.и.н., Махачкала Ахмет Ярлыкапов, к.и.н., Институт этнологии и антропологии РАН, Москва Даниил (Чадаев) - иеромонах, клирик Майкопской и Адыгейской иепархии Ляна Ашхотова, черкесский активист, Нальчик. Таймураз Доцоев, блогер, РСО-А. Регламент работы: Мы работаем полтора часа. Официально неприглашенным участникам дискуссии слово будет предоставлено после всех уже выступивших. Я предоставляю слово участникам для последовательного обсуждения указанных вопросов. Прошу не переходить на личности и оскорбления. Итак, прошу высказываться по первому вопросу. Слово предоставляется Хаджимураду Доного, Подготовиться Михаилу Волхонскому. Народы, в прошлом колонизируемые империей хотят знать правду, при чем не только ученые, историки, специалисты, но и люди далекие от науки, но болеющие и интересующиеся этой темой. А правду эту не всегда можно было постичь, потому что зачастую не было возможности или «правда» усиленно вещала о всевозможных добровольных вхождениях кавказских народов по очереди в состав империи, или о набегах диких скопищах горцев на мирные поселения, или зудела о религиозном фанатизме и пр. Шамиль объявлялся то народным героем, то «ставленником султанской Турции и английских колонизаторов». Я помню как будучи студентом, пришел в главную библиотеку Махачкалы и заказал по каталогу книгу Мухаммад-Тахира аль Карахи «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах» в переводе Барабанова. Так мне ее не дали – «нельзя». Будучи в историческом музее мне не разрешили сфотографировать известную картину Т.Горшельта «Сдача Шамиля князю Барятинскому». Замдиректора мне строго ответила, что для этого нужно разрешение из обкома партии. Таких эпизодов было немало. А почему не разрешали? Как сказал современный историк: «Интерес к истории пробуждается в драматические периоды жизни народа (для нашего времени это подходит вполне) – люди ищут в прошлом объяснений нынешнего, примеров для будущего».
|