Северный Кавказ: как отвечать на вызовы "Исламского Государства"? одна тема и 2 сообщения
авг. 26, 2015 17:53
moderator
|
Дискуссия начнется 29 августа в 19.00. Подробности - http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts/22285 |
авг. 26, 2015 17:56
moderator
|
|
авг. 29, 2015 14:45
Роза Магомедова
|
цитата:
moderator Пользователи могут зарегистрироваться и принять участие в дискуссии с помощью своих аккаунтов в фейсбуке, твиттере или вконтакте. Добрый день ! |
авг. 29, 2015 18:57
Наима Нефляшева
|
Уважаемые читатели Кавказского Узла! Уважаемые коллеги и участники дискуссии! Мы начинаем нашу работу. Мы работаем с 19.00 до 20.30 и можем продолжать нашу работу и до 21.00. Проблематика ИГ/ИГИЛ на Северном Кавказе стремительно ворвалась в политическую повестку дня. Число покинувших граждан РФ, ушедших воевать в Сирию или в ИГ, исчисляется тысячами, Общественная палата РФ открыла горячую линию для обращений граждан о вербовках в Исламское государство. В течение полугода обрушился и стал маргинальным проект «Имарат Кавказ» – ключевые амиры один за одним присягнули на верность ИГ, что грозит новыми проблемами и скорыми изменениями способов ведения террористической активности на Северном Кавказе. ИГ, как считают эксперты, можно рассматривать и как крупный идеологически-мотивированный миграционно-переселенческий проект на Ближнем Востоке, базирующийся на радикальной исламистской идеологии, ценностях и системе управления. (Е. Степанова.http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6268#top-content). Тревогу вызывает, по мнению Е. Степановой, то, что «широкий посыл ИГ адресован не только действующим и потенциальным боевикам (призыв идти воевать за «Исламское государство»), но и членам их семей и иным «праведным мусульманам». Зачастую он облекается в форму специальных «целевых призывов» — приезжать и населять районы под контролем ИГ, т.е. жить, работать, использовать имеющиеся административные и технические навыки, налаживать обеспечение и снабжение военной машины ИГ, заниматься «исламским» бизнесом, растить детей». Пока что профилактические действия государства реализуются исключительно в силовых категориях – совсем недавно мусульман задерживали во время Рамадана; те харизматичные проповедники, которые могли бы противостоять пропаганде ИГ, выдавливаются из правового поля, усиливается давление на "нетрадиционный ислам". Что представляет собой деятельность ИГ на Северном Кавказе? Почему граждане РФ уезжают воевать в ИГ? Что ожидать в ближайшие месяцы – очередной отток мусульман в ИГ или массового возвращения тех, кто уже прошел джихадистский фронт Сирии и Ирака? Что может сделать общество, чтобы предотвратить деятельность вербовщиков ИГ? Об этом - в онлайн-дискуссии 29 августа в 19.00 Вопросы для обсуждения: ИГ на Северном Кавказе: масштабы присутствия, сети, способы вербовки. А. Ярлыкапов. Чем объясняется уход граждан РФ в ИГ? Как будет развиваться влияние ИГ на Северном Кавказе в ближайшие месяцы: прогнозы и сценарии? Что делать обществу в условиях, когда государство делает акцент только на силовом варианте решения проблемы?Спикеры: Абакар Абакаров, адвокат, Махачкала (заочно) Гасан Гаджиев, активист ОД «За права мусульман», Махачкала Шамиль Джамалудинов, политолог, Москва-Махачкала Энвер Кисриев, с.н.с., к.филос.н., заведующий сектором сравнительной регионалистики Центра цивилизационных и региональных исследований, ИАфр РАН, Москва Сулиета Кусова-Чухо, культуролог, генеральный директор Центра этнопроблематики в СМИ при СЖ РФ, Москва-Адыгея Мухаммад Магомедов, общественный деятель, Махачкала Наталья Кратова, к.и.н., и.о. директора КЧИГИ, Черкесск Рамазан Раджабов, редактор отдела политики Дагестанского общественно-политического еженедельника "Новое дело", Махачкала Роза Магомедова, адвокат, Москва. Ирина Стародубровская, Институт Гайдара, руководитель направления, Москва Варвара Пахоменко, аналитик Международной кризисной группы Али Чаринский, руководитель ОД «За права мусульман», Махачкала Ахмет Ярлыкапов, с.н.с., к.и.н., МГИМО(У) МИД, МоскваВсе желающие задать вопросы нашим спикерам и высказать свое мнение смогут сделать это в конце дискуссии - я специально дам Вам слово. Предоставляю слово Ахмету Ярлыкапову по первому вопросу нашего обсуждения. |
авг. 29, 2015 19:02
achmady
|
Добрый вечер, дорогие коллеги! Спасибо большое, Наима Аминовна! |
авг. 29, 2015 19:03
achmady
|
Доля кавказцев, присоединившихся к ИГ, а также воюющих на его стороне, неимоверно велика: она составляла на конец 2014 г. от 7 до 10% воюющих по оценкам самих салафитов. Если мы примем среднюю оценочную цифру на тот момент в 30 тысяч боевиков ИГ, то число кавказцев в рядах этой организации будет составлять от 2100 до 3000 человек. Причем большинство в составе этих «кавказцев» составляют представители российского Северного Кавказа; число выехавших из Грузии оценивается в 100 человек, из Азербайджана – от 400 до 500. С Северного Кавказа уехало по разным оценкам до 7 тысяч человек, поток не останавливается. Только чеченцев 3000 человек (заявление Магомеда Даудова, 19.02.2015), многие уехали из Европы. Из самой Чечни – около 500 человек, более 100 погибли, 44 вернулись в Россию. Дагестанцев – более 2000 человек, еще столько же уехало в Турцию. Следует также учитывать, что молодые люди (а возраст едущих с Кавказа в ИГ в основном от 16 до 28 лет) выезжают не только напрямую из регионов Северного Кавказа. Некоторые из них едут из российского Севера, а также крупных городов Юга России, средней полосы, Москвы и Санкт-Петербурга. В частности, из Кизлярского района Республики Дагестан по состоянию на конец 2014 г. в Сирию уехало 15 молодых людей, из них как минимум 4 – из ХМАО, куда они мигрировали в поисках заработка. ИГ становится привлекательным для молодых мусульман с Северного Кавказа обещаниями социальной справедливости, которую она отчаялась добиться у себя на родине. Коррупция, клановость, отсутствие социальных лифтов и перспектив толкает молодежь к поискам путей выхода в исламистской идеологии, в утопических проектах введения шариата для решения всех проблем современного общества. Если до этого экстремисты находили себя в рядах боевиков «Имарата Кавказ» (ИК), то успешный взлет ИГИЛ в 2013-2014 гг. оставил его в практически обезлюдевшем состоянии – сотнями боевики покидали его ряды ради присоединения к ИГ. На территории Сирии и Ирака молодые мусульмане увидели реально контролируемую территорию, на которой объявлено исламское правление с якобы успешно работающими исламскими законами. Присоединившаяся к ИГ кавказская молодежь набирается опыта, а также вписывается в выстраиваемую этой организацией мировую террористическую сеть. Уже сегодня на Северном Кавказе развернулась борьба между сторонниками ИК и ИГ, которые не признают друг друга. После уничтожения в апреле 2015 г. руководителя ИК Кебекова позиции противников ИГ серьезно пошатнулись. Идет активное присягание командиров «Имарата Кавказ» аль-Багдади в ответ на обращения и целенаправленную работу с ними со стороны ИГ, в результате чего суть этого террористического объединения постепенно меняется: из самостоятельной она все более превращается в филиал ИГ. Все это результат изменения политики ИГ на Северном Кавказе: если ИГ прежде смотрел на ИК как на источник «пушечного мяса», то теперь он смотрит на ИК как на свой потенциальный филиал. Анализ вербовочной работы ИГ на территории России говорит о том, что это не хаотичная, а упорядоченная деятельность, имеющая свою стратегию. Вербовщики ИГ скорее всего имеют указания, кого следует вербовать в первую очередь. Большое внимание уделяется, например, врачам – в первую очередь хирургам. Основывается вербовка на призывах к совершению хиджры на территорию «халифата». Сама сеть вербовщиков на территории России становится все более и более разветвленной. Существует представление об исключительной роли Интернета в вербовке. Действительно, ролики, обращения, размещенные в Интернете, играют важную роль в вербовке. Количество просмотров размещенных ИГ материалов на Северном Кавказе впечатляюще большое. Часто молодежь использует для этого мобильный Интернет, применяя так называемые «одноразовые симки». И все же именно реальные вербовщики, общаясь с молодыми людьми «вживую», часто довершают агитацию из Интернета. Они снабжают созревших молодых людей инструкциями, как проехать на территорию ИГ, с кем связываться, как проникать через границу и т.д. Для вербовки также широко используются родственные и дружеские связи. Эта вербовочная сеть, сама по себе нарушающая безопасность страны, может рассматриваться как зародыш будущей террористической сети ИГ в России. Итак, собственные террористические сети ИГ на Северном Кавказе пока находятся на стадии налаживания. Также широко представлены сети знакомых и родственников примкнувших боевиков, которые используются для оказания влияния и призывов к хиджре, поскольку общение с родственниками не прерывается. Важную роль играют сети вербовщиков, изощренные и опутывающие территорию всей России, а не только Северного Кавказа. Следует признать высокий уровень подготовки вербовщиков – в плане психологии, конспирации, умения использовать противоречия между силовыми структурами и т.д. |
авг. 29, 2015 19:04
Энвер Кисриев
|
Добрый вечер! |
авг. 29, 2015 19:05
Наима Нефляшева
|
Спасибо, Ахмет Аминович, у меня вопрос ко всем участникам дискуссии - чем они объясняют уход граждан РФ в Исламское государство? |
авг. 29, 2015 19:12
Irina Starodubrovskaya
|
На самом деле, однозначного ответа тут нет. Уходят, потому что жизнь там, где они живут, кажется им невыносимой, и хотят любым путем ее изменить. Потому что привлекает обманчивая романтика. Потому что понимают невозможность продвинуться и быть на уровне своих сверстников и хотят начать все сначала. Потому что поддаются чужому влиянию. Потому что давят силовые структуры. Просто сейчас ИГ - это еще один возможный вариант жизненного выбора, и люди сравнивают его с другими имеющимися вариантами. |
авг. 29, 2015 19:12
achmady
|
Я считаю, что помимо того, что я отметил: коррупция, клановость, отсутствие социальных лифтов и перспектив на родине, для молодежи важна социальная справедливость как идея. Фактически они возлагают огромную надежду на тот эксперимент, который, как они считают, происходит на территории ИГ. В этом смысле для них ИГ - это как Израиль для иудеев. Молодой человек надеется на то, что в ИГ будет в полном объеме применяться справедливый и всеобъемлющий религиозный, божественный Закон, который и уничтожит все несправедливости. Отюда стремление переселиться не только самим, но и переселить туда свои семьи, близких, друзей. |