Шабан: визит главы МИД Норвегии в Азербайджан связан с лоббированием интересов компании Statoil
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вопросы энергетического сотрудничества заняли приоритетное место в ходе официального визита 13-14 января в Азербайджан главы МИД Норвегии Эспена Барта Эйде. Кроме того, на переговорах в Баку затрагивались проблемы урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. На встрече с активистами гражданского общества Эйде обсудил ситуацию в стране с правами человека в свете предстоящих 16 октября президентских выборов, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Эйде был принят президентом Ильхамом Алиевым. Как говорится в сообщении пресс-службы президента Азербайджана, "на встрече было выражено удовлетворение развитием двусторонних отношений между Азербайджанской Республикой и Королевством Норвегия в различных направлениях, в том числе в энергетическом секторе, отмечено, что имеются хорошие перспективы для дальнейшего расширения сотрудничества в будущем".
Эти же вопросы были предметом обсуждений глав МИД двух стран с глазу на глаз и в расширенном составе делегаций. После переговоров министры провели короткую пресс-конференцию.
Как заявил на пресс-конференции глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, 2013 год знаменателен принятием решения по санкционированию проекта разработки морского газового месторождения "Шах-Дениз-2", в котором участвует и норвежская компания Statoil. Он напомнил, что в прошлом году уже принято решение по реализации проекта TANAP (Трансанатолийского газопровода по территории Турции), который к 2018 году обеспечит доставку азербайджанского газа с месторождения "Шаздениз-2" к границам ЕС.
Statoil владеет 25,5% акций в проекте "Шах-Дениз", общий объем запасов газа на этом месторождении, являющимся основным источником топлива для газопровода Nabucco, составляет 1,2 триллиона кубических метров. Кроме того, компания владеет 8,5% акций консорциума "Азери - Чыраг - Гюнешли", запасы нефти на этом месторождении, по данным госнефтекомпании Азербайджана, составляют 930 млн тонн.
В 2010 году представитель SOCAR сообщил, что дата начала разработки "Шах-Дениз-2" переносится с 2014-го на 2017 год.
В 2013 году предстоит принятие решения по выбору одного из двух маршрутов дальнейшей прокачки газа на рынки Европы TAP (Трансадриатический газопровод) или Nabucco Wеst с конечным пунктами в Италии или Австрии. Отметив, что решения будут приниматься энергетическими компаниями, Мамедъяров в тоже время подчеркнул "геостратегическую значимость проектов".
Проект Nabucco West является усеченной версией проекта Nabucco, по которому предполагалось осуществлять поставки газа из Каспийского региона и с Ближнего Востока в страны ЕС в обход России на расстояние свыше 3900 км.
Nabucco-West предусматривает строительство 1300 километров трубопровода мощностью 32 млрд кубометров газа в год (Болгария - 412 километров, Румыния - 469 километров, Венгрия - 384 километра, Австрия - 47 километров) от турецко-болгарской границы до австрийского Баумгартена. В настоящий момент акционерами проекта Nabucco выступают австрийская OMV, венгерская FGSZ, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE.
На вопрос норвежского журналиста, не связано ли затягивание реализации проекта "Шахдениз-2" с удорожанием проекта, Мамедъяров ответил, что морские проекты изначально дороги и их участники учитывают это. По словам Мамедъярова, во второй половине 2013 года "будут приняты решения по всем этим вопросам".
Эспен Эйде со своей стороны отметил заинтересованность Европы в азербайджанском газе. Вместе с тем он подчеркнул, что решения по экспортному трубопроводу в Европу будут приниматься компаниями, исходя из коммерческих условий. По его словам, Азербайджан рассматривается как один из важных источников газа для Европы.
"Нам хотелось бы расширить сотрудничество с Азербайджаном в области добычи и транспортировки энергоресурсов. Наряду с Россией, Азербайджан и Норвегия являются одними из основных производителей энергоресурсов для Европы", - подчеркнул глава МИД Норвегии.
Касаясь урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, Эйде заявил, что Норвегия поддерживает усилия Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию. В связи с этим Осло призвал Армению воздержаться от полетов в Нагорный Карабах. "Мы направили месседж Армении о недопустимости полетов", - сказал он.
По мнению главы МИД Норвегии, не стоит предпринимать действий, "способных спровоцировать урон мирному процессу".
В свою очередь, Мамедъяров отметил, что "с гуманитарной точки зрения проблемы в открытии аэропорта в Ходжалы, нет".
"Это должно быть частью мирного соглашения по урегулированию конфликта и должно последовать после вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана. В противном случае открытие аэропорта и начало полетов незаконно и противоречит Чикагской конвенции İCAO (Международная организация гражданской авиации. - Прим. "Кавказский узел")", - сказал он.
Процесс урегулирования карабахского конфликта происходит на основе "Мадридских принципов", выдвинутых сопредседателями МГ ОБСЕ в ноябре 2007 года в Мадриде и обновленных в декабре 2009 года в Афинах. Эти принципы ранее активно критиковались обществами всех участников конфликта – Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом.
В ходе переговоров глав МИД Азербайджана и Норвегии были обсуждены и геополитические вопросы, в том числе ситуация вокруг Ирана. Эйде с удовлетворением отметил, что "геополитические приоритеты Азербайджана отвечают и интересам Норвегии".
Эйде, констатировав, что обе страны являются нефтегазодобывающими государствами, выразил готовность Норвегии поделиться опытом своего развития, и в частности направления доходов от энергетики на диверсификацию экономики.
Эйде прочитал лекцию слушателям Азербайджанской дипломатической академии
Выступая в дипломатической академии, Эйде отметил, что успех экономической модели Норвегии, основанной на капитализме, был связан не только с энергетикой, но и либерализацией всей экономики. Это дало "зеленый свет" конкуренции в экономике, оптимизировало цены и благоприятно отразилось на потребителях. Роль государства свелась к выработке "правил игры" и контролю над их соблюдением.
"Капитализм хорош с точки зрения поощрения инициатив и увеличения доходов. В то же время отрицательной его стороной является неравное распределение богатств нации среди всего населения", - сказал он.
Однако гибкая налоговая политика позволила Норвегии избежать разделения населения "на слишком богатых и слишком бедных". Еще одной подушкой безопасности от социальных катаклизмов, как и в других скандинавских странах, стало сотрудничество профсоюзов и правительства.
Что касается внешней политики, то, по словам Эйде, Норвегия, которая стоит у истоков создания НАТО, всегда была сторонником его расширения на Восток, а также тесного сотрудничества "с теми странами, которые еще не смогли или не решили присоединиться к Североатлантическому альянсу". В числе таких стран он назвал Азербайджан и Грузию. По словам Эйде, Норвегия приветствует "максимально возможную интеграцию региона Южного Кавказа в такие структуры, как НАТО и Евросоюз".
В то же время он назвал свою страну примером глубокой интеграции в ЕС без членства в нем. Норвегия не относится к членам Евросоюза, но входит в общее экономическое пространство со странами ЕС, Шенгенскую зону, при этом является партнером ЕС во внешней политике и политике безопасности, напомнил Эйде.
Эйде встретился с активистами гражданского общества
Вечером 14 января Эйде встретился с группой активистов гражданского общества и руководителей СМИ Азербайджана.
Во встрече приняли участие глава "Клуба прав человека" (КПЧ) Расул Джафаров, глава азербайджанского подразделения Норвежского Дома прав человека (Human Right House) Шахла Исмайлова, директор Центра национальных и международных исследований (ЦНМИ) Лейла Алиева, директор информационного агентства Turan Мехман Алиев и глава Центра мониторинга выборов и обучения демократии (ЦМВОД) Анар Мамедли.
Беседа носила конфиденциальный характер, участники прокомментировали ее лишь в общих чертах. В частности, глава КПЧ Расул Джафаров сообщил, что обсуждалась ситуация с правами человека в контексте президентских выборов 2013 года.
Активисты гражданского общества указали на отсутствие условий в стране для проведения честных и справедливых выборов, обратив внимание на ограничение свободы собраний, преследования журналистов, неравные возможности для политических партий, контроль правительства над избирательными администрациями.
По словам Джафарова, была отмечена принципиальная позиция международного сообщества и, в частности, западных структур в отношении соблюдения Азербайджаном своих обязательств в области прав человека и невозможность принесения принципов в жертву энергетическим интересам.
Как отметил Джафаров, Эйде, заявив о поддержке своей страной демократии и прав человека, вместе с тем, указал на сложное геополитическое положение Азербайджана.
"Мы со своей стороны сказали, что это оправдание придумано властями с целью управлять страной антидемократическими методами. Если власти разгоняют митинги, то причем тут геополитическое расположение Азербайджана и его соседи – Иран и Россия? Нам и другие западные представители говорят, что демократия - долгий процесс, мол, Америка 200 лет шла к этому. Сейчас иные исторические условия. Тогда не было ОБСЕ, ООН, международных правозащитных механизмов", - сказал Джафаров.
В свою очередь, глава азербайджанского подразделения Норвежского Дома прав человека Шахла Исмайлова сообщила, что подняла вопрос о затягивании восстановления регистрации этой структуры, которая была приостановлена властями Азербайджана в марте 2011 года. По ее словам, Эйде на встрече сказал, что в курсе этого вопроса и обсуждал его с официальными лицами Азербайджана. Однако о конкретных результатах норвежский министр не сообщил.
Исмайлова напомнила, что регистрация структуры была приостановлена Минюстом под предлогом необходимости заключения специального соглашения Норвежского Дома прав человека с правительством. "Мы неоднократно обращались с предложением подготовить и заключить такое соглашение. Но в Минюсте нам не говорят, какой должна быть форма и каковы условия соглашения. Наверное, вопрос прояснится в феврале, когда из Осло прибудет делегация руководства организации", - сказала Исмайлова.
Шабан: для Норвегии энергетические интересы важнее, чем вопросы развития демократии в Азербайджане
По мнению главы Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхама Шабана, визит Эйде "скорее всего, связан с энергетическими вопросами".
"Очевидно, норвежской министр приехал лоббировать интересы компании Statoil. Она является акционером проекта разработки газового месторождения "Шах-Дениз", вторая стадия которого должна быть санкционирована в этом году. Кроме того, Statoil рассчитывает получить 12% акций в проекте TANAP (Трансанатолийского газопровода).
Первоначально у SOCAR (госнефтекомпании Азербайджана) в этом проекте было 80%, еще 20% у турецкой стороны. Но Азербайджан намерен снизить свою долю до 51%, а остальные 29% переуступить иностранным компаниям. Statoil один из претендентов. Наряду с этим, Statoil заинтересован также в выборе для дальнейшей прокачки газа в Европу маршрута TAP (Трансадриатический газопровод – Греция-Албания-Италия), в котором имеет 42,5% акций, нежели Nabucco West, в котором он вообще не участвует. Вероятно, эти вопросы и обсуждал Эйде в Баку", предположил Шабан.
При этом он обратил внимание, что в своих публичных высказываниях норвежский министр не упоминал тему прав человека, а с оппозицией вовсе не встретился.
Эксперт предположил, что на данном этапе, вероятно, в списке приоритетов Норвегии энергетические интересы стоят выше, чем вопросы демократии и прав человека в Азербайджане.
Statoil владеет 25,5% акций в проекте "Шах-Дениз", общий объем запасов газа на этом месторождении, являющимся основным источником топлива для газопровода Nabucco, составляет 1,2 триллиона кубических метров. Кроме того, компания владеет 8,5% акций консорциума "Азери - Чыраг - Гюнешли", запасы нефти на этом месторождении, по данным госнефтекомпании Азербайджана, составляют 930 млн тонн.
Ранее, глава МИД Норвегии в интервью "Кавказскому узлу" заявил, что лидерам европейских стран не стоит упускать из виду сложное геополитическое положение Азербайджана, которое накладывает отпечаток на положение в стране.
"Азербайджан существует в сложном соседстве. Это иранское влияние, которое очень чувствуется. Я думаю, что активисты-правозащитники часто думают, что это всего лишь оправдание, но я склонен полагать, что это подлинное, существенное воздействие Ирана и его влияние на Азербайджан. И это совсем не продвижение демократии. С другой стороны - Туркменистан, серьезные проблемы в Армении", - обрисовал свое видение ситуации Эйде.
Проект TANAP предусматривает транспортировку газа с месторождения "Шах-Дениз" в Европу через Турцию. Первоначальная пропускная способность трубопровода, как ожидается, достигнет 16 миллиардов кубических метров в год. Около 6 миллиардов кубометров будут поставляться в Турцию, а остальное - в Европу.
В настоящее время 20-процентная доля в TANAP принадлежит турецким BOTAS и TPAO, SOCAR владеет 80-процентной долей. SOCAR намерена оставить за собой 51% долевого участия в проекте.
Проект TAP призван транспортировать газ из Каспийского региона через Грецию, Албанию и через Адриатическое море на юг Италии, и далее - в Западную Европу. Первоначальная мощность трубопровода TAP составит 10 миллиардов кубометров в год, с возможностью расширения до 20 миллиардов. Акционерами TAP являются швейцарская AXPO (42,5%), норвежская Statoil (42,5%) и немецкая E.ON Ruhrgas (15%).
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08