В Армении потерпевший по делу участников "Марша миллиона масок" заявил о нападении на него троих активистов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Армении в ходе суда по делу участников акции 5 ноября 2013 года "Марш миллиона масок" дал показания потерпевший, сотрудник полиции Гегам Хачатрян. Он заявил, что на него нападали трое участников акции, передает корреспондент "Кавказского узла".
Как сообщал "Кавказский узел", "Марш миллиона масок" прошел в Ереване 5 ноября 2013 года. После того как протестующие вступили в противостояние с полицией, были задержаны организатор акции, лидер партии "Цегакрон" Шант Арутюнян, и еще 19 участников, 14 из них затем было предъявлено обвинение в оказании сопротивления представителям власти с применением насилия. 31 марта стало известно, что обвинение изменено с оказания сопротивления представителям власти на хулиганство. 21 мая дело было передано в суд. 27 июня в суде подсудимые заявили о своей невиновности.
"Я решил нейтрализовать активистов"
16 июля в суде первой инстанции общей юрисдикции Кентрон-Норк-Мараш на допросе командир четвертого взвода подразделения "Ангелов" полиции, потерпевший Гегам Хачатрян, рассказал суду о столкновении между полицией и активистами.
Попытка участников акции перейти проспект Маштоца была пресечена, по словам потерпевшего, по его собственной инициативе, без указаний со стороны вышестоящего руководства, чтобы не допустить нарушения общественного порядка и "попрания прав людей, проезжающих по проспекту".
"Я решил нейтрализовать активистов", - заявил Хачатрян.
На вопрос адвокатов, почему законному обращению к участникам акции о незаконности их действий посредством громкоговорителя Хачатрян и другие сотрудники полиции предпочли применение насилия в отношении активистов, сотрудник полиции ответил, что "Шант Арутюнян попросил не озвучивать через громкоговоритель требование полиции".
"Полицейский дает ложные показания целенаправленно, чтобы сфабриковать уголовное дело", - заявил подсудимый Шант Арутюнян.
После этого между Арутюняном и потерпевшим произошла словесная перепалка. Затем судья Мнацакан Мартиросян объявил 30-минутный перерыв, после которого допрос Хачатряна был продолжен.
Потерпевший: удары мне наносили трое, один только толкнул
Столкновение, по словам потерпевшего, началось сразу после того, как Шант Арутюнян вышел на проезжую часть. После этого начались беспорядки, в ходе которых полицейский сам получил со стороны активистов удары.
"Удары нанесли Мкртич Ованнисян, Шаген Арутюнян и Армен Ованнисян. Участник в военной форме [имеется в виду участник карабахской войны, подсудимый Вардан Варданян] подошел и толкнул меня", - отметил Хачатрян, добавив, что почувствовал боль, в том числе острую.
В тот момент, когда Хачатряну наносили удары, к нему подошел его подчиненный Ара Мартиросян, также проходящий по делу в качестве потерпевшего, рассказал он. "К Аре Мартиросяну подбежал Тигран Петросян и толкнул его. Ара Мартиросян... потерял равновесие", - заявил Хачатрян.
На вопрос адвоката Тиграна Петросяна - Ары Закаряна, видел ли потерпевший, чтобы его подзащитный совершал другие действия в отношении Мартиросяна, Хачатрян подчеркнул, что "Тигран Петросян не ударял и не входил в потасовку с Арой Мартиросяном, он лишь толкнул его".
"Кавказский узел" сообщал 11 июля, что на предыдущем заседании суда Ара Закарян заявлял о противоречиях в показаниях потерпевшего Ары Мартиросяна. В первом протоколе допроса, по словам адвоката, Мартиросян заявляет, что Тигран Петросян толкнул его, а во втором протоколе уже утверждается, что Петросян "схватил Мартиросяна и начал его дергать и трясти".
Не более двух суток, по словам Хачатряна, он провел в реанимационном отделении больницы им. Св. Григория Лусаворича. Врачи после обследования поставили ему диагноз "сотрясение мозга". Сотрясение, как утверждает потерпевший, он получил от удара сына Шанта Арутюняна — Шагена.
Затем Хачатряна перевели в общую палату.
Потерпевший также отметил, что до 5 ноября 2013 года из арестованных не был знаком ни с кем, кроме Шанта Арутюняна. Остальных по именам ему представили сослуживцы, когда пришли навестить его в больнице, сказал Хачатрян.
Следователь, по словам потерпевшего, допрашивал его около трех часов, однако какой именно следователь вел допрос, он вспомнить не смог.
Изначально, как утверждает Хачатрян, ему было известно о мирной акции, а маски и палки в руках активистов, по его словам, носили чисто символический характер.
"Какую цель преследовала полиция, привлекая ряд ее подразделений, общее число которых в десятки раз превышало число активистов? Что вас заставило инициировать конфликт между участниками акции и полицией, поскольку по видеокадрам четко заметно, что инцидент начался именно с вас? Почему полицией не было использовано обращение к активистам посредством громкоговорителя?" - обратилась к Хачатряну адвокат Инесса Петросян.
Потерпевший заявил, что он находился в трех метрах от Шанта Арутюняна, когда услышал, как тот сказал, что шествие направляется к президентской резиденции, поэтому его долгом было пресечь движение. Однако Хачатрян не смог назвать никого из полицейских, кто бы мог подтвердить его слова. "Я не помню, кто был рядом со мной, и кто мог еще услышать об этом", - заявил он.
Показания Хачатряна ложны, заявил Шант Арутюнян, обращаясь к судье. "Если в видеоматериалах нет этого призыва с моей стороны, и никого нет, кто бы мог подтвердить ваши слова, как вы собираетесь доказать свою правоту? Вы клевещете и наговариваете на меня", - заявил подсудимый.
Хачатрян продолжил рассказывать об обстоятельствах столкновений. Первым на проезжую часть, по его словам, вышел Шант Арутюнян. В этот момент автомобили проезжали, и на проезжей части не было абсолютно никого, заявил потерпевший. Шант Арутюнян, по его словам, вышел до четверти дороги.
Однако адвокат Ара Закарян показал суду видеокадры, доказывающие обратное. Согласно материалам, по проспекту Маштоца в этот момент не проезжали машины, на проезжей части еще задолго до выхода Шанта Арутюняна находились как журналисты, так и лица в гражданской форме, передает корреспондент "Кавказского узла".
На многие вопросы адвокатов Хачатрян повторял: "Прошло много времени, не помню".
"Все действия с участием активистов Хачатрян описывает до мелочей, однако ни на один вопрос, выходящий за рамки протокола его же показаний, Гегам Хачатрян не может ответить", - обратил внимание судьи адвокат Ара Закарян.
Потерпевший "заучил лишь один текст, который четко рассказал суду", считает защитник.
"Кавказский узел" не располагает комментариями от участников процесса в связи с ходом судебного следствия.
Следующее заседание суда назначено на 18 июля.
источник: корреспондент "Кавказского узла"