Адвокаты раскритиковали власти Азербайджана после приговора активистам ПНФА
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Приговор по делу о финансировании партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) не обоснован, несправедлив и потому будет обжалован, заявили адвокаты осужденных активистов. Власти пытаются не только лишить финансирования партию, но и предупредить о возможных последствиях тех, кто пытается помогать политзаключенным, отметили правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", силовики обвинили члена президиума партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Агиля Магеррамова, председателя меджлиса молодежного комитета партии Руслана Насирли и главу районной организации ПНФА Бабека Гасанова, а также задержанных 9 и 10 мая 2018 года гражданина России Салеха Рустамова и Bидади Рустамли в отмывании денег. В суде адвокаты заявили, что подсудимые подверглись пыткам, никто из них не признал себя виновным. Суд приговорил Салеха Рустамова к 7 годам и 3 месяцам лишения свободы, члена президиума ПНФА Агиля Магеррамова – к 4 годам, главу Наримановского райотделения партии Бабека Гасанова - к 3 годам тюремного заключения. Племянник Рустамова Видади Рустамли и глава меджлиса молодежного комитета ПНФА Руслан Насирли осуждены каждый на 6 лет и 8 месяцев лишения свободы условно с трехлетним испытательным сроком.
По версии следствия, Салех Рустамов ежемесячно собирал у работающих в России азербайджанских предпринимателей средства на поддержку ПНФА. Общая сумма, переданная через его племянника, составила 412 тысяч долларов. Эти деньги, по версии обвинения, были переданы лидеру партии Али Керимли. Сам Керимли отверг обвинения в отмывании денег.
Во время вынесения приговора зал Бакинского суда по тяжким преступлениям был переполнен. В зале, рассчитанном на 40 человек, все места были заняты. Среди тех, кто пришел поддержать подсудимых, были лидер ПНФА Али Керимли, активисты партии и гражданского общества, правозащитники, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший в зале.
Еще около 40 человек остались ждать окончания суда на улице. В отличие от предыдущих заседаний по этому делу полиция не препятствовала активистам.
Активисты рассказали о политическом характере обвинений
На заседании с последним словом выступили адвокаты и сами обвиняемые. Они заявили о необоснованности обвинения и призвали суд вынести оправдательный вердикт,
Обвинение квалифицировало как "отмывание денег" средства, которые Салех Рустамов направлял в качестве финансовой помощи ПНФА для поддержки семей политзаключенных. Несостоятельны обвинения и в незаконном предпринимательстве, заявила адвокат Салеха Рустамова Ирада Гасанова.
"Если Салех Рустамов не занимался предпринимательством в Азербайджане, то как можно его обвинять в этом? Следствие направляло запросы в правоохранительные органы России и выяснилось, что в предпринимательской деятельности этого человека не было нарушений закона. Он действовал законно, исправно платил налоги. Если человек сам расходует свои деньги на помощь людям, то в чем тут криминал? Салех Рустамов не преступник, а интеллигентный человек. В начале 1990-х гг., будучи главой Гедабекского района (расположен на границе с Арменией), лично участвовал в отряде самообороны, защищал села района. Он посылал деньги не только семьям политзаключенных в Азербайджане, но и занимался благотворительностью в России", - сказала адвокат Гасанова.
Всем обвиняемым инкриминируется "отмывание" 412 тыс. долларов США, напомнила она.
"В обвинительном акте также написано, что Салех Рустамов, помимо собственных пожертвований, собирал также средства у азербайджанцев, проживающих в РФ, для пересылки средств ПНФА. Однако на запрос следствия из РФ пришел ответ, что на тот счет поступило всего 168 тыс. рублей (примерно 2500 долларов). Эта цифра сама по себе показывает, что следствие раздуло сумму", - сказала Гасанова.
Салех Рустамов в последнем слове сказал, что сумма средств, присланных для семей политзаключенных, за несколько лет не превысила 10 тыс. долларов.
Агиль Магеррамов, отвергнув обвинения, заявил, что дело носит политический характер.
"Когда меня арестовали, моим дочкам-близнецам, было 4 месяца. Сейчас им год и два месяца. Меня лишили возможности принять участие в их первом дне рождения. Если бы меня спросили, стоило ли было идти на такие лишения ради политической борьбы, я бы ответил утвердительно. Для меня неприемлемо жить с рабским мышлением. Беды любого общества начинаются с покорности. Люди могут быть счастливы только тогда, когда обретают справедливость. И я горжусь тем, что всегда в рядах, кто в постоянном поиске справедливости", - сказал Магеррамов.
Бабек Гасанов также назвал это дело "политическим".
"Это дело - продолжение кампании давления на ПНФА, начавшейся с 2006 года. Сначала у нас отобрали офис, потом взорвали другое помещение, где партия размещалась. Последовали аресты наших товарищей по надуманным обвинениям. Было "Нардаранское дело", где у активистов "Мусульманского единства" пытались выбить показания о связях Али Керимли (лидер ПНФА) с исламистами. Не получилось. Наконец, наше дело сфабриковали, чтобы арестовать Али Керимли за "отмывание денег". Но дело вызвало большой резонанс в мире и вновь у них "сорвалось". Никакие аресты нас не сломят. По совокупности статей обвинения мне грозит 19 лет лишения свободы, но если даже мне дадут 38 лет, все равно я не сверну с пути борьбы за свободу и демократию в Азербайджане. Я не молю у этого суда пощады, ибо знаю, что судьи принимают решения не по своей воле, если бы это было бы так, то, наверное, они оправдали бы нас", - сказал Гасанов.
"Мы не опасны для общества, мы опасны для тех, кто тянет общество в болото", - заявил Руслан Насирли.
Видади Рустамли был краток и сказал, что не совершал преступлений, просил оправдать его.
После 10-минутного перерыва суд зачитал приговор.
Представители посольств РФ и США, наблюдавшие за процессом, воздержались от комментариев.
Следствие раздуло сумму, переведенную для семей политзаключенных
Вердикт суда будет обжалован, заявил корреспонденту адвокат Бабека Гасанова Джавад Джавадов.
"Абсолютно несправедливый и незаконный приговор, который не отразил содержание судебного следствия. Это дело можно отнести к казусным. Суд допросил лиц, которые осуществляли внебанковские переводы. То есть деньги в Москве передавались одним лицам, а их представители на месте отдавали средства племяннику Салеха Рустамова Видади Рустамли, а тот - другим фигурантам дела для оказания помощи семьям политзаключенных. Люди, которые осуществляли фактически банковские функции, оказались лишь в статусе свидетелей, хотя именно их действия можно было бы квалифицировать как незаконное предпринимательство, поскольку они на этом зарабатывали, забирая себе проценты. А лица, которые никакой коммерческой выгоды не преследовали, теперь получают тюремные сроки. Кроме того, сумма 412 тыс. долларов, якобы переданная ПНФА, астрономически раздута. Большую часть этой суммы составили переводы лично Видади Рустамли от его компаньона в России на покупку жилья в Баку, ремонт квартиры и покупку мебели. Общая сумма, предназначенная для семей политзаключенных, пересланная в течение нескольких лет, не превысила и 10 тыс. долларов", - сказал адвокат Джавад Джавадов.
Суд не расследовал заявления о пытках
Защитник Агиля Магеррамова Агиль Лаиджев также выразил несогласие с приговором.
"Суд не доказал вины подсудимых. При этом многие ходатайств защиты были оставлены без удовлетворения. Суд не расследовал жалобы подсудимых на пытки, не допросил дополнительных свидетелей, о чем ходатайствовала защита. То, что совещание суда перед вынесением приговора продолжалось около 10 минут, также свидетельствует о том, что заключительные выступления защиты и подсудимых были формальностью, поскольку решение суда уже было предопределено", - сказал Лаиджев корреспонденту "Кавказского узла".
Он также отметил, что приговор будет обжалован.
Руслан Насирли рассказал о пытках
Адвокаты Рустамова, Рустамли и Насирли также сказали, что намерены подать апелляцию.
Освобожденный в зале суда Насирли назвал приговор "далеким от права и логики".
"За одни и те же инкриминируемые деяния Бабека Гасанова и Агиля Магеррамова осудили соответственно на 3 и 4 года лишения свободы, а мне дали условно наказание. Где тут логика? Вообще мы никаких преступлений не совершили. Мы передавали небольшие суммы, пересылаемые Салехом Рустамовым, от его племянника Видади Рустамли семьям политзаключенных", - сказал Насирли корреспонденту "Кавказского узла".
Он добавил, что дал признательные показания под угрозой пыток и шантажа.
"В Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД я слышал ужасные крики из соседних комнат. Я сначала не знал, кто это. Мне сказали, что это Бабек и Агиль и то же самое будет с тобой. Они даже принесли черный прибор для пуска электрического тока по телу", - сказал Насирли.
По его словам, мучения продолжались и в Бакинском СИЗО-1.
"45 дней нам не давали прогулок. В жаркие летние дни мы оставались в камере. Восемь месяцев нам не давали телефонных разговоров", - сказал он.
После решения суда помощи могут лишиться те осужденные, которые сильно в ней нуждаются, отметил координатор Центра семей политзаключенных Зафар Ахмедов.
"Часто политзаключенные до своего ареста были единственными кормильцами семьи. С их арестом семья остается без средств к существованию... нужны бывают средства для передач в тюрьму, покупку необходимых для заключенных вещей, лекарств. Для самой семьи нужны бывают средства для подготовки детей к школе, покупки им школьных принадлежностей, одежды, для заботы о пожилых", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Зафар Ахмедов, который сам является отцом политзаключенного Фуада Ахмедли.
Салех Рустамов, которому сейчас 55 лет, в 1992-93 гг. при правительстве Народного фронта был главой администрации Гедабекского района, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" зампред Высшего меджлиса ПНФА Ирада Нариман.
"Несмотря на молодой возраст, Салех Рустамов на посту главы района пользовался большим авторитетом среди населения. Он организовал оборону приграничных с Арменией сел и часто посещал передовые позиции, находился в окопах вместе с бойцами. Под личным его руководством была проведена операция по освобождению села Башкенд, что позволило обеспечить безопасность окрестных населенных пунктов", - сказала Нариман.
В 1998 году Рустамов уехал в Россию, где наладил небольшой обувной бизнес и впоследствии получил российское гражданство.
"Его племянник Видади к политике и к этому делу вообще не имеет отношения. Он передавал деньги, которые слал ему дядя, активистам ПНФА для оказания помощи семьям политзаключенным", - заявила Нариман.
25-летний Руслан Насирли, 29-летний Агиль Магеррамов и 45-летний Бабек Гасанов активно участвовали в партийной жизни, в частности, в подготовке протестных акций. За это они не раз были подвергнуты административному аресту, рассказала зампред Высшего меджлиса ПНФА, напомнив, что Гасанов отсидел тюремный срок за участие в митинге оппозиции 2 апреля 2011 года.
"Дело о финансировании ПНФА" носит политический характер, считает глава "Клуба прав человека" Расул Джафаров.
"Очевидно, что людей осудили по сфабрикованным обвинениям в политических целях. Это был показательный суд. Это месседж тем, кто помогает оппозиции или хочет помогать, что подобная деятельность будет строго караться. В то же время это посыл партии, что оставаясь непримиримой оппозицией, она обречена на лишение всех независимых источников финансирования", - сказал Джафаров корреспонденту "Кавказского узла".
Ранее глава Института общественной политики Бахтияр Гаджиев отмечал, что правоохранительные органы, расследуя финансирование ПНФА, не пытаются разобраться в источниках доходов правящей партии и провластных организаций.
"По крайней мере до сих пор известных общественности таких расследований не было", - сказал Гаджиев, комментируя выдвинутые против активистов ПНФА обвинения.
Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.
Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
14 ноября 2024, 00:37
-
13 ноября 2024, 21:47
-
13 ноября 2024, 20:03
-
13 ноября 2024, 19:22
-
13 ноября 2024, 16:17
-
13 ноября 2024, 14:47