Силовики в Чечне поставили на поток эксплуатацию вайнахских традиций
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Контроль отца даже за взрослым сыном согласуется с нормами поведения в чеченском обществе, а извинения родителей не считаются позором, отметили востоковед Михаил Рощин и чеченский политолог Руслан Мартагов, комментируя видеоролик беседы силовиков с молодыми нарушителями правил дорожного движения и их родителями. Публичные раскаяния родителей за малозначительные проступки детей сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов счел "анекдотичными".
Что было потом: Пользователи соцсети сочли унизительными извинения отцов задержанных чеченцев
Как сообщал "Кавказский узел", отцы юношей, уличенных чеченскими силовиками в нарушении правил дорожного движения, заявили на камеру, что опозорены поведением сыновей. Силовикам не следовало унижать родителей, указали пользователи Instagram и местные жители.
Чеченские силовики и раньше практиковали публичное порицание за опасное вождение. Так, 24 марта силовики отчитали двух участников свадебного кортежа, которые нарушили правила дорожного движения - они несколько раз специально столкнулись, управляя автомобилями, при этом заезжали на тротуар. Ролик об этом был опубликован в Instagram. Пользователи соцсети и жители Чечни не одобрили поведение водителей, но посчитали излишним их публичное порицание.
Один из молодых людей, попавших на кадры видеоролика, передал управление легковой машиной второму жителю Чечни, не имеющему водительских прав, и последний совершал опасные маневры на дороге, сообщили корреспонденту «Кавказского узла» в управлении МВД по республике.
«Трое совершеннолетних парней устроили опасное вождение на автотрассе на взятом одним из них напрокат в автосалоне автомобиле Toyota Camry. Свои действия они сняли на камеру мобильного телефона, видеозапись получила широкое распространение. По данному факту была организована проверка, нарушители и их отцы были вызваны в Управление ГИБДД, где с ними провели беседу», - пояснили в ведомстве.
В отношении двух из троих жителей Чечни составлены административные протоколы. В отношении парня, взявшего напрокат автомобиль, административный протокол составлен по статье о «передаче управления транспортным средством лицу, не имеющему водительских прав» (ч. 3 ст. 127 КоАП РФ). Второй протокол составлен в отношении управлявшего машиной без водительского удостоверения – по статье об «управлении транспортным средством водителем, не имеющим водительских прав» (ч. 1 ст. 127 КоАП РФ), пояснили в ведомстве. Максимальная санкция по данным частям статьи предусматривает до 15 и 30 тысяч рублей штрафа соответственно.
Во время беседы с чеченскими силовиками присутствовавший там же отец одного из юношей заявил, что опозорен. "Несмотря на то, что каждый вечер вам говорят «нельзя», опозорились не они, а я и вот он", - заявил он, указав на еще одного мужчину. Второй мужчина согласился, что опозорен. "Я отец того парня, что выехал на машине. Я очень сильно опозорен из-за того, что он сделал. В последующем сделаю все, чтобы больше он такого не допустил ", - сказал этот человек.
Отцы совершеннолетних и несовершеннолетних детей несут ответственность за их поведение согласно сложившимся традициям, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин. По его словам, существует этический кодекс чеченцев "Къонахалла", однако в нем нет специальный пунктов о том, что родители должны нести ответственность за поведение своих детей.
«Может, написанные в прошлом нормы сейчас как-то иначе трактуются и касаются уже ответственности родителей за детей […] Но то, что (в "Къонахалла") отдельным разделом об этом не написано, не значит, что родители не несут ответственность. Они несут. И так сложилось в результате чеченских традиций и обычаев. Пока отец здоров, в здравом уме, он несет ответственность за своего сына. И не столь важно, сколько уже сыну (лет). Конечно, если сын уже очень взрослый, то речь пойдет и про ответственность за более серьезные деяния, а не за вождение. Отец перестает нести ответственность, когда уже физически не может этого делать», - пояснил корреспонденту «Кавказского узла» Рощин.
Этический кодекс "Къонахалла" начал складываться в первом тысячелетии до новой эры и окончательно сформировался в XVII–XVIII веках, на характер этого свода заповедей (а всего их 55) оказали заметное влияние драматические события времен нашествия на Кавказ монголов, отметил сотрудник Центра поддержки чеченской культуры "ЛАМ", кандидат филологических наук Леча Ильясов в предисловии кодекса, изданного в 2008 году. Кодекс чести регламентирует каждый поступок, отношение к старикам, женщине, детям, к природе и животным.
Рощин также отметил, что часто проступок сына является более позорным для отца, чем для самого сына. «Поведение сына отражает то, какое воспитание ему дал отец. Если сын что-то недопустимое сделал, то, по местной логике, отец где-то что-то не так сделал. Поэтому отец считает необходимостью следить за поведением сына, контролировать его действия, чтобы не оказаться в ситуации, когда надо извиняться», - отметил эксперт.
Рощин уверен, что извинения родителей за проступки детей стали в Чечне обычным явлением. «Это, по сути, узаконенная практика в республике. К этим извинениям относятся с пониманием и не считают позором. Позор скорее относится к поступку сына, а не к извинениям. Общество так и воспринимает ситуацию», - полагает востоковед.
Он также выразил мнение, что публичное осуждение молодых людей сотрудниками ГИБДД осуществляется не просто так. «В республике существует реальная проблема с соблюдением правил ПДД. Очень много нарушений. Поэтому руководство республики обращает на это внимание и пытается вот таким образом решить проблему. Молодые люди увидят, как ругают за опасное вождение и сами начнут соблюдать правила вождения», - заключил Рощин.
В этическом кодексе чеченцев "Къонахалла" не содержится пункта об ответственности родителей за проступки своих детей. Пункт 43 гласит, что "къонах (или "достойный муж") отвечает за свои слова и поступки. Он выполняет данное слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает клятвы".
Чеченский политолог Руслан Мартагов также отмечает, что "Къонахалла" не регулирует вопрос ответственности родителей за детей.
«Для чеченца не надо записывать пункт о том, что родитель отвечает за поведение своего ребенка. Это и так в нашей природе - что отец несет ответственность за совершеннолетнего и несовершеннолетнего сына. Но уровень ответственности градируется степенью взрослости ребенка. В любом случае отец несет ответственность при любом возрасте, но эта ответственность разная в зависимости от возраста сына. Даже если сыну 35 лет, родитель все равно несет ответственность за его поведение. Это регулируется не по "Къонахалла". Но сегодня пункты (кодекса) в этом плане трактуются так, что чеченец до самой своей смерти ответственен за своих родственников», - пояснил корреспонденту «Кавказского узла» Мартагов.
По его словам, контроль отца за взрослым сыном согласуется с нормами поведения в чеченском обществе. «Опасное вождение – это общественно опасное деяние, и в этом случае вполне нормально требовать от родителей усиления контроля за их сыновьями. Правомерно также требовать извинений родителей за проступок их детей. Это не является позором. Позор – это проступок сына, а не извинение отца за этот проступок. Извинение означает, что он понял, что не уследил за поведением сына и просит прощения с тем, чтобы в будущем следить и не допустить повторения проступка. Это нормальное явление», - отметил Мартагов.
Смысл некоторых пунктов этического кодекса чеченцев сегодня трактуется по-иному, считает старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
«Речь идет о том, что согласно "Къонахалла", чеченец несет ответственность за представителей своего рода. Отсюда и идет также кровная месть. Но нет там пункта какого-то об ответственности родителя за совершеннолетнего или несовершеннолетнего ребенка. То есть принято, что все друг за друга отвечают. Но это уже принимает такие анекдотические формы, когда отец берет на себя ответственность за нарушение правил ПДД своим сыном и извиняется за это. Мне кажется, сегодня это уже выхолащивание этих обычаев», - отметил Ярлыкапов.
По словам эксперта, есть обстоятельства, при которых отец несет ответственность за сына вне зависимости от возраста.
«Если речь идет, например, об убийстве, то за это отец несет ответственность при любом возрасте своего сына. Кстати, ответственность несет не только отец, но и весь род человека, который совершил убийство. Но за какие-то мелкие нарушения взрослый сын отвечает сам. Так практически с 15-16 лет. Но отцы могут следить за поведением своих детей, чтобы проступков не было. Такой контроль за взрослым сыном согласуется с нормами поведения в чеченском обществе. Но я не слышал, чтобы это касалось нарушений ПДД», - отметил он.
Ярлыкапов считает, что нарушения правил дорожного движения ранее никогда не входили в список деяний, за которые отцы были опозорены. «Особенно на Северном Кавказе, где в общем-то к силовым структурам не очень уважительное отношение. Поэтому мне кажется, что такая ситуация – новшество. Но сами публичные извинения отцов за детей в чеченском обществе воспринимаются нормально, поскольку есть понимание, что в большинстве случаев это вынужденная мера для отцов», - подчеркнул Ярлыкапов.
Публичные извинения за малозначительные проступки идут вразрез с кавказскими традициями, которые предписывали горцам каяться перед старейшинами только за серьезную провинность, ранее заявляли академики Сергей Арутюнов и Владимир Бобровников. Горцы придавали значение не словам извинения, а деятельному раскаянию, отметил исследователь Руслан Гереев.
В Чечне считается нормальным отвечать за действия молодых людей, если им всего 18-19 лет, отмечает руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций" Алексей Малашенко.
«Если совершившему проступок молодому человеку 18-19 лет, то в этом случае нормально, когда отец обещает, что будет следить за ним и пытаться не допустить повторения проступка. Принято, что отец ответственен за сына. Но это до определенного возраста. Например, если сыну 40 лет, тогда отец такого сына не может нести ответственность за то, что сын нарушает правила ПДД. Это уже такой возраст, когда человек сам должен контролировать свое поведение», - уточнил корреспонденту «Кавказского узла» Малашенко.
По его мнению, публичные извинения отца за сына могут быть позорными для него. «Одно дело, когда ты извинился за проступок сына перед соседом, но совсем другое, когда тебя показывают по ТВ, и ты вынужден извиняться за проведение сына. Несмотря на то, что все привыкли к таким извинениям и воспринимают это как такой некий норматив, поскольку в республике такие правила, но все равно отцу не очень приятно вынужденно извиняться», - отметил Малашенко.
Как сообщал "Кавказский узел", практика публичных покаяний с участием родственников стала обыденностью для Чечни. Так, 9 июля брат живущего в Европе блогера Минкаила Мализаева записал видеообращение с извинениями за его критику в адрес властей Чечни.
Подробнее о случаях принуждения к извинениям, которое с подачи Рамзана Кадырова практикуется и за пределами Чечни, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин" и в "Хронике публичных извинений на Кавказе".
Материалы о практике публичных покаяний "Кавказский узел" отслеживает на тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет".
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08